Здоровьесберегающие технологии в школе
материал по зож на тему

Тумакова Валентина

презентация + комплекс упражнений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в школе

Слайд 2

«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы.» Томас Карлейль

Слайд 3

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ( ВОЗ )

Слайд 4

Результаты исследований За последние годы произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников По данным исследований: 10% -здоровые дети 40%-с хроническими патологиями У каждого второго выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний

Слайд 5

В нашей школе было проведено анкетирование «Твоё здоровье» и медицинский осмотр учащихся В результате которых получены следующие данные : Часто ли ты болеешь? Считаешь ли ты себя здоровым человеком?

Слайд 6

Факторы, негативно влияющие на твоё здоровье Какие проблемы беспокоят тебя?

Слайд 7

Какие из заболеваний ты связываешь с учебной деятельностью? Ваши предложения по сохранению здоровья в школе увеличение уроков физкультуры соблюдение теплового режима в школе сокращение продолжительности урока

Слайд 8

Заболеваемость учащихся

Слайд 9

Состояние здоровья учащихся школы

Слайд 10

Вывод Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, их состояние здоровья ухудшается. Основными проблемами учащихся на сегодняшний день являются: 1.Заболевания органов зрения (снижение зрения) 2.Заболевания нервной системы 3.Нарушение осанки, сколиоз

Слайд 11

Таким образом необходимо создание условий, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся. Применение здоровьесберегающей образовательной технологии целью которой должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Слайд 12

Здоровьесберегающие технологии в школе Организация горячего питания и витаминизация 3-й час физкультуры (начальные, 5-й, 10-й,11-й кл.) Физкультминутки и динамические паузы Пересаживание в связи с профилактикой заболеваний зрения Психологические тренинги и мероприятия по ЗОЖ Смена видов деятельности на уроке Проведение гимнастики для глаз

Слайд 13

Организация горячего питания и витаминизация - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков 2. Пересаживание учащихся в связи с профилактикой заболеваний зрения необходимо каждое полугодие пересаживать детей на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от доски и проведение разминки и гимнастики для глаз во время урока (например, рука вытянута, смотреть на конец указательного пальца, медленно приближать палец. Игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении, специальные комплексы упражнений для зрения) 3. Физкультминутки и динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки . Физкультминутки проводятся на каждом уроке между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 мин. 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.

Слайд 14

4. Смена видов деятельности на уроке В норме должно быть 4–6 смен видов деятельности на уроке -например, технология Шаталова. Работа в парах или мелких группах «вертушка», т.е. активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую -использование 2-ух досок, когда учащиеся поневоле совершают поворот от одной доски к другой, тем самым сохраняют интерес к уроку и активность участия в нём. 5. 3-й час физкультуры Необходимость введения 3-го часа урока физкультуры продиктовано снижением двигательной активности обучающихся . Целью этого является создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся. Содержание 3-го урока физкультуры направлено не только на реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как ритмика, национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры и .д. 6 .Психологические тренинги и мероприятия по ЗОЖ

Слайд 15

Вывод Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека применяя данные здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися, мы обеспечим школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформируем у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научим использовать полученные знания в повседневной жизни .

Слайд 16

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости создания школьной программы «Здоровье»



Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений для снятия усталости глаз,
профилактики близорукости и улучшения зрения

Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их.

1. Комплекс №1

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. 1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. 2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. 3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. 4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. 5 .Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. 6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. 7. Частое моргание глазами.
  8. 8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.


2. Комплекс №2

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.


3. Комплекс №3

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

  1. 1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
  2. 2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
  3. 3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
  4. 4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  5. 5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
  6. 6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  7. 7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.


4. Комплекс №4

Гимнастика для усталых глаз

  1. 1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
  2. 2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.
  3. 3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
  4. 4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
  5. 5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить: сохранить и даже, в некоторых случаях, улучшить зрение эти упражнения помогут вполне.

Массаж глаз

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание.
Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями.
Такое движение повторяется 8-16 раз.

Варианты комплексных физкультминуток

Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс физкультминутки, динамической паузы 1
(гимнастика для глаз, улучшение кровоснабжения мозга, рук и позвоночника)

  1. Поднять руки вверх, посмотреть на потолок; сжимать и разжимать кисти под счет до 10.
  2. Заложить руки за поясницу, расправить плечи, закрыть глаза; наклоны головы к груди; запрокидывание головы под счет до 10.
  3. То же, но повороты головы влево - вправо.
  4. Руки положить на колени, выпрямиться, посмотреть вдаль; крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на такое же время. Повторить 5-6 раз.
  5. Быстро поморгать 20-25 раз (5-8 с).
  6. Смотреть на указательный палец вытянутой перед серединой лица руки; медленно приближать палец к носу, пока изображение не начнет двоиться. Повторить 4-5 раз.
  7. То же, но, не меняя положения пальца, переводить взгляд вдаль на 3-5 сек., затем посмотреть на палец. Повторить 4-5 раз.
  8. Смотреть вдаль за окно 3-5 сек.; откинуться на спинку парты; закрыв глаза на 5-6 сек.; расслабиться, глубоко вдохнуть – выдохнуть.

Комплекс физкультминутки, динамической паузы 2

(Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полу наклоны)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.

Варианты физкультминуток целевого назначения

Физкультминутки целевого воздействия комплектуются из упражнений для отдельных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. 

Для улучшения мозгового кровообращения 

  1. И.п. - сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. - сидя, рукинапоясе:1-поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 - поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе: 1 — левую руку махом занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 — и.п.; 3—4 — то же правой рукой. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук 

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе: 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями: голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе: 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти отвести назад, прогнуться (повторить 6-8 раз); руки опустить вниз и потрясти кистями расслабленно. Темп медленный.
  3. И.п. - сидя, руки подняты вверх: 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти (повторить 6-8 раз); руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для снятия утомления туловища 

  1. И.п. - стойка, ноги врозь, руки за головой: 1 - резко повернуть таз вправо; 2 - резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  2. И.п. - стойка, ноги врозь, руки за головой: 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки опустить вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  3. И.п. - стойка, ноги врозь: 1-2 - наклон вперед – правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, - вдоль тела вверх; 3-4 - и.п.; 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Гимнастика для глаз 

  1. Поморгать в быстром темпе, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3); открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед; следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево – вправо, вверх – вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4; перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону; 3-4 – в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Для снятия утомления мышц спины

  1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.
  2. Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
  3. Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
  4. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.

Для снятия утомления мышц ног 

  1. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
  2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
  3. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
  4. Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге.
  5. 5-6 раз.

Для снятия утомления мышц рук

  1. Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8-10 сек.
  2. Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 7-10 раз.
  3. Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот.
  4. Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистями ударяйте себя по плечам 7-10 раз.

Пальчиковая гимнастика

На моей руке пять пальцев

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках).

Снежок

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы, начиная с большого). Мы с тобой снежок лепили («лепят», меняя положение ладоней). Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую). И совсем, совсем не сладкий (грозят пальчиком). Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок). Два - подбросим (приседают, ловя воображаемый снежок). Три – уроним (встают, роняют снежок). И... сломаем (топают)

Козел

Вышел козел из новых сеней (правая рука изображает козлика: указательный и мизинец - рожки). Нагнул шею, дай хлеба скорей (все пальчики в кулачек, наклонять вперед). Выставил рожок, дай пирожок (выставить средний палец вперед). Протянул копытце, дай воды напиться (сделать из правой руки корытце - козлик пьет воду)

Гармошка

Посмотри: моя ладошка - как веселая гармошка! (показывают ладошки по очереди) Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю. (раздвигать и сдвигать пальчики) Раз, два, три, раз, два, три Я играю, посмотри (указательным пальцем нажать на все по очереди).

Пусть отдохнут пальчики 

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох.
(Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
 (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Я, я, я, я!!!

Психологические паузы

Эффективным способом расслабиться на уроке выступает и возможность посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1.5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ученик смог эффективно дальше работать.

Метод комических ситуаций на уроке

Учитель пишет на доске предложение, заведомо содержащее ошибку. Например:

- Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежала собака.

Возникает шум и смех, возбуждение - нормальная реакция учеников, позволяющая кроме всего прочего им расслабиться, отдохнуть, дающая эмоциональный заряд и заставляющая более внимательно относиться к выполнению заданий.

Вместе с учениками предложение разбирается, объясняется допущенная ошибка.

Метод комических ситуаций может широко применяться на уроках по разным предметам как психологическая пауза, разрядка.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
(вызывает у занимающихся эмоциональный подъем, улучшает кислородный обмен, дает хороший оздоровительный эффект)

«Кошка»

И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Вспомнить кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторять ее движения. Сделать необходимое приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибать и разгибать. Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Здоровье и компьютер 

В век всеобщей компьютеризации нам все больше времени приходится проводить у компьютера. Доказано, что при правильном обращении компьютер не может принести вреда здоровью. Излучение, исходящее от телевизора, в 100 раз сильнее излучения от компьютерного монитора, так что просмотр видеофильмов на компьютерном экране более безвреден.

Отдохнем у компьютера 

  1. Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук – на бедрах.
  2. Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа.
  3. Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед.
  4. Опустите руки и потрясите расслабленными кистями. Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке
  5. Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Темп медленный.
  6. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Переведите взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд.
  7. Медленно сделайте круговое движение головы в одну сторону, затем в другую. Выполните самомассаж затылочной части головы и шеи подушечками пальцев сверху вниз – наружу: поглаживаниями, круговыми движениями, растираниями.

Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером

  1. Закрыть глаза, не жмурясь. Вращать глазными яблоками по кругу - влево, вверх, вправо, вниз.
  2. Глазами «рисовать» латинскую букву «V»: посмотреть вверх влево, вниз, вверх вправо, вниз.
  3. Сильно зажмуриться, открыть глаза.
  4. Тремя пальцами помассировать глазные яблоки (глаза закрыты!).
  5. Смотреть прямо перед собой.
  6. Примерно 30 секунд быстро моргать, затем столько же смотреть, не мигая.

При организации динамических и расслабляющих пауз на уроке надо помнить, что они должны проводиться систематически и практически на каждом уроке.

Педсовет

Цель: Познакомить педагогов с тем, как применять здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Задачи: Предоставить опыт работы по теме «Здоровьесбережение»

              Рекомендовать использовать этот опыт для формирования осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни и повышения физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

План выступления:       1. Актуальность проблемы.

                                 2. Цель  здоровьесберегающих технологий.

                                 3. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.    

 

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. 

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–6 смен видов деятельности на уроке.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”.  Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. И всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. 

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания. Нельзя забывать и о здоровом образе жизни.

Рекомендации по «Организации здоровьесберегающей деятельности в школе»

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он прост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских ш...

Здоровьесберегающие технологии в школе

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты...

Здоровьесберегающие технологии в школе

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогич...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе"

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе".Сюда входят:принципы здоровьесбережения Н.К.Смирнова;технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;крите...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в школе

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, используемых в школе...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...