Главные вкладки

    Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"
    учебно-методический материал по зож (1 класс) по теме

    Савельева Ирина Владимировна

    Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.

    Задачи:

    -Убедить детей в необходимости и важности ежедневного соблюдения и выполнения режима сна и других видов отдыха.

    -Учить детей активному отдыху.                                                       

    -Помочь детям принять решение заниматься спортом.

    Используемые образовательные технологии, методы и приемы:

    -здоровьесберегающие технологии (тема урока способствует воспитанию культуры здоровья; способствует формированию практических навыков собственного здоровьесбережения; чередование интеллектуальной деятельности и активных видов деятельности с учетом возрастных особенностей позволяет продуктивно осваивать материал в течение всего урока; дифференцированная помощь в виде иллюстраций,  подсказок на карточках позволяет каждому ученику успешно осуществлять учебную деятельность)

    -игровые технологии (урок проводится в форме игры-соревнования, подвижные и интеллектуальные игры позволяют каждому ученику находится в ситуации успеха, способствуют оптимизации двигательного режима в течении всего урока)

    -элементы проблемного обучения и технологии сотрудничества (постановка на уроке проблемных вопросов и создание проблемной ситуации «Зачем спать ночью?», «Как подготовится ко сну?» позволяет учащимся самостоятельно или с минимальной помощью учителя осознать учебные вопросы и освоить знания; учащиеся работают на уроке в команде, что позволяет формировать навыки совместной коллективной деятельности)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия ГПД                           и  урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс  с использованием                           здоровьесберегающих технологий  

    (УМК «Школа России»)

    «Зачем мы спим ночью? Как правильно отдыхать?»

    Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.

    Задачи:

    -Убедить детей в необходимости и важности ежедневного соблюдения и выполнения режима сна и других видов отдыха.

    -Учить детей активному отдыху.                                                        

    -Помочь детям принять решение заниматься спортом.

    Используемые образовательные технологии, методы и приемы:

    -здоровьесберегающие технологии (тема урока способствует воспитанию культуры здоровья; способствует формированию практических навыков собственного здоровьесбережения; чередование интеллектуальной деятельности и активных видов деятельности с учетом возрастных особенностей позволяет продуктивно осваивать материал в течение всего урока; дифференцированная помощь в виде иллюстраций,  подсказок на карточках позволяет каждому ученику успешно осуществлять учебную деятельность)

    -игровые технологии (урок проводится в форме игры-соревнования, подвижные и интеллектуальные игры позволяют каждому ученику находится в ситуации успеха, способствуют оптимизации двигательного режима в течении всего урока)

    -элементы проблемного обучения и технологии сотрудничества (постановка на уроке проблемных вопросов и создание проблемной ситуации «Зачем спать ночью?», «Как подготовится ко сну?» позволяет учащимся самостоятельно или с минимальной помощью учителя осознать учебные вопросы и освоить знания; учащиеся работают на уроке в команде, что позволяет формировать навыки совместной коллективной деятельности)

    Дидактические материалы и средства обучения.

    Мультимедийный проектор, презентация: «Рыцарский турнир»; карточки с формулировкой правил подготовки ко сну, карточка-«подсказка» о пользе овощей; инвентарь для проведения конкурсов(скакалки, шары, пластиковые стаканчики, пластиковая ваза с конфетами, мягкий мяч).

    Тема: Зачем мы спим ночью? Как правильно отдыхать?

    Тип: знакомство с новым материалом

    Задачи: способствовать пониманию значения сна и других видов отдыха в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; способствовать формированию навыка правильного чередования разных видов деятельности.

    Планируемые результаты:

    1. Предметные: определить значение сна и других видов отдыха для человека; сформулировать правила подготовки ко сну.
    2. Метапредметные
    1. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; анализировать свою деятельность,  делать выводы на основе  жизненного опыта; планировать своё высказывание; осуществлять самоконтроль.
    2. Познавательные: выделять существенную информацию из текста, который читает учитель; сравнивать рисунки учебника, делать выводы; оценивать правильность высказываний.
    3. Коммуникативные: использовать знания о подготовке ко сну для сохранения и укрепления своего здоровья; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила смены видов деятельности.
    1. Личностные: осознать элементарные навыки здоровьесбережения; осознавать ответственность за сохранения своего здоровья; оценивать работоспособность своего организма; согласовывать свои действия, умения, установки с потребностями товарищей по общению; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения.

    Межпредметные связи: информатика и ИКТ (анализ высказываний, сравнение и систематизация информации); литературное чтение и русский язык (развитие связанной речи, формулирование высказываний; знакомство с литературными героями зарубежных писателей Сервантеса и В.Скотта, произведением В.В.Маяковского); история (рыцарство в средневековой Европе); физическая культура (подвижные игры, спортивный инвентарь)

    Ресурсы урока: Рабочая программа; Окружающий мир. Учебник в двух частях. Плешаков А.А. М.: Просвещение, 2012

    Описание этапов урока и содержание материала урока

    1. Актуализация необходимых знаний. Мотивация познавательной деятельности.

    Деятельность  учителя. Организует беседу о том, кто такие рыцари. 

    (Кого мы называем настоящим рыцарем? Это умный, смелый, ловкий сильный, умелый и, конечно же, здоровый человек. Сегодня  вам предоставляется возможность испытать себя в рыцарстве, пробудить в себе рыцарский дух. Рыцари в средние века перед турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции. Рыцари, вы готовы?

    Повторяйте хором за мной: «Клянемся смелыми, здоровыми мы быть, и постараемся в турнире победить! Будем утром умываться, постоянно закаляться! Полотенцем обтираться, спортом будем заниматься!  Клянемся рыцарями быть!»

    А может ли рыцарь, который заболел, победить на турнире? Нет, конечно! Поэтому мы с вами должны сделать все, чтобы рыцарь был здоров. А кого в прошлом называли рыцарями?)  

    Организует деление на «рыцарские ордена» (две команды). Демонстрирует иллюстрации. Подводит к выводу о положительных качествах рыцарей, крепком здоровье и необходимости тренировок. 

    (Я предлагаю рыцарским орденам выбрать для себя одно из названий: «Айвенго» или «Дон Кихот». Ребята, что вы знаете о Дон Кихоте? Это литературный герой, придуманный испанским писателем Сервантесом. Дон Кихота также называют Рыцарем Печального Образа. Он боролся со злом, с несправедливостью, помогал всем слабым и угнетенным. А кто такой Айвенго? Это тоже доблестный рыцарь, но из другого литературного произведения, которое написал В. Скотт. Надеюсь, все положительные качества этих героев вы сможете проявить сегодня в полной мере.                                                                                

     Чтобы стать настоящим рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. Они занимались спортом: умели ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть щитом и мечом, то есть вели активный образ жизни и следили за своим здоровьем.)  

    Организует проведение конкурса «Всадники». Напоминает правила безопасности при прыжках на скакалке. (У каждого рыцаря был верный друг и помощник – это его конь. Вот вам скакалки – это лошади. Для начала придумайте им имена. По моему сигналу вам нужно вскочить на своего коня и... скакать. Кто дольше проскачет?)

    Деятельность учащихся. Размышляют, высказывают предположения о рыцарях. Договариваются о названии (рыцарского ордена) команды. Анализируют иллюстрации, рассказ учителя, делают вывод о положительных качествах рыцарей. Дают «Клятву рыцарей». Участвуют в конкурсе.

    Здоровьесберегающий аспект: положительный настрой на урок, коллективная творческая деятельность, смена вида деятельности, возможность самореализации.

    1. Организация познавательной деятельности

    Деятельность  учителя. Постановка проблемного вопроса: «Зачем спать ночью?» Читает отрывок из стихотворения В. В. Маяковского «История Власа - лентяя и лоботряса»:

    Влас Прогулкин - милый мальчик,
    спать ложился, взяв журнальчик.
    Все в журнале интересно.
    - Дочитаю весь, хоть тресну!
    Ни отец его, ни мать
    не могли заставить спать.
    Засыпает на рассвете,
    скомкав ёрзаньем кровать,
    в час, когда другие дети
    бодро начали вставать.
    Когда другая детвора
    чаёвничает, вставши,
    отец орёт ему: - Пора! -
    Он - одеяло на уши.

    Деятельность учащихся. Размышляют о том, на что можно потратить ночное время. Анализируют собственный опыт, анализируют стихотворение, делают вывод о том, почему герой стихотворения не выспался. Высказывают предположения о необходимости сна ночью.

    Здоровьесберегающий аспект: смена вида деятельности, анализ своей деятельности с точки зрения здоровьесбережения, интеллектуальная деятельность.

    Деятельность  учителя. Постановка проблемного вопроса «Как правильно готовиться ко сну? Организует работу в командах. (Одна команда должна выбрать утверждения о правильной подготовке ко сну, вторая – о том, что не рекомендуется делать перед сном.)

    Деятельность учащихся. Анализируют варианты утверждений, делают вывод об их правильности, принимают решение, кто отвечает от команды и какие утверждения озвучивает.

    (Варианты утверждений: 1) Перед сном проветри комнату. 2) Подыши свежим воздухом на улице. 3) Закрой все форточки, укутайся потеплее. 4) Мыться перед сном нельзя - ведь холодная вода! 5) Зубы чисти перед сном, умывайся мылом. 6) Ну, давай с тобой подружка покидаемся подушкой. Будет весело вдвоем, а устанем и заснем. 7) Подкрепись перед сном: съешь и булку, и батон, и ватрушку, и пирог. Чтобы сытым спать ты лег. 8) Спать нужно ложиться в одно и то же время, не позднее 10 часов вечера. 9) Лучше всего перед сном посмотреть фильм детектив или боевик, быстрее уснешь. Если верные, то ответ начинается со слов : «Перед сном надо (не забудь)…», если неверные, то со слов «Перед сном нельзя…» Команда, которая справилась быстрее, выбирает.)

    Под руководством учителя делают вывод о том, что правильная подготовка ко сну обеспечивает крепкий сон.

    Здоровьесберегающий аспект: деятельность, способствующая формированию внутренней мотивации здоровьесбережения, создание ситуации сотрудничества и успеха, возможность самореализации.

    Деятельность  учителя.

    Постановка вопроса «Как правильно просыпаться». Демонстрирует иллюстрации, изображающие людей и животных по-разному начинающих утро. Подводит к выводу о необходимости ежедневной утренней зарядки.

     (От чего зависит ваше настроение утром? Самое главное, просыпаешься ли ты утром отдохнувшим? Недаром в народе говорят: «Сон – лучшее лекарство». Очень важно во время ложиться спать и вставать в одно и то же время. А как нужно правильно просыпаться, вставать с постели? Кто наблюдал за кошкой, как она просыпается? Нельзя сразу вскакивать с постели. Лёжа на постели, нужно потянуться и зевнуть, широко открыв рот, чтобы наши мышцы и органы дыхания привести в порядок.)

    Подводит к выводу о необходимости проведения на уроке физкультурной паузы. Организует физкультурную минутку.

    (Что вы делаете после того, как встали с постели? Кто из вас утром делает зарядку? Обязательно при выполнении утренней зарядки открыть форточку. Начинаем  мы зарядку, выполняем по порядку:   Вправо, влево повернемся - раз- два, раз – два, а потом к полу нагнемся – раз- два, раз-два.  Влево, вправо наклоняемся и друг другу улыбаемся. Вместе весело шагаем - раз-два, раз-два.  Дружно прыгать начинаем – раз-два, раз-два. Ровно дышим, глубоко, ноги ставим широко.  А потом подпрыгнем – хлопнем,    Повторим разок, другой. И в конце зарядке нашей мы потопаем ногой.)              

    Деятельность учащихся. Анализируют иллюстрации, делают вывод о необходимости утренней зарядки. Анализируют свою деятельность на прошедшей части урока. Выполняют комплекс упражнений под музыку.

    Здоровьесберегающий аспект: смена вида деятельности, деятельность способствующая формированию внутренней мотивации здоровьесбережения.

    Деятельность  учителя. Акцентирует внимание на изменении вида деятельности. Организует работу в командах. Читает вопросы кроссворда.

     (Загадки в стихах, ответ будет рифмой к эти стихам. 1) На грядке привалился на бочок солидный крутолобый… (кабачок). 2) Хвост зелены, красная головка, это остроносая …(морковка). 3) От частой поливки едва не промокла мохнатая темно-лиловая …(свекла). 4) Он красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней …(помидора). 5) Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки. Словно в защиту ограда вокруг – пики зеленые выставил …(лук).)

    Предлагает обсудить пользу овощей в питании. Предлагает при необходимости использовать подсказки на карточках. (Варианты подсказки: Овощи нужно есть каждый… Свежие овощи …, чем жареные. В овощах содержится много …)

    Деятельность учащихся. Коллективно анализируют загадки, предполагают ответы, высказывают предположения. Принимают решение о необходимости использования подсказки, обсуждают варианты ответа, выбирают представителя для ответа.

    Здоровьесберегающий аспект: интеллектуальная деятельность, возможность самореализации, создание ситуации сотрудничества и успеха.

    Деятельность  учителя. Подводит к выводу о том, что правильное питание и полноценный отдых позволяют рыцарю быть полным сил и успешно участвовать в турнире. Организует проведение конкурсов:

    1. Конкурс «Попади в цель» 

    Расчехлите оружье, кумиры! Вам физический бой предстоит!                                                                                                                     Всё рассеют копье и рапиры. Пусть сильнейший из вас победит!                                       Взяв эти копья в руки, вам необходимо попасть в цель. Две команды построены друг за другом и по очереди попадают в цель. (Копья – длинные воздушные шары, цель - длинный шар, свернутый в кольцо).

    1. Конкурс «Руки – наша сила»

    Бывают случаи, когда в боях рыцари теряют свое оружие и остаются с врагом один на один. Здесь существует только один выход: брать врага голыми руками. Желающие преодолеть трудности без страха и упрека, шаг вперед!                                                                                                                                                                   Участникам нужно встать друг за другом. Необходимо подбрасывать мяч вверх и схватить с блюда столько конфет, сколько успеете, и при этом удерживать падающий мяч. Тур закончится, как только мяч выпадет из рук.  Победителем в бою станет тот, у кого в руке окажется наибольшее число конфет.

    Деятельность учащихся. Участвуют в конкурсах.

    Здоровьесберегающий аспект: создание ситуации успеха, возможность самореализации, деятельность способствующая формированию внутренней мотивации здоровьесбережения.

    Деятельность  учителя. Акцентирует внимание на необходимости смены деятельности на данном этапе урока. Предлагает спокойно отдохнуть. Наблюдает за действиями детей в течение 15секунд. Сообщает о своих наблюдениях, подводит к выводу, что правильный и своевременный отдых позволяет оставаться полным сил весь день.

    (Многие думают, что отдыхать – это значит ничего не делать. А вы умеете отдыхать, ничего не делая? Попробуйте это сделать в течение 15 секунд. Я наблюдала за вами и заметила, что кто-то зевал, почесывал затылок, смотрел в окно, рассматривал картинки, и т.д. А о чём вы в это время думали? И это называется, что вы все эти 15 секунд ничего не делали? - Вы, наверное, думали, что отдыхать – это легко и этому не нужно учиться, а умение отдыхать – целая наука! Знаете ли вы, какие бывают виды отдыха? 1) Самый короткий отдых – физкультминутка во время урока. 2) Короткий отдых во время перемены. 3) Отдых в выходные дни. 4) Отдых во время каникул, а самый длинный отдых – во время летних каникул. Что вы понимаете под словом отдых? Отдых – это смена деятельности, снятие утомления за определённый промежуток времени, положительные эмоции. Одним из видов отдыха является полноценный сон. А вы знаете, сколько нужно детям спать? Чем моложе человек, тем дольше он должен спать. Детям 7-9 лет – 11 часов в сутки.)

    Деятельность учащихся. Делают вывод о том, что после активных конкурсов нужен спокойный отдых. Спокойно сидят в течении 15секунд. Анализируют собственный опыт, делают вывод о том, что отдых может быть разным, но только своевременный и правильный приносит пользу.

    Здоровьесберегающий аспект: смена вида деятельности, анализ своей деятельности с точки зрения здоровьесбережения.

    Деятельность  учителя. Организует проведение конкурса «Замок» (А теперь, рыцари, вам предстоит построить замок! Что за рыцарь  без замка? И для этого каждая команда построить самый высокий замок. У кого замок будет выше и не упадет, та команда и победила! Запомните: дружба поможет вам в труде!!!

    Деятельность учащихся. Команды получают одинаковое количество стаканчиков и начинают строительство.

    Здоровьесберегающий аспект: смена вида деятельности, создание ситуации сотрудничества и успеха, возможность самореализации.

    Деятельность  учителя. Организует подведение итогов «Рыцарского турнира»

    Здоровьесберегающий аспект: положительный эмоциональный настрой, формирование доброжелательного отношения к одноклассникам.

    1. Подведение итогов. Рефлексия.

    Деятельность  учителя.

    Организует работу в командах по иллюстрациям учебника. Предлагает с помощью фишек разного цвета отметить верные и неверные действия детей перед сном, сформулировать правила устно и подумать, какие  еще рекомендации можно добавить.

    Подводит к выводу, что сон, как и любой другой вид отдыха, должен быть правильно организован. Предлагает дома выполнить все рекомендации подготовки ко сну и подумать, как это повлияло на сон.

    Деятельность учащихся

    Самостоятельно в команде решают, кто из членов команды работает по иллюстрациям, кто отвечает устно, кто дополняет ответ.

    Формулируют вывод о значении сна и других видов отдыха.

    Анализируют свою деятельность на уроке, делают вывод о том, что нового узнали, чему научились, что понравилось, что было трудно,  как преодолели трудности.

    Здоровьесберегающий аспект: смена вида деятельности, создание ситуации сотрудничества и успеха возможность самореализации, деятельность способствующая формированию внутренней мотивации здоровьесбережения.

    Оформление урока: используемая презентация «Рыцарский турнир» содержит необходимые иллюстрации, музыкальное сопровождение конкурсов, кроссворд.

    Анализ результативности деятельности на уроке.

    Урок ознакомления с новым материалом проведен в 1-м классе общеобразовательной школы. Разработан на основе УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» А.А.Плешакова с учетом особенностей учащихся класса. Урок опирается на личный опыт учащихся и умения, сформированные ранее. Основная цель – формирование навыков собственного здоровьесбережения.

    Для достижения цели урока использовались различные методы и приемы: словесные методы совместно с мультимедийной презентацией, как одной из наиболее эффективных форм наглядности (у большей части учащихся затруднено понимание устной речи), работа в группах, как наиболее целесообразная с точки зрения психологического комфорта обучающихся. Такие  формы организации учебной деятельности на уроке существенно повышают мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивают работу всего класса, позволяют  обучающимся раскрыть свои способности. Выбранные методы и формы работы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, были адаптированы  к уровню знаний, умений и навыков учащихся согласно принципам личностно-ориентированного  подхода.

    Здоровьесберегающая функция реализовывалась   в смене видов деятельности, равномерной нагрузкой на всех учащихся, также тем, что при подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся: высокий интерес  к изучению предмета, недостаточно развитые общеучебные умения и навыки(низкий уровень представлений об окружающем мире, несформированность навыка чтения, низкий уровень развития речи) , высокая мотивация, которая стимулировалась  правильно выбранной формой урока. Урок занял свое место в системе формирования речевой и коммуникативной компетентностей младших школьников.

             

    Источники информации и литература.

    1. Окружающий мир. Учебник в двух частях. Плешаков А.А. М.: Просвещение 2012
    2. Гордеева В.В., Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5 – Волгоград: Учитель, 2008.
    3. Дереклеева Н.И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.: «ВАКО», 2004. -152с.- (Мастерская учителя).
    4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010.
    5. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Акцидент.
    6. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов н/Д: Феникс, 207. – 288 с.
    7. Феоклистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград: Учитель, 2009. Цабинин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2012.
    8. http://www.health-music-psy.ru/index.php?page=main
    9. http://festival.1september.ru/
    10. http://nsportal.ru/
    11. http://rushkolnik.ru/docs/index-20389944.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка к внеклассному мероприятию

    Методическая разработка к внеклассному мероприятию на гражданско-патриотическую тему для учащихся начальной школы "Хлеб - всему голова". Которая воспитывает уважение к людям, которые выращивают хлеб, ...

    Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия Пословица-"всем углам помощница". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

    Цель данного мероприятия- привитие любви и интереса к устному народному творчеству, обогащение словарного запаса учащихся.Материал может быть полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД....

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия 1-2 класса Тема: «Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»

    Цель: формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • Формирование представлений о здоровье. • Формирование привычки есть то, что требуется органи...

    ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ - ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

    Оздоровительные физкультминуты, включающие общеразвивающие упражнения, массаж биологически активных зон, зрительную и дыхательную гимнастику, игровые паузы, музыкальное сопровождение - это часть систе...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Познай себя» по предмету «Окружающий мир»

    Педагогическая целесообразность данной методической разработки обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников адекватной самооценки, уважительному отношению к особенностям других...

    Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия по ОБЖ и истории Древнего мира

    Цель: в интерактивной форме костюмированной сценической постановки в стиле исторической фантазии повторить основные правила здорового образа жизни (закаливание, правильное питание, гигиена) с использо...

    Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия У ВОДЫ БЕЗ БЕДЫ

    Цель: в интерактивной форме познакомить детей с экологическими и социальными аспектами проблемы нехватки воды, с ЧС, связанными с избыточным притоком воды и ЧС на воде, а также использованием воды при...