Социокультурное значение тем по безопасности в школе: овладение сферой ученического проектирования.
статья по зож на тему

Эртуганова Светлана Евгеньевна

     Для школ здоровья в сфере ученического проектирования актуальным является выявление тем по безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiokulturnoe.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурное значение тем по безопасности в школе: овладение сферой ученического проектирования.

     Для школ здоровья в сфере ученического проектирования актуальным является выявление тем по безопасности.

     В связи с этим методика обучения проектированию, должна включать в себя основы  безопасности жизнедеятельности и допризывной  подготовки, основы спортивной подготовки, основы  медицинских знаний и здорового образа жизни, что характерно для школ здоровья.

    Значительный акцент в организации ученического проектирования приходится на то, что учитель, как руководитель ученического проектирования должен планировать уроки, мероприятия по охране труда, здоровья в которых значимость темы будет рассматриваться с общественной позиции, задач современного образования, специфики пребывания детей в школе здоровья.

    В ученическом проектировании  как учитель, так и учащийся должны во взаимосвязи  рассматривать способы охраны труда и в связи с этим должны быть избраны пути  в ученическом проектировании. К чему относятся формы проектов: индивидуальные, коллективные, социокультурные, творческие.

     Приемы выполнения проектов: технология создания материального объекта, композиции, оформление стендов, изучение знаков дорожного движения, оказание первой медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни и т.д.

     Методы: словесные, наглядно – образные. Для ученического проектирования первостепенное значение имеют  наглядные методы. Для зрительного ряда  целесообразно применять  просмотр фильмов, кинофильмов.

    На стадии выполнения проектирования должна предстать социальная значимость данного проекта, что привлечет не только участников проекта, но и социум, который нас окружает.  Социокультурное  проектирование, результативнейшая   здоровьесберегающая  технология включающая учащихся в формирование собственных ценностей жизни, так как она основана на системно-деятельностном подходе.

    Выполненный проект важен для каждого ученика и общества. Ребенок проживает этап своей жизни в активном решении своих социальных проблем, проблем общества. В ходе работы над проектом дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала.

    Учащиеся занимаются в неформальной обстановке, что положительно влияет на психологический климат в рабочей группе.

   Ученическое проектирование позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные возможности каждого ребенка.

   Это одно из перспективных направлений деятельности школы, интересное и увлекательное занятие для учителя и учащихся, а также родителей.

   В связи с этим раскрывается сфера, как педагогическая поддержка ученического проектирования (формулировка тем проекта, определение цели, задач, форм и подготовка к защите проекта).

    Темы по безопасности в ученическом проектировании, как показывает опыт, должны быть взяты из реальной жизни детей, из того, как они сами понимают, что такое здоровье и как его сохранить.

   Для того, чтобы ученическое проектирование стало развивающейся областью в школе здоровья, необходимо ярко и образно показывать следующие направления:

*индивидуальное понимание учащимися содержания опасных и чрезвычайных ситуаций и основ безопасного поведения при их возникновении;

*в чем смысл ЗОЖ;

*какие качества личности, необходимы для ведения здорового образа жизни;

* как воспитать чувства ответственности за личную безопасность;

*как  можно предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 *как подготовить свой организм к военной службе.

       Методика проектирования связана с тем, что необходимо найти образовавшиеся ресурсы, которые связаны с тем, что ребенок словесно может обосновать, как выглядят опасные и чрезвычайные ситуации, объяснить, какие у него выработаны навыки и привычки.

    Формирование этих привычек и навыков необходимо начинать в начальной школе. Привычка – это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычным, постоянным. Привычка формируется на основе навыка.

      Для этого может быть использован рисунок.

Ребенок должен ощущать безопасность своего поведения в окружающем мире и уметь изложить свои мысли  в виде пересказа. Проектирование по безопасности должен укреплять ответственность за свою личную безопасность. Если до проектирования он только представлял чрезвычайную ситуацию, то после проектирования должна укрепиться  его личная позиция. Ребенок должен описывать свое психологическое состояние, уметь управлять своими чувствами. Ученическое проектирование должно подготовить ребенка к тому, что ребенок начинает понимать что такое ЗОЖ, как сохранить свое здоровье, как оказать первую медицинскую помощь.

Технология выполнения проекта разнообразна: лепка, рисунок, составление памятки , аппликация, выпуск стенгазет и т.д.

ОБЖ- является продуктивным предметом, которое расширяет возможности ученического проектирования.

                                 Литература

1.Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ Сост. Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: Дрофа, 2004.

2.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет /Художник Е.А. Афоничева-Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

4.Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: Основы безопасности жизнедеятельности

/А.Т. Смирнов, В. В. Сапронов, Б.И. Мишин / Под общ. Ред. Б.И. Мишина. –  М.: Просвещение, 2002.

5.Роль систем дополнительного образования в общеобразовательном учреждении в формировании здорового образа жизни учащихся. Мешков С.В. автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.-2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовател...

Урок безопасности в школе.Основные правила пожарной безопасности

Урок безопасности в школе.Основные правила пожарной безопасности...

Конкурсное движение как одно из направлений, пропагандирующей безопасный образ жизни в сфере дорожного движения.

      Осознанное освоение основ безопасности жизнедеятельности – длительный образовательный процесс. Безопасность - это не только сумма усвоенных знаний, а также умение вест...

Технологическая карта урока окружающего мира «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности.»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель ур...