Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Светофор"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Белимова Жанна Викторовна

В программе соблюдены все требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetofor_-_kopiya.docx49.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Приложение к основной образовательной программе

                                                              начального общего образования

                                                               Российская Федерация

Тюменская область

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано

на заседании методического совета школы

председатель ______________  

протокол  № 2 от 31.08.2015                                                                                                      

Утверждаю:

директор школы                                                                      ________________

Приказ от 01.09.2015 № 444

     

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель МО ________

Протокол   № 2 от 31.09.2015

                                                                                                                                                   

                                                     

                                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

«Светофор»

 

                                Белимовой Жанны Викторовны,

учителя начальных классов

Направление «Социальное»

для 2 б класса

пгт. Излучинск

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Светофор»составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основепрограммы Безопасность дорожного движения» программа и тематическое планирование 1 - 4 класс (авт. сост. Р. П. Бабина – М.: Мнемозина, 2012 и авторской программы Н.Ф Виноградовой). Программа и поурочно – тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл.шк. возраста  М.: ЭНАС- КЛАСС, 2011

Правила дорожного движения являются средством воспитания у обучающихся дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Данная программа обеспечивает полный курс пропедевтических мероприятий для обучающихся начальной школы (1–4 класс).        

Направленность программы - социальное: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

        Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

        Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся обучающиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правильного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

        

Цель и задачи программы

Цель:обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

                Задачи:

1. Обучающие:

  • Научить основным правилам дорожного движения;
  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

2. Развивающие:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • Развивать у обучающих умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Отличительными особенностями являются

        Ознакомление младших школьников с правильными действиями на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа «Светофор»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:

1.Улица полна неожиданностей

2.Наши верные друзья

3.Это должны знать все

В первом блоке программы обучающиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.

Во втором блоке обучающиеся знакомятся со знаками дорожного движения.

В третьем  блоке обучающиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

        Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования  (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных  связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как  результат – осознанно вести себя в реальных дорожных  ситуациях.
  • принцип единства воспитания и обучения.

Реализация  программы рассчитана на 4 года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю). Всего 135 часов.  Даннаяпрограмма реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом второй год.

Методы, способы деятельности педагога,  направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний обучающимися:

  • в обучении –практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  • наглядный - (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный -(как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  • видеометод(просмотр, обучение).
  •  в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
    личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Занятия способствуют:

  • умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения.
  •  эстетическому воспитанию – обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков. На занятиях обучающиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе;
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Предполагаемые результаты

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы и методы работы обучения Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия
  • практические занятия в «городках безопасности»
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения
  • настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов
  • беседы с инспекторами дорожного движения

Контроль и оценка планируемых результатов

1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера.  Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).

2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий,   классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).

3 уровень.  Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.

Формы контроля:тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Занятия  проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.

Содержание программы

1 класс

33 часа  (1 час в неделю)

Раздел 1: Улица полна неожиданностей (10 часов).

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?Первоклассник как самостоятельный пешеход.

Рассказ о городе,  микрорайоне, где  живут и ходят в школу дети.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).

Правила движения пешеходов по тротуару.

Праздник: «Посвящение в пешеходы».

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.

Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы - дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» - это ситуации обманчивой безопасности.

Раздел 2: Светофор и его сигналы (8 часов).

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный  светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Регулировщик – наш помощник.  Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.

На нерегулируемых перекрёстках. Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.   Осевая линия.

Наши друзья – дорожные знаки.  Назначение дорожных знаков, их классификация.

Предупреждающие:  «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».

Информационно-указательные: место остановки общественного транспорта.  Пешеходные переходы.

Знаки сервиса:  «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон».

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

Раздел 3:  Это должен знать все (13 часов)

Понятие «транспортные средства». Виды наземного транспорта.

Транспортные средства общего и личного пользования.

Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники.  

Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.Остановка  общественного транспорта - зона  повышеннойопасности.

Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.  

Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.

 Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.

Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Дорога - не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 час)

Экскурсия по поселку (закрепление пройденного материала) (1 час)

2 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Раздел 1: Улица полна неожиданностей (12 часов).

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

Рассказ о городе,  микрорайоне, где  живут и ходят в школу дети.

Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

Почему на улице опасно.

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

Экскурсии по поселку.

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Типы перекрестков.

Нерегулируемый перекресток.

Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода. Осевая линия.

Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)

Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом.

Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д.

Раздел 2: Наши верные друзья (8 часов)

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный  светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Регулировщик – наш помощник.  Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.

Пешеходный переход и его обозначения.

Раздел 3:  Это должен знать все (14 часов)

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.

Скрытые опасности на дороге.  Опасность при переходе улицы - дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» - это ситуации обманчивой безопасности.

Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.Остановка  общественного транспорта - зона  повышеннойопасности.

Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.  

Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.

 Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.

Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Дорога - не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 час)

Экскурсия по поселку (закрепление пройденного материала) (1 час)

3 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Раздел 1: Улица полна неожиданностей (11 часов)

Дисциплина на дороге. Диспут. Почему надо соблюдать ПДД?

Составные  части улицы, дороги. Знакомство с элементами улиц и дорог

Улицы поселка. Экскурсия по поселку.

Безопасная дорога в школу. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.

Может ли машина сразу остановиться?

Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.Опасности на дорогах в разное время суток.        

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Правилаперехода.

Просмотр видеоролика.        

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Практическое занятие. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Где еще можно переходить дорогу.        

Правила перехода дорог.        

Подвижные игры по ПДД. Практическое занятие.

А мы знаем ПДД? Викторина по ПДД.

Раздел 2: Наши верные друзья (9 часов)

Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Регулируемые перекрестки. Светофор.Сигналы светофора.        

Регулируемый перекрёсток        Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.

Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Ролевые игры.

Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. Просмотр фильма.Беседа.        

Дорожные знаки. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.        

Дорожные знаки и дорожная разметка.Экскурсия на улицы поселка.

Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.        

        

Раздел 3:  Это должны знать все (12 часов)

Опасные ситуации при переходе дороги.         Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми История появления автомобиля и правил дорожного движения .Историческая справка.        

Поездка на автобусе и троллейбусе. Заочная экскурсия.

Поездка на трамвае и других видах транспорта.        Ролевая игра.        

Мы –пешеходы, мы – пассажиры.        Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.        

Где можно и где нельзя играть.  Практическое занятие.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. Поездка за поселок. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Ты – велосипедист. Дорожные знаки Спортивные соревнования        

Улица глазами водителей. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).        

Дорожно-транспортные происшествия. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Оказание медицинской помощи        Практическое занятие.

Письмо водителю.Пожелания водителям        

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 час)

Экскурсия по поселку (закрепление пройденного материала) (1 час)

4 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Раздел 1: Улица полна неожиданностей (10 часов)

Безопасность пешеходов. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах.

Виды транспортных средств        Загадки, исторический материал.        

Проезд специальных транспортных средств. Презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах)        .

Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. Практическое занятие.

Знаем ли мы правила дорожного движения.Игра- викторина        .

Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.        

Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. Разбор опасных ситуаций на дорогах.        

Разбор дорожной ситуации на макете. Практическое занятие.

Основные понятия и термины ПДД. Беседа, презентация, стихи.        

«Дисциплинированный пешеход»        . Конкурс–игра.

Раздел 2: Наши верные друзья (9 часов)

Предупредительные сигналы. Блиц – опрос, беседа.        

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.        

«Путешествие в Страну дорожных знаков». Игра-сказка.

Светофорное регулирование. Регулировщик и его сигналы. Ролевая игра.

Встреча с инспектором дорожной полиции. Беседа с инспектором.        

Знатоки правил дорожного движения. Викторина  на лучших знатоков правил дорожного движения.        

Выступление перед детьми детского сада.        

Раздел 3: Это должны знать все (12 часов)

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Просмотр видеороликов и анализ ситуации.         

Движение учащихся группами и в колонне. Практическое занятие. «Я – пешеход». Экскурсия.

Перевозка людей. Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса.        

Когда ты становишься водителем.        Правила передвижения на велосипеде. Эстафета

велосипедистов.

Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. Просмотр видеоролика.        

Где можно и где нельзя играть. Беседа, презентация, ролевая игра.        

Причины возникновения ДТП. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные

ситуации»).        

Создание буклета «Помни, пешеход!» Практическое занятие

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге. Практическое занятие.

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 час)

Экскурсия по поселку (закрепление пройденного материала) (1 час)


Календарно - тематическое планирование 2 класс

п/п

Наименование

тем курса

Всего

 часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

По

плану

По факту

Раздел 1: Улица полна неожиданностей (12 часов)

1

Почему на улице опасно.

1

Сложность движения по улицам большого города

Игра «Играем – не играем»

Фронтальный опрос

1.09

2

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

1

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Конкурс «Мы по улице идем!».

8.09

3

Экскурсии по поселку.

1

Беседа «Опасные ситуации на дорогах»

Характеристика улиц,  переулков, на которых живут учащиеся

Фронтальный опрос

15.09

4

Экскурсии по поселку.

1

Беседа «О безопасном маршрута движения в школу и домой.

Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь»

Творческая работа. Памятка по безопасному маршрута.

22.09

5

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

Игра «Угадай-ка!»  

Творческое рисование.

29.09

6

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

1

Просмотр видеоролика.

Викторина

Тест.

6.10

7

Типы перекрестков.

1

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Игра «Поймай мяч».

Работа по карточкам.

13.10

8

Нерегулируемый перекресток.

1

Практическое занятие о переходе через дорогу.

Познавательная игра.

20.10

9

Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

1

Беседа о пешеходном переходе.

Экскурсия.

27.10

10

Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)

1

Ролевые игры.

Фронтальный опрос.

10.11

11

Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)

1

Ролевые игры.

Игра «Поймай мяч».

Составления памятки о правилах перехода дороги.    

17.11

12

Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кино-театру, магазину и т.д.

1

Беседа о «дорожных ловушках».

Практическое занятие о переходе через дорогу.

24.11

Раздел 2: Наши верные друзья (8 часов)

13

Светофор – наш верный друг.

Назначение светофора и его сигналы.

1

Беседа «Что такое светофор?»

Игра «Перейди улицу». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Фронтальный опрос.

1.12

14

Пешеходный переход и его обозначения.

1

Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Экскурсия

Фронтальный опрос.

8.12

15

Регулировщик – наш помощник.

1

 Беседа о регулировщике.

Игра «Регулировщик».

Анализ ситуации.

15.12

16.

Регулировщик – наш помощник. Сигналы регулировщика.

1

 Ознакомление с сигналами регулировщика.

Ролевая  игра «Регулировщик».

Анализ ситуации.

22.12

17

Наши друзья – дорожные знаки.  

1

Беседа «Дорожные знаки».

Игра «Дорожные знаки».

Анализ ситуации.

12.01

18

Группы дорожных знаков и их назначение.

1

Просмотр видеофильма. Беседа

Игра «Поймай мяч».

Анализ ситуации.

19.01

19

Дорожные знаки в

микрорайоне школы.

1

Стихи В.Головко «Дорожные знаки».

Беседа о запрещающих знаках.

Игра «Поймай мяч».

Анализ ситуации.

26.01

20

Выступление  «В мире дорожных знаков».

1

Творческая работа.

Познавательная игра.

2.02

Раздел 3:  Это должны знать все (14 часов)

21

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним  движением.

1

Опасные ситуации при переходе дороги.

Игра «Найди ошибку».

Найди правильный ответ (карточки).

9.02

22

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.

1

Правила перехода при наличии пешеходных переходов.

Игра «Найди ошибку».

Фронтальный опрос.

16.02

23

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

Занятие – практикум.

Анализ ситуации.

1.03

24

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

Заочная экскурсия.

Фронтальный опрос.

15.03

25

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол»

Беседа «Дорога не место для игры».

Игра «Поймай мяч».

Найди правильный ответ (карточки).

29.03

26

Ты – велосипедист.

1

Просмотр видеофильма.

Фронтальный опрос.

5.04

27

Движение транспорта на загородной дороге.

1

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу.

Игра «Обойди машину».

Конкурс рисунков «Мы знаем ПДД».

12.04

28

Железнодорожные переезды, их виды.

1

Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

Работа с демонстрационным материалом.

Конкурс рисунков «Мы знаем ПДД».

19.04

29

Переход через железнодорожный переезд.

1

Беседа о переходах через железнодорожный переезд.

Игра «Поймай мяч».

Фронтальный опрос.

26.04

30

Дорога глазами водителей.

1

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя.

Игра «Поймай мяч».

Найди правильный ответ (карточки).

3.05

31

Опасности на дорогах.

1

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

Фронтальный опрос.

10.05

32

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения».

1

Игра-рассуждение «Мы знаем ПДД».

Игра «Знатоки ПДД»

Игра – конкурс.

17.05

33

Экскурсия по поселку

1

Закрепление пройденного материала.

Повторение правил здоровья Практические  занятия.

Викторина по ПДД.

24.05

34

Встреча с инспектором ГИБДД.

1

Встреча с инспектором.

31.05


Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

1.Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение  бордюра и пешеходных ограждений.

2 Что такое остановочный путь, его составляющие.

3.Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

5.Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

6.Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.

7.Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8.Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

10.Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

11.Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.

12.Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.

13.Безопасный путь в школу.

14.Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.

15.Возможности и особенности своего зрения и слуха. 

Обучающиеся должны уметь:

1.Определять места перехода через проезжую часть.

2.Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

3.Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

4.Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

5.Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

6.Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

7.Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

8.Определять величину своего шага и скорость своего движения.

9.Определять признаки движения автомобиля.

10.Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Светофор» необходимы следующие  принадлежности:

  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель ОБЖ, либо любой другой специалист в области основ безопасности жизнедеятельности, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Литература

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2010
    года, № 196-ФЗ.
  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
    Введены в действие с 1.07.2012 года.
  3. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2012.
  4. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -2009.
  5. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2010, - 192 с.
  6. Н.Е. Щуркова  Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
  7. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2011. – 208 с.
  8. Н.А. Максименко Дарите детям любовь  Материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2011. – 150 с.
  9. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – М: 2010.

10.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...