Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей.
материал

Пестрецова Татьяна Викторовна

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_elementami_treninga.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей.

Тема: «Психологическая безопасность детей».

Цель: Повысить уровень психолого – педагогических знаний у родителей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие.
  2. Вступление.

Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Говоря о безопасности детей, как личности, имеется в виду сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, сохранение эмоционального комфорта, уверенности в благополучии, отсутствие угроз, конфликтов.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психологическому здоровью.

Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются:

-манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как деятельности, так и в принятии решений.

-также являются индивидуально – личностные особенности родителей и персонала, участвующих в образовательном процессе и ежедневно вступающие во взаимодействие с детьми.

-также межличностное отношение детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие) взаимоотношения с детьми.

-враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен  доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественных потребностей в движении, действуют необоснованные запреты.

-также интеллектуально – физические, психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

-неправильная организация общения, т.е. преобладание авторитарного стиля , отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

-невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда, стрессовое состояние ребенка.

Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что – либо против его воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним.

Внутреннее сопротивление проявляется как уход  от контактов с людьми, внешнее – в виде нарушений дисциплины.

Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, т.е. психологическая защищенность - это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости к тем ситуациям, которые человек ребенок по началу сразу отвергает.

Таким образом, исходя из выше изложенного, психологически защитить, значит создать такие условия, такую ситуацию, чтобы ребенок принял родительский совет либо какое -то правило без всяких эмоциональных потрясений  и таким образом если ребенок находится в социуме для него будет нормальным принять те правила, по которым его окружение общается. Ребенок  будет стараться работать над своими эмоциями и  не принимать все, что ему не нравится в штыки, а будет уже учиться самостоятельно находить правильное решение, которое будет наименее травмирующим как для него, так и для окружающих.

Уважаемые родители, хочу предложить вам выполнить

Упражнение «Снежинка»

Для каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера и качества. Вам нужно сложить этот лист бумаги следуя моим инструкциям, не обращая внимания ни на кого, слушая только меня. Выполняем все действия самостоятельно и никуда не подсматриваем.

Инструкция:

-сложите лист пополам;

-оторвите правый верхний уголок;

-опять сложите пополам;

-снова оторвите правый верхний уголок;

-продолжаем складывать лист пополам и отрывать правый верхний угол, до тех пор, пока это будет возможно сделать.

-теперь разверните листочек и посмотрите, что получилось.

Получилась снежинка. Посмотрите вокруг, попробуйте найти снежинку такой же формы, как у вас. Все ли снежинки одинаковые? Как вы думаете, почему нет одинаковых снежинок? Как вы думаете, в чем смысл задания?

Задача психолога, подвести родителей к выводу, что несмотря на обстоятельства, каждый человек индивидуален, каждый человек, понимает инструкции по своему, каждый действует индивидуально, учитывается абсолютно все и угол отрыва и способ загиба листа. Так  происходит и в жизни.  Каждый человек, каждый ребенок воспринимает любую информацию индивидуально по своему, опираясь на свои ощущения, на свои знания, умения, плюс еще черты характера, особенности восприятия. Поэтому  результат у всех разный, разное поведение, разное воспитание.

Но, если бы был бы пример, и я бы делала снежинку вместе с вами,  руководствуясь инструкцией и соблюдая все техники, как отмерить расстояние, как оторвать кусочек, то снежинки у всех получились бы приблизительно одинаковые.

Поэтому получается, что родители являются примером для своих детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу или как важно вести здоровый образ жизни, быть культурным  человеком, но если сам родитель не соблюдаем все эти нормы и правила поведения, то можно быть уверенным, что ребенок их также будет нарушать.

Мне очень нравится стихотворение, которое я часто себе повторяю:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распуства люб,

Запомни, ты с лихвой получишь,

От них все то, чему научишь».

Сейчас мы с вами поиграем в игру

Упражнение «Дотроньтесь до…..»

Я буду называть части тела, за которую нужно будет дотронуться. Слушаем и выполняем.

Начали. Ведущий показывает и называет части тела, а потом называет одно, а показывает другое (нос, ухо, плечо, рука, голова, волосы и.т.п.)

Через некоторое время, многие родители начнут сбиваться и показывать не те части тела, которые слышат, а будут показывать то, что видят.

Уважаемые родители, обратите свое внимание на то, что многие начинают сбиваться и показывать то, что видят, а не то, что слышат.  Какой можно сделать из этого вывод – это очередной раз подтверждает теорию, что ребенок, даже взрослый человек, чаще повторяет действия, чем воспринимает информацию на слух.

Таким образом, если часто говорить об одном и том же, читать нотации ребенку, не факт, что данная информация будет им воспринята. Ребенок воспринимает информацию зрительно и повторяет то, что видит, а не то, что слышит в «сто первый раз».

Хочу предложить еще одно упражнение «Диктант»

Из родителей выбирается один «доброволец», который будет играть роль ребенка.

Родитель-ребенок встает к доске. А остальные присутствующие остаются в роли родителей.

Давайте вспомним, как иногда мы общаемся, либо общались со своими детьми.

Вспомните, когда ваш ребенок начинает капризничать, что мы ему можем сказать – «не плач», «прекрати», «замолчи» и т.п. Таким образом, мы не позволяем своему ребенку свободно проявлять свои чувства.

 Я возьму чистый бинт и перебинтую «родителю-ребенку» грудную клетку – область сердца, где образно находятся наши чувства.

Теперь вспомним, что мы говорим ребенку, если он берет без разрешения какие – либо вещи, которые ему не положено брать. Что мы в этом случае говорим ребенку – «Не трогай», «Не бери», «Зачем взял» и т.п. Таким образом, мы блокируем ребенку часть тела - руки, через которую ребенок также получает информацию.

Сейчас я нашему «родителю - ребенку» бинтом перебинтую руки.

Если ребенок разбегался, мешает вам, проявляет активность – мы говорим – «Не бегай!», «Не скочи!».

Связываем «родителю - ребенку» ноги.

Вспомним еще ситуации, когда ребенок слушает разговоры взрослых, как мы реагируем – «Не слушай!», «Иди в свою комнату» и т.п.

Завязываем «родителю - ребенку» уши.

Если ребенок кричит, оглушает нас своим высоким тембром голоса, что мы ему при этом говорим – «Не кричи!»

Теперь завязываем «родителю - ребенку» бинтом рот.

Посмотрите на нашего «Ребенка». Как вы думаете, хорошо ему сейчас, как он себя чувствует? Давайте ему поможем. Давайте спросим у «родителя - ребенка», что в первую очередь нужно освободить, какую часть нужно разблокировать.

Как вы думаете, может ли ребенок в таком состоянии развиваться? Что же делать в таких ситуациях?

Как же воспитать ребенка, который в опасной ситуации не растеряется, всегда будет внутренне собранным. Как воспитать культурного и психологически здорового человека.

Одним из главных ответов на эти вопросы является дисциплина.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье дисциплину.

Заранее прописанные на отдельных листах формата А4 правила, вывешиваются на доску друг за другом. Каждое правило разбирается с родителями в форме дискуссии.

Правило 1

«Ограничения, правила, запреты должны быть в жизни каждого ребенка».

Правило 2

«Ограничений, требований не должно быть слишком много и они должны быть гибкими».

Первых два правила, если их взять вместе, предполагают чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов, что «можно», «следует», «нельзя».

Найти золотую середину, между попустительским и авторитарным стилями, нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка

-Зеленой                              -Желтой                -Оранжевой                      -Красной         

(на доску приклеивается либо плакат с изображенными цветовыми зонами. Либо можно вырезать любые геометрические фигуры в этой цветовой гамме и также приклеить на доску. Такая наглядность будет необходима при записи примеров поведения  по каждому цвету)

Данные цвета выбраны не случайно и они хорошо показывают степень важности и ответственности.

В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию. Давайте подумаем, что может в эту часть записать ребенок (например: во что играть, когда сесть за уроки, когда пойти на улицу и т.п.).

В желтой зоне  будут прописаны действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но уже в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил (например: по лужам можно ходить, но в резиновых сапогах, в телефон можно поиграть, но если ты сделал домашнее задание, убрался в своей комнате и т.п.)

Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую оранжевую зону.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые родителями не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются (например: ребенок ложится спать в 9-10 часов вечера, но в новогоднюю ночь можно лечь позже обычного)

Наконец в последней красной зоне, находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наше категорическое «нет»! Это те правила, из которых нами не делаются исключения (например: нельзя драться, сквернословить, портить вещи, драться и т.п.)

Вы можете дома самостоятельно разобрать с ребенком такую таблицу. Согласовать и прописать в ней те правила, которые приемлемы в вашей семье. Необходимо учитывать возраст ребенка, его  интересы.

Такая таблица будет очень полезна и для ребенка и для родителя. Ребенок будет анализировать свое поведение, стараться соблюдать правила, у него уже не возникнет вопросов, почему тогда было можно, а сейчас нельзя. И для родителей такая таблица будет актуальна, чтобы найти как раз таки ту золотую середину между дозволенностью и неправомерностью. Между готовность понимать  -  и быть твердым, между гибкостью – и неприклонностью в процессе воспитания дисциплины у ребенка.

И теперь вернемся к нашим правилам.

Правило 3

«Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка».

Правило 4

«Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой. Требования должны быть едины».

Правило 5

«Тон, в котором сообщается требование или запрет, должны быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным»

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказании.

Правило 6

«Наказывать ребенка лучше, лишением ребенка хорошего, чем делать ему плохое».  

Следуя этим правилам, родители скорее всего помогут своему ребенку избежать опасной ситуации и  воспитают человека ответственного за свои поступки. И  если семейные правила наряду с правилами личной психологической безопасности излагаются ясными, простыми, спокойными, без тревожных слов фразами – дети обязательно будут им следовать.

Хочу предложить выполнить последнее упражнение.

Упражнение 9  «Аукцион советов для родителей»

В наше беспокойное время родителям постоянно приходится испытывать волнение за своих детей, которые могут стать жертвами мошенников и преступников или попасться в другие опасные ситуации. Надеюсь, что предлагаемые на этом аукционе советы, в какой- то степени помогут вам уберечь ребенка от опасности.

Родители делятся на две подгруппы, обсуждают 3 – 4 минуты какими будут советы по безопасности детей. Затем по очереди их называют. Чья подгруппа последняя назвала совет, та и выиграла аукцион.

Выигравшей подгруппе вручаются символические подарки.

Рефлексия.

Наша встреча подошла к концу. Поделитесь своими впечатлениями. Есть ли какие либо пожелания.

Спасибо за внимание, за ваше активное участие в нашей встрече.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча  проводится после исследования эмоционального вос­приятия учащимися своей семейной ситуации....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Трудности поведения. Вопросы дисциплины"

Цель: способствовать пониманию замещающими родителями причин трудного поведения детей....

Семинар с элементами тренинга для родителей первоклассников на тему: «Первый раз – в первый класс!»

Основной  целью семинара является формирование психологических знаний  родителей, способствующих сохранению психологического и физического здоровья детей, а также самих  родителей за пе...

Занятие с элементами тренинга для родителей

Знакомство родителей с возрастными особенностями младшего школьника...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний...

Сборник тренингов и семинаров – практикумов с родителями.

Сборник тренингов и семинаров – практикумов с родителями....

Сборник тренингов и семинаров – практикумов с родителями.

Сборник тренингов и семинаров – практикумов с родителями....