Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"
методическая разработка по теме

Сидорова Ольга Валяевна

 

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.

Встреча  проводится после исследования эмоционального вос­приятия учащимися своей семейной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emocionalnoe_sostoyanie_rebyonka_v_seme.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Цель: акцентировать внимание родителей на важности безусловного принятия ребенка для его психологического здоровья.

Оборудование: листы для работы на каждого родителя; набор задач (задачи отрывки из книги Рённауг Клайва и Ингер Лизе Бельсвик «И не забывай гладить котёнка»); анкета для родителей.

Форма проведения: Работа с родителями проходит в кругу. Такая форма расположения участников позволяет создать более непринуждённую обстановку, нежели обычная расстановка мебели, и создаёт атмосферу доверия (т.к. каждый участник занимает равную позицию по отношению к остальным).

Этапы родительского собрания

Педагог - психолог: Здравствуйте! Тема нашей сегодняшней встречи обычная и всем известная. В то же время необычная, потому что мы впервые встречаемся таким образом и в таком составе.

Вопросы нашей встречи: Почему с ребёнком трудно, почему он... Далее подставьте нужное: дерётся, не слушается, обманывает и т.п.

Я не гарантирую вам ответов сегодня на все вопросы, но надеюсь, что каждый из нас вынесет полезную информацию.

1.  Разминка

Педагог-психолог: Я прошу всех встать. Походите по кабинету и посмотрите в глаза друг другу (не менее чем 8 человек). Молча поздоровайтесь глазами. Даю на всё 2 минуты. Спасибо, садитесь по местам.

Ответьте на вопрос, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? (Опросить 2-5 человек.) (Как правило, родители отмечают положительные настрой, доброе отношение и т.п.) Спасибо.

Следующее упражнение. На листе напишите ответ на вопрос «За что я люблю своего ребёнка?» Время работы 2 минуты. Зачитайте, пожалуйста, свои ответы. (Чаще всего в группе найдётся хоть один человек, который отметит неуместность вопроса, его странность и т.п.)

Конечно, это был провокационный вопрос. Действительно, когда мы говорим о своем ребёнке, то чаще всего готовы сделать для него всё, по нашему мнению, необходимое для него. А что же необходимо нашим детям?

2. Основной блок

Педагог-психолог: Разделитесь на группы по 5 человек и в группе ответьте на вопрос (напишите на листе): «Что же необходимо нашим детям для хорошего самочувствия, развития, жизни?» Озвучьте результат своей работы. (Родители зачитывают свои записи, психолог выносит на доску информацию. Чаще всего, каждая последующая группа лишь незначительно дополняет ответы предыдущей. Следует сделать акцент на этом факте: «Посмотрите, насколько у нас совпадают мнения. Это говорит о том, что мы все смотрим в одном направлении»).

Обязательно при такой работе какая-то группа скажет о том, что ребёнок нуждается в любви, заботе. Здесь важно проговорить, что такое эта любовь: что ребёнок нуждается в безусловном принятии таким, каков он есть.

Педагог-психолог: А теперь я прошу вас провести следующую работу также в группах: назовите трудности, с которыми могут столкнуться (или сталкиваются) родители при воспитании

ребёнка.

Эта информация также выносится на доску.

Возможные ответы родителей:

• Не хочет делать уроки;

• Не убирает постель;

• Грубит;

• Не слушается, дерется

Педагог-психолог: И мы в школе сталкиваемся с различными трудностями. Иногда дети бывают агрессивными по отношению к одноклассникам, дерутся, обзываются. Иногда не совсем адекватно ведут себя. Мы начали искать способ помочь и учителям (потому что наша задача не только следить, чтоб дети были живы-здоровы, но и давать определённые знания), и детям, потому что сами дети переживают из-за своего поведения и своих реакций.

Я должна сказать огромное спасибо нашим учителям, потому что им приходится регулярно разрешать назревающие и уже произошедшие конфликты. Они стремятся просчитать шаги каждого, учесть интересы каждого, чтобы создать комфортные условия и т.д.

Мы стали проводить обследование, и оказалось (точнее, подтвердилось), что труднее всего тем детям, которые в своей семье не чувствуют себя значимыми, любимыми, нужными.

В результаты диагностики у нас сложились три группы детей.

В первую группу мы отнесли детей, которые комфортно чувствуют себя в семье. У них есть ощущение, что семья - это неделимое целое.

Вторая группа - это дети, которые не всегда и не везде чувствуют себя вместе с семьёй.

Третья группа - это дети, которые очень хотят, чтобы их заметили, чтобы на них обратили внимание, чтобы мама их любила. Они настолько остро нуждаются в признании, в том, чтобы на них обратили внимание, что пытаются найти это внимание в школе, на улице и т.п. Они всячески стремятся обезопасить себя - врут, изворачиваются, боятся в чём-то признаться, потому что считают, что их не поймут. Они привлекают внимание какими-то вещами, ценными игрушками, карточками: всячески стараются спровоцировать внимание на себя. Именно эти дети вызывают большую тревогу. Именно у этих детей низкая самооценка, именно они наиболее агрессивны, остро нуждаются в том, чтобы родные давали им понять, что их любят. Причём интересное наблюдение: потребность во внимании абсолютно не зависит ни от материального достатка семьи, ни от количества детей в семье. Ещё одно наблюдение: у нас есть семьи, в которых двое детей учатся в начальной школе. Из них один чувствует себя комфортно, а другой нет. Может, мы по-разному относимся к детям?.. Или дети по-разному воспринимают нас?..

Давайте посмотрим на ситуацию «непринятия» ребёнка взрослыми глазами самого ребёнка. Чтобы легче было встать на позицию ребёнка, предлагаю вам так же по группам поработать над задачами. Каждая группа получает задачу (обычно мы раздаём их методом лотереи - кому что доетанется). Вам необходимо ответить на вопрос: «Что должен сделать взрослый в сложившейся ситуации?» Работаем 3 минуты.

Технология работы:

А) читаем задачу;

Б) отвечаем на поставленный вопрос: «Почему Анна так сделала, чего она добивалась? Какой реакции ждала от родителей»

Задача 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?

Кошка грелась на солнце. Анна сперва взяла магазинный пакет, но он оказался мал. Ладно, принесла большой, для мусора. Растормошила сонную кошку, погладила. Та потянулась, зевнула. Анна открыла пакет и засунула в него кошку. Закинула за плечо. Пошла. Кошка вредничала, трепыхалась, царапалась. Анна замучилась её тащить. Хорошо, что недалеко от дома протекала быстрая речка. Там Анна встала на большой камень и кинула мешок в воду. А река подхватила его и унесла.

Потом Анна собирала цветы вдоль берега. Собирала долго, выискивала, чтоб все цветки в букете были разные.

Задача 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

Сидела себе Анна как-то на крылечке, кошку гладила. Тут папа позвал:

-  Иди-ка, полюбуйся. Смотри, какая у тебя сестрёнка новенькая! (Нет! Ну вот так она и знала!) - Правда, симпатичная? - мурлыкал папа.

-  Ничего вроде, - сказала Анна, - но гораздо хуже котят, которых ты утопил на прошлой неделе.

- Только котят нам и не хватало, - сразу обиделся папа, отвернулся и взялся за телефон поговорить с кем-то.

Задача 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

До Анны у мамы с папой родилась девочка со светлыми волосами. После Анны - лысая, как коленка, а вот теперь - девочка с черным пушком на голове.

- Зато у меня, - гордо заявила Анна и распустила стянутый резинкой на затылке хвост, - волосы были синие-пресиние...

-  И вообще, - сказала она, - чёрт бы побрал всех этих мелких ребснков!

- Где ты слов таких нахваталась? - спросила мама. В школе, мама, всё в школе, - ответила девочка и рассмеялась маме в лицо.

Задача 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

На ступеньке рядом с Анной валялся надувной шарик. Очень лаже кстати. Когда дуешь, в голове становится пусто, а шарик делается больше. И так можно дуть и дуть. Вдруг если он станет размером с дом? Если неожиданно не лопнет с ужасным треском, как лопнул этот.

- Ой, не могу, сердце сейчас разорвётся, - закричала мама, - и, конечно, прижала к себе малышку.

-  Чему рваться-то? - сказала Анна. - Нет у тебя никакого сердца.

И убежала на второй этаж.

Задача 5. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

Что вдруг так страшно завыло за дверью: «У-У-УУ!»? Анна, понятное дело. А мама испугалась, запнулась за половик и растянулась на полу с малышкой на руках.

- Ушиблась? - спросила Анна.

- Бедная моя девочка, - сказала мама и потрепала малышку по щёчке.

Тогда чужой голос вдруг ясно зашептал Анне в ухо: «Надо громче выть! Громче и страшнее!»

Задача 6. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

Мама пошла погулять с коляской. Анну оставили сидеть дома с другой младшей сестрой, - той, что родилась лысая, как коленка. Зато теперь у неё вся голова в длинных светлых кудряшках - такие бывают только у ангелов на картинках.

- Красивые у тебя волосы! - сказала ей Анна. - А теперь сиди не дергайся!

Взяла в руки ножницы и остригла сестрёнку наголо. Аккуратно подобрала с пола всё до пряди и сказала, перебирая их:

-  Отличный подарок будет для нашей новой малышки. Вот мама обрадуется!

Анна обняла сестрёнку и добавила:

- Я тебя очень люблю.

Педагог-психолог: Я предлагаю послушать, как же отреагировала мама на подобный поступок.

- Что ж ты за наказание такое, - вздохнула мама, вернувшись. Анна ответила, что если всем так хочется, она, пожалуйста,

может удавиться.

- Нет, - горько сказала мама, - нам хочется не этого.

Педагог-психолог: А чего же хочется этой маме? А чего хочется Анне?

На самом деле дети часто ждут от нас безусловного принятия. Они хотят, чтоб их любили не за какие-то достижения, а просто за то, что они есть на этом свете. В прошлые годы, когда родители давали запрос на тему «Проблемы подросткового возраста», мы проводили работу, где выясняли, чего же ждут от родителей подростки. А ждут они, чтобы родители понимали и принимали ребёнка таким, каков он есть.

В психологии общения есть термин, предложенный В.Сатир «Кувшин эмоций». (На доске схематично нарисовать кувшин.) Если мы наполняем кувшин ребёнка положительными эмоциями, добром, то, когда кувшин полон, ребёнок делится с нами. Когда кувшин полон отрицательными эмоциями, то получаем соответствующий результат. Когда кувшин пуст, ребёнок пытается сам заполнить его. Не всегда удачно.

Мы все здесь собравшиеся так или иначе стремимся к развитию, к совершенствованию себя. Я предлагаю в этом году проводить родительские встречи. Мы сможем поделиться своим опытом общения с ребёнком и своими способами воспитания. Я со своей стороны обещаю подбор задач и анализ тревожащих вас ситуаций. Мы сможем потренироваться в безопасной обстановке разным способам общения с ребёнком, т.е. я предлагаю провести тренинг общения с ребёнком. Пока вы обдумываете моё предложение, я хочу подарить вам рекомендации детских психологов (каждый родитель получает материал на руки).

Чтобы ребенок чувствовал себя любимым...

1) Разговаривая с ребёнком, старайтесь смотреть ему в глаза. С одной стороны, ребёнок будет чувствовать свою значимость для вас, с другой - вам легче будет контролировать уровень понимания ваших обращений.

2) Старайтесь слышать ребёнка, его душевные потребности, переживания.

3)Пожелайте ребёнку в начале дня «доброго утра», а в конце дня - «спокойной ночи». Помните, что в первые 30 минут после сна и последние 30 минут до сна в доме должна царить атмосфера спо-койствия, любви и ласки. Это залог сохранения крепкой нервной системы у вас и у вашего ребёнка.

4) Во многих семьях есть хорошая традиция, когда перед сном самый близкий для ребёнка взрослый присаживается на постель, гладит малыша и ведёт разговор о том, как прошёл день, что было хорошего. А что было трудного? «Ты у меня молодец, - говорит взрослый, - мы с тобой вместе справимся со всеми трудностями. А теперь - спокойной ночи! Пусть тебе снятся только светлые сны». Регулярно спрашивайте ребёнка о том, как прошёл его день, что было интересного, нового, что заставило огорчиться, что радовало. Это поможет Вам всегда быть в курсе жизни ребёнка, а ребёнка приучает к анализу своей деятельности, вырабатывает потребность делиться с родителями своими заботами.                                          

5) Для нормального самочувствия ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день. Не забывайте ласково обнимать своего ребёнка, сколько бы лет ему ни было. Хвалите ребёнка за малейшие успехи, искренне радуйтесь вместе с ним малейшим достижениям !

3. Рефлексия

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Для нас очень важно ваше мнение о нашей сегодняшней встрече. Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы. Ваши искренние ответы помогут при организации дальнейших встреч с вами. (Каждый участник семинара заполняет анкету анонимно. По результатам анкетирования есть возможность организовать дальнейшую работу с родителями.)

1. Встреча была

a. полезной, полученная  информация для меня очень ценна;

b. интересной, я приятно провел(а) время;

c. время потрачено зря.                                                    

2. Подобная работа с психологом

a. очень важна для меня;

b. даёт мало полезного;

c. мне ничего не дает.                                                      

3. Я готов(а) посещать родительские встречи

a. один раз в месяц;

b. один раз в два месяца;

c. достаточно один раз в год;

d. такие встречи не нужны.

4.Мне необходима индивидуальная консультация психолога: (да, нет). Если Вы ответили «да», запишите свою фамилию, имя и класс, в котором учится Ваш ребёнок.

Педагог-психолог: Какие у вас возникли вопросы по ходу нашей работы? Вы можете задать их сейчас или прийти на индивидуальную консультацию. Часы работы психолога в школе: с XX до XX. Большое всем спасибо за сегодняшнюю работу. До новых встреч!

Литература

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005.

2. Добсон, Дж. Непослушный ребёнок. Пер. с англ.: практическое руководство для родителей - «Пенаты», изд-во «Т-ОКО», 1992.

3.Захаров, А.И: Что снится нашим детям. - СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство ACT», 1997.

4. Кемпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992.

5. Клайва, Р. И не забывай гладить котёнка. - М.: Самокат, 2006.