Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы
статья по зож (1 класс) на тему

Шарипова Динара Сулеймановна

Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_mladshih_shkolnikov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИКАЦИЯ

Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности.

Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.

Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как

  • Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
  • Понимание эмоций других людей, принятие их;
  • Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  • Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  • Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Основные принципы системы:

1. Диалогичность.

Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее.

2. Направленность на сложности.

Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям.

3. Направленность на творчество.

Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”.

4. Самораскрытие.

Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.

5. Строгий отбор впечатлений.

Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление.

Педагогические приемы:

  • Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
  • Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
  • Проведение тематических четвертей.

“Приём по личным вопросам” (Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили.).

1 класс –– обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.

2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).

3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.

4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча  проводится после исследования эмоционального вос­приятия учащимися своей семейной ситуации....

ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе....

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Статья "Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы)

Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы является одной их главных проблем соременной школы. На протяженнии 50-ти лет работы в начальной шклоле меня волновала эта проблема. В своей статье...

Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.

В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....