Методическая разработка к внеклассному мероприятию
методическая разработка (3 класс) по теме

Масюк Ольга Николаевна

Методическая разработка к внеклассному мероприятию на гражданско-патриотическую тему для учащихся начальной школы "Хлеб - всему голова". Которая воспитывает уважение к людям, которые выращивают хлеб, бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb-vsemu_golova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»

Саратовской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

для учащихся начальной школы

Выполнила

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»

 Саратовской области

 Масюк О.Н.

2012 год

Ведущий:


Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: <Земля - матушка, а хлеб - батюшка>, <Хлеб - это жизнь>, <Хлеб - кормилец>, <Без золота проживешь, а без хлеба - нет>. Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. И сегодня мы поговорим о том, что же значит хлеб в жизни русского человека. Почему наши отцы и деды до сих пор не могут выкинуть даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро? Почему же с самого раннего возраста внушают нам, что хлеб - это «святой» продукт?

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, то на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Ведущий:  «История появления хлеба»

Из всех пищевых продуктов культурного человека хлеб занимает, бесспорно, первое место. Точно не установлено, когда человек впервые стал выпекать хлеб. Несомненно, что, начав засевать поля хлебными зернами, человек не мог уже довольствоваться употреблением их в пищу в сыром виде, а стал готовить из них искусственным образом свою пищу. Следовательно, начало хлебного производства надо искать в том периоде истории, когда человек бросил кочевую жизнь и начал оседлую, вместе с которой началась культура человека. Следовательно, хлебопечение положило начало цивилизации - недаром в мифологии древних народов хлебопечение имеет божественное происхождение.

Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии.

Первоначально человек готовил себе из хлебных зерен кашу, для чего зерна толклись в деревянной ступке, превращаясь в крупу. Затем стали зерна предварительно поджаривать для облегчения дробления и придания ему сладковатого вкуса.

Но так как тесто не подвергалось первоначально брожению, то хлеб получался плотный в виде лепешек, которые выпекались или на угольях или в горшках. Последний способ сохранился в некоторых странах и по ныне, например на Кавказе у горцев, а также в Персии. Он состоит в том, что изготовленные из теста сырые лепешки накладываются на внутреннюю стенку большого глиняного горшка, который ставят в печь. Когда лепешка выпечется, то она отваливается и падает на дно горшка. Наконец люди научились подвергать тесто брожению (квашению) с помощью разрыхлителей, для придания ему пористости.

С тех пор способ приготовления хлеба мало изменился, усовершенствовалась только техника хлебопекарного дела.

Наибольшему усовершенствованию подверглось с того времени мукомольное дело. Первоначальная деревянная ступа для измельчения зерна была заменена сперва жерновами, которые растирали зерно ручным способом. Полученная смесь муки и крупки пропускалась сквозь сито, при чем получалось несколько сортов муки. Приготовленный хлеб выпекался в печах, очень сходных по своему устройству с нашей "русской печью". печах.

 Русские ели преимущественно хлеб ржаной, не исключая богатых и владетельных особ. Иногда примешивали к ржаной муку ячную, но это не было постоянным правилом, так как ячмень в России мало разводился. Пшеничная мука употреблялась на просфоры и калачи, которые были для простого народа лакомством в праздничные дни. От этого даже возникла пословица: "калачом не заманишь", в том смысле, что и приятное не поможет заинтересовать. Лучшие калачи пеклись из крупчатой муки в виде колец, не в большом размере, другой сорт пекся из толченой муки круглыми булками, эти калачи назывались "братскими", был третий сорт называемый смесными калачами, их пекли пополам из пшеничной и ржаной муки. Такие калачи пекли к царскому столу не из экономии, а ради особого вкуса. Вообще, как хлебы ржаные, так и пшеничные пеклись без соли, и не всегда заботились, чтобы мука была свежая.  В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки - морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие - желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий.

Группа детей приготовила материал из Славянской мифологии. Они нам сейчас расскажут,  какие приметы связаны с хлебом.

Песня <Гимн хлебу>, музыка Тумашева, слова Бокова.

Ученик:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину
Г. Грубин 

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. А когда-то, на месте этого города была целина, и тысячи людей ехали туда. Люди эти были практически все молодые, они не боялись трудностей. Они работали не покладая рук по 12-14 часов в сутки, работали в любую погоду, будь то 30-ти градусная жара или 30-ти градусный мороз. И только благодаря им, целинникам, их труду, целинные земли были засажены, выросли новые города и поселки.

Ведущий:
День и ночь - и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

Ученик:
Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Л. Татьяничева 

Ведущий:
Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово в самом деле - вдумайтесь! Словом <хлеб> называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

1-й чтец:
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим: <Хлеб>.

2-й чтец:
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: <Хлеб>.

3-й чтец:
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: <Хлеб>.

4-й чтец:
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: <Хлеб>.

5-й чтец:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
И. Токмакова 

Ведущий:
Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

1-й ученик:
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

2-й ученик:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!

3-й ученик:
У народа есть слова:
<Хлеб - всей жизни голова>.
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!

Ученик. 

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается,  потому что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

Ведущий:
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его. На полях работали даже дети, не говоря уже о стариках и женщинах. Дети, которые должны играть в игрушки, трудились как взрослые, у них не было детства, они повзрослели в одночасье. И потому сейчас наши уважаемые ветераны и труженики тыла, не могут вспоминать те трудны, суровые годы без слез…

Песня  <Слава русскому хлебу!>, слова Н. Палькина, музыка К. Массалитинова.

Ученик:
Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? -
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
В. Суслов 

Ведущий:
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Ведущий: Я хочу прочитать воспоминание медсестры яслей №5 города Отрадное, Ленинградской области:
<Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне>.

Ведущий:
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (звучит <Реквием> В.-А. Моцарта).

Ученик:
Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.

Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
X. Сапаров 

Ведущий:
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало <крошечки> хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? А знаете ли вы, что если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба, это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

<Хлеб - драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери>.

Звучит <Песня о хлебе>, слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана.

Ведущий:
<При сытости помни голод> - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб.

 Вот высказывание одного из ветеранов: <Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу - главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в неге люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них>.

Ученик:
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!

Песня <Расти, колосок>, слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.


Используемая литература

  1. А.М. Мельникова  «Праздники в средней школе»
  2. Т.М. Сальникова « Сборник песен»
  3. http://www.hleb.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия Пословица-"всем углам помощница". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Цель данного мероприятия- привитие любви и интереса к устному народному творчеству, обогащение словарного запаса учащихся.Материал может быть полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия 1-2 класса Тема: «Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»

Цель: формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • Формирование представлений о здоровье. • Формирование привычки есть то, что требуется органи...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

Методическая разработка системы внеклассных мероприятий «Почему нужно есть много овощей, фруктов и ягод».

Цели:1. Закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах.2. Ознакомление учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, и их значением для организма.3.формировать представление о ...

Методическая разработка «Сценарий внеклассного мероприятия «Пионеры – герои»

Воспитатель призван воспитывать и развивать кадет во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной  работе, пос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария внеклассного мероприятия «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»

Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей в МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски . Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной компо...

методическая разработка конспект внеклассного мероприятия;\'\' Гордость России-Михаил Илларионович Кутузов."

Актуализация сведений о роли влиянии неординарных личностей на исторические события...