Из опыта работы. Здоровье школьника (психологический комфорт)
статья по зож по теме

Куприянова Наталья Александровна

Психологический комфорт школьника является одним из основополагающих факторов для успешного обучения. В статье представлен опыт работы по созданию благоприятного климата в классном коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_opisanie_opyta_raboty_2.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Здоровье школьника (психологический комфорт)

        В последнее время общество серьезно задумалось о здоровье подрастающего поколения, так как этот фактор является одним из показателей благополучия государства. По данным РАМН наиболее распространенными проблемами являются:

ухудшение зрения (за период обучения в школе количество детей, у которых ухудшилось зрение вырастает примерно на 8 %)

нарушение осанки (возрастает на 14 %)

рост нервно- психических расстройств (на 11 %)

Исследования ИВФ РАО позволяют выделить следующие факторы риска по значимости и силе влияния на здоровье учащихся:

        1 Стрессовая ситуация во время учебного процесса

2 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3 Несоблюдение санитарно- гигиенических норм организации учебного процесса

4 Отсутствие или недостаточные знания родителей в вопросах сохранения здоровья школьников

5 Интенсификация учебного процесса;

6 Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

        7 Отсутствие системы в работе по формированию ЗОЖ

Современный мир можно сравнить с пейзажем, мелькающим за окнами скоростного поезда. Это не может не повлиять на здоровье школьника. А, следовательно, задачей учителя является создание таких условий, чтобы учебный процесс не наносил ущерб здоровью. Здоровье школьника- это категория, имеющая две основные составляющие: физическое здоровье и психо- эмоциональное состояние. На обе эти категории в большей или меньшей степени оказывают влияние общество, семья, школа (учителя, одноклассники и т. д.). Мы знаем, что усвоение учебного материала может быть успешным лишь в том случае, если обучающийся здоров. Соответственно, сохранение здоровья является важнейшим фактором для всех участников образовательного процесса.

Школьная жизнь имеет несколько критических точек, влияющих на здоровье школьника. Это прежде всего, поступление в школу, которое сопровождается уменьшением объема двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. Приобретение новых обязанностей, знакомство и принятие (или непринятие) новых требований, смена коллектива. Второй точкой является переход из начальной школы в среднее звено. Наряду с физиологическими изменениями организма, школьники вновь сталкиваются с увеличением нагрузки (начальная школа- 22 часа /во 2- 4 классах/, средняя школа- 29 часов / в 5 классе /), изменяются требования. Последний этап- это период, когда  школьник встает перед выбором будущей профессии и начинает подготовку к экзаменам. На данном этапе увеличивается нагрузка на зрение, времени на отдых ( в том числе и активный) не остается. Что приводит к формированию функциональных расстройств и переходу различных нарушений в хронические заболевания. Таким образом, мы можем выявить следующие противоречия, с одной стороны государство выдвигает заказ на сохранение здоровья школьников (3 ий урок физкультуры), а с другой стороны наблюдается снижение показателей здоровья школьников. Организация современного образовательного процесса вызывает у школьников постоянные перегрузки. В результате система школьного образования на данный момент имеет здоровьезатратный характер.

Перед нами встала проблема  каким образом изменить ту тенденцию, которая прослеживается в последние годы. Цель моей работы: сформировать у обучающихся необходимые знания и умения по здоровому образу жизни и способствовать сохранению здоровья обучающихся на период обучения в начальной школе, поддерживать комфортный психологический климат в коллективе, а в дальнейшем продолжить работу в среднем звене. За основу моей работы были взяты следующие положения Закона РФ «Об образовании»

1 это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);

2 это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст51).

Что же необходимо для реализации поставленной цели?                                                          1 Процесс обучения и воспитания должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.                                                                            2 Необходимо соблюдать санитарно- гигиенические требования для ОУ.                                  3 Работа учителей должна быть направлена не только на обучение, но и на создание комфортной психологической обстановки в классе.                                                                     В связи со спецификой работы говорить только о работе учителя в начальной школе нельзя. Должность учителя неразрывно связана и с классным руководством, что накладывает свой отпечаток на работу по реализации здоровьесберегающих технологий.

Первый часть-  сохранение физического здоровья обучающихся.                           Соблюдение санитарно- гигиенических требований (режим проветривания, влажная уборка помещений) это первая ступенька к сохранению здоровья обучающихся. Для снятия напряжения, связанного долгим нахождением ребенка в определенном положении, мною проводятся физкультминутки. Но хотелось бы обратить внимание, что применение физкультминуток должно быть разнообразно. На уроках письма необходимо не только выполнять гимнастику для глаз («Волшебный карандаш»),  но и использовать упражнения для разминки шейного отдела позвоночника («Яблочко на тарелочке»), для подготовки руки к письму («Расческа»). В период сильного эмоционального напряжения (например на уроках литературного чтения) я провожу «минутки тишины».  Для снятия усталости, в процессе работы меняю виды деятельности, задействую разные каналы восприятия информации. Да и способы получения знаний должны быть различны: чтение, слушание, работа в парах сменного состава, работа в группах. На переменах детям нужно обеспечить двигательную активность. Поэтому мы проводим активные игры, гимнастику для ног (хождение по веревке, захват и поднятие ногами предметов). Хотелось бы отметить, что активный отдых на должен занимать все время перемены, так как в настоящее время у большинства детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Также мы должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся, некоторым из детей хочется тишины. Для таких ребят я стараюсь обеспечить возможность для уединения.

Вторая часть- сохранение психологического здоровья.                                                                    

Важнейшими составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика школы, по мнению специалистов, являются:

- отношение школьника к самому себе – устойчивая положительная оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться и имеющего адекватный уровень притязаний;

- отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения;

- устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя), родителей и актуальными возможностями ребенка;

- активность и автономность поведения учащегося – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;

- взаимодействие школьника со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;

- умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, стремление трудиться в едином темпе со всем классом;

- сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность плана умственных действий и др.

На психо- эмоциональное состояние обучающегося влияют различные факторы.

Первым из них является влияние семьи. Поэтому на всех родительских собраниях я с родителями обсуждала проблемы детей, проводила индивидуальные консультации. Вторым фактором является сама школа. Взаимодействие с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с учителями на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие им личности педагога Задача учителя (классного руководителя) беседовать со всеми учителями, работающими в классе, предупреждать об особенностях обучающихся, посещать уроки с целью наблюдения за поведением детей, за способом общения с ними педагога. Регулярно беседовать с детьми с целью выявления проблем.

Третьим фактором является сам детский коллектив. Работа по созданию благоприятной атмосферры для всех членов детского коллектива является самой трудоемкой и продолжается весь период обучения.

Психологический комфорт – состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которое переживает ребенок, находясь в стенах школы. Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Первым этапом данной работы был этап наблюдения.

Период данного этапа совпадает с периодом адаптации первоклассника. Задачами данного этапа являются:

- выявление следующих моментов: посещал ли ребенок дошкольное учебное заведение, либо находился дома

- является ребенок левшой или правшой

- есть ли в классе дети, которые были знакомы до школы

- посещают ли дети учреждения дополнительного образования

- как ребенок общается с другими детьми (быстро ли идет на контакт)

Второй этап- знакомство детей.

Конечно, сам период знакомства проходит в первые дни сентября, именно в эти дни ребенок узнает имена товарищей, запоминает, как зовут первую учительницу. Но в данном случае. я говорю о знакомстве детей с индивидуальными особенностями товарищей (кто- то из малышей носит очки, кто- то боиться говорить и т.д.). Каждый из недостатков я стараюсь превратить в достоинство (модную или оригинальную изюминку). Например, очки- являются модным аксессуаром в этом году. Веснушки на лице- признак любви солнца. Волосы. торчащие дыбом- креативная прическа. Этот разговор обычно превращается в забавную игру. Ребята пытаются найти в себе что то, что будет отличать их от остальных. Такие маленькие изюминки помогают детям лучше запомнить своих одноклассников. Пусть имена малыши запомнят не сразу, но они точно определят, что этот мальчик или девочка являются одноклассниками.

В первые дни для ребенка страшны неудачи, поэтому ежедневно выходя к родителям мы с ребятами придумывали новые характеристики для нашего класса. Например сегодня мы гениальные,  завтра- замечательные, послезавтра- великолепные. Ребята с удовольствием придумывают эти слова, но самое интересное, что родители тоже замирают в ожидании, встречая своих детей. Для детей такая игра помогает познакомиться со словами, которые в дальнейшем можно использовать для комплиментов.

Именно в этот период я знакомлю детей с русской народной сказкой «Отец и сыновья». Мы выясняем, что вместе мы- сила. Я знакомлю детей с символом «Кулачок». Большой палец- учитель, средний- ты сам, остальные- твои соседи, одноклассники, ладошка- школа. Если мы сжимаем кулачок вместе, то показываем нашу силу, поддержку. Так, поднятый кулак одноклассника  для моих детей  является не символом угрозы, а знаком того, что у него есть друзья, которые помогут.

Третий этап самый длительный и сложный. Именно в этот период формируются приятельские (дружеские отношения), дети учатся общаться и беречь друг друга. Здесь важен пример взрослых, поэтому я тщательно слежу за тем, чтобы на всех уроках была благоприятная атмосфера. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

 Во время учебного процесса я ввожу понятие «Помощь другу» (по аналогии с игрой «Кто хочет стать миллионером»). Ребята с удовольствием просят помощи у товарищей в случае затруднения, мне данный способ помогает выявить детей, которые испытывают затруднения в обучении, тех ребят, которые не уверены в себе, либо были обделены вниманием одноклассников. Далее мы переходим к работе в малых группах. Сначала группы я формирую самостоятельно, чтобы дети, которые испытывают проблемы в общении не были «задавлены» более активными товарищами. По прошествии некоторого времени, группы ребята формируют самостоятельно. Также на уроках я обязательно отмечаю успехи ребят, причем даже самая маленькая победа фиксируется. Это приводит к тому, что ребята начинают искренне радоваться любым положительным изменениям в жизни одноклассников.

В течение всего третьего этапа мы учимся говорить НЕТ и выражать эмоции с помощью слов, рисунков. Когда ребенок раздражен, он не всегда может контролировать свой гнев. Я предлагаю ему сыграть в игру «Крокозябра». Смысл данной игры в том, что ребенок рисует свой гнев на листе бумаги или лепит из пластилина, затем этот рисунок рвется и (или) выбрасывается в мусорный бак.

В детском коллективе очень часто ребята оскорбляют друг друга, избавиться от этого достаточно тяжело, процесс может протекать долгий период времени. Мы с ребятами, чтобы решить такую проблему, придумываем «вкусные обзывашки». Таким образом, процесс обзывания переходит в игровой процесс, а оскорбительные слова постепенно выходят из лексикона детей.

На данном этапе есть еще один важный момент на который хочется обратить внимание. Мы учимся общаться с родителями. Для этого я с ребятами делаю разные сюрпризы для пап и мам, например синквейн, посвященный 8 марта и т.п.

Ребенок не огражден от окружающего мира, поэтому в этот период мы начинаем активно путешествовать. В процессе поездок ребята наблюдают за окружающими, учатся правилам поведения в общественных местах. Что помогает ребятам не испытывать дискомфорт в том случае, если они окажутся в незнакомом коллективе.

Также в этот период я обязательно провожу с детьми игру «Тайный друг». Смысл данной игры в том, чтобы удивлять одноклассников приятными мелочами, при этом себя не обнаруживая. Эта игра очень помогает раскрыться стеснительным детям, так как проявить свои чувства открыто для них очень тяжело.

На четвертом этапе мы учимся дарить добро. В этот период ребята с удовольствием участвуют в акциях «Помощь детскому дому», «Помощь приюту для животных». Но главным мероприятием данного этапа является подарок для родителей. В нашем случае- это организация новогоднего праздника для родителей самими детьми. Здесь подспорьем учителю могут являться уроки литературного чтения, на которых дети могут выбрать произведение для театральной постановки, отработать навыки выразительного чтения. На уроках технологии и ИЗО мы делаем декорации, сувениры для конкурсов, подарки. На уроках физической культуры (ритмики) ребята репетируют танцы. Задача учителя на данном этапе лишь координировать процесс. Данный этап может проходить очень длительный период времени. для нашего класса самым приятным моментом на данном этапе было признание ребят в любви ко всему классу.

С окончанием начальной школы данная работа не должна заканчиваться, так как процесс здоровьясбережения длится в течение всей школьной жизни. Задача учителей средней школы продолжить работу, а также способствовать укреплению навыков здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта младших школьников

Как можно сделать внеклассную жизнь воспитанников комфортной...

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья

В презентацию включены следующие рубрики:-факторы формирующие здоровье ребенка-психологический комфорт, для чего он необходим-виды нагрузок...

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников

Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....

Выступление "Психологический комфорт в школе. Как его достичь?" (Из опыта работы)

В выступлении я представила, как работаю над сплочением детского коллектива в первом классе, создавая детям комфортное пребывание в школе....