Статья "Влияние коррекционных упражнений на улучшение зрения"
статья по зож ( класс) на тему

В статье можно найти описание упражнений для сохранения хорошего зрения, для профилактики нарушений, для снятия усталости глаз, а также советы для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние коррекционных упражнений на улучшение зрения.

     Наши глаза – два окошечка в окружающий мир. И от того, как эти окошечки работают, зависит виденье действительности. Глаза отображают наше самочувствие. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Чтобы глаза были здоровые, их нужно любить, им нужно помогать, когда они устают, нужно заботиться о них. Тогда они будут служить нам долго – долго, будут здоровыми до глубокой старости.

     Всем известно, что в начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зрения. Лишь выполняя упражнения постоянно, можно достичь определенных результатов.

     Первый закон хорошего зрения – это движение. Если глаз движется, значит, он видит.

     Нормальный глаз часто мигает, чтобы равномерно распределить слезную жидкость известно, что слезы не только увлажняют роговицу, но и дезинфицируют глаз, защищают их от микробов.

    Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

  Прежде чем выполнять упражнения для коррекции зрения, нужно уметь расслабить мышцы. Удобная поза для этого – поза “ Кучера”: сидя, ноги на ширине плеч, кисти висят свободно, плечи, немного опущены, голова висит на груди. В такой позе расслабляется максимальное количество, мышц (10-15сек.).

     Одно из упражнений, при котором можно достичь наибольшего расслабления для глаз пальминг.

     “Пальминг” (в анг. palm) – это самобиофорез глаз (прогревание энергией руки). Еще философ Кант отмечал, что “Рука – это мозоль выведенная наружу”. Люди всегда неосознанно использовали свою ладонь для облегчения состояния глаз. Энергией руки можно целенаправленно влиять на зрительную систему, расслаблять мышцы и подпитывать их энергией.

     Трем ладони до тех пор, пока не почувствуем тепло, складываем их под углом одну на одну. Ладони выравниваем, так, чтобы посредине осталась ямка, и “одеваем” их на глаза. Центр ладони должен быть над центром глазного яблока, основание мизинца на переносице, как мостик очков. Ладони должны плотно закрывать глаза, чтобы наступила полностью темнота. Локти поставьте на стол, сядьте удобно, спина прямая, голову не наклонять.

     Обязательно расслабьтесь! Через секунду – две почувствуете, как приятное тепло проникает с ладонь в глаза все глубже и глубже. Теперь можно представить себе что-нибудь очень приятное.

     После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

     Во время пальминга необходимо добиваться виденья абсолютно черного цвета. Этого достичь можно лишь тогда, когда психика человека находится в покое.

     “Пишем носом”. Сядьте поудобней, руки положите на колени. Представьте себе, что у вас нос, как у Буратино. С закрытыми глазами представив, напишите на доске свое имя. Этим движением обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза. Сначала расписываемся медленно, после этого – быстро. Опустите голову вниз и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

     “Точки и крестики”. Закройте глаза, прикройте их ладонями и представьте черное поле. Теперь нарисуйте носом маленькую букву “о”. В центре нее – еще меньше, а в центре этой еще меньше и т. д. пока не получится точка. А посреди точки поставьте маленький крестик, в центр крестика поставьте точку. Легонько помигайте ресницами.

     “Массаж для глаз”. Двумя пальцами массажируем лоб, брови, виски, под глазами, нос (указательным пальцем), ухо и за ухом, шею сзади (так, как большая часть напряжения припадает на заднюю часть шеи возле основания черепа). Сделайте “китайские” глазки, улыбнитесь друг другу!

     “Секретное письмо”. Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ученик попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание можно предложить написать ученику.

     “Сквозь пальцы”. Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя.

     Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся.

     Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом). Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь.

     “Дальше - ближе”. Лучше выполнять там, где есть далекая перспектива. Посмотрите вдаль. Затем медленно переведите взгляд на кончик носа. Затем снова переведите взгляд вдаль, а затем вернитесь чуть выше на переносицу. Опять медленно вдаль, а затем на пространство между бровями. Снова вдаль и потом на темечко. Затем снова повторите. Посмотрев вдаль, зажмурьте глаза для снятия напряжения. Затем быстро-быстро поморгайте, не жмурясь, пытаясь расслабиться. Движения должны быть очень легкими расслабляющими. Переходим к следующему упражнению, взглянув на контрольную таблицу проверки зрения.

Упражнения для профилактики нарушений зрения

1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой
стрелки.

3. Глазами напишите цифры от 0 до 9.

4. Глазами напишите свое имя и фамилию.

5. Глазами напишите число, месяц и год рождения.

6. Глазами нарисуй пружинки.

7. Глазами    нарисуйте    6    горизонтальных    восьмёрок    и    6    вертикальных восьмерок.

8. Глазами    нарисуйте    6    треугольников    по    часовой    стрелке,    затем    6 треугольников против часовой стрелки.

9. Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9.

10. Зажмурив правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.

11. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.

12. Нарисуйте глазами геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник)
сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.

Упражнения для снятия усталости глаз.

• Крепко зажмурить глаза на 5 - 7 сек., затем открыть.

• Быстро моргать глазами в течение 30 - 60 сек.

• Поставить указательный палей левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., затем опустить руку.

• Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть руку и приблизить палец к глазам (в течение 3 - 5 сек.).

• Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.

• Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать руку и перевести взгляд на кончик носа. С закрытыми глазами переводить взгляд вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.

• Смотреть вдаль прямо перед собой 2 - 4 сек., затем перевести взор на кончик носа на 3 - 5 сек.

• Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30 - 50 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

Общие правила выполнения тренировочных упражнений для глаз.

1. Упражнения   лучше   всего   начинать   с   простых   движений,   постепенно увеличивая их сложность и скорость.

2. Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Помните, что Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, однако частое и длительное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.

3. При выполнении упражнений следует помнить о том,  что работающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.

4. Глаз должен быть в постоянном движении - так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.

5. Практически во всех упражнениях надо моргать. Не забывайте об этом!

6. Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимайте очки. Помните, что обычно люди, не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому старайтесь либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучшения зрения своевременно  меняйте очки на более слабые.  Конечно,  не  всем людям удается избавиться от очков, но все получат большую или меньшую пользу от упражнений.

7. Ваше правило - делать упражнения понемногу, но чаще. При этом помните, что задача заключается не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.

8. Если один глаз у Вас сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше   работы   при   помощи   прикрытия   более   сильного   глаза   повязкой   или ширмочкой.

9. Временное улучшение зрения  наступает быстро,   но  время  наступления постоянного улучшения зрения будет разным для разных людей.

10. Дети на лечение реагируют обычно намного быстрее, их прогресс более заметен. Любой метод, который не дает видимых результатов после проведенного курса, должен быть исключен из Вашей программы или заменен другим.

11. Помните: восстановление зрения - комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение диету, дыхание, объем бытовой зрительной нагрузки.

12. Старайтесь, чтобы в Ваш личный комплекс входили упражнения всех типов. Составляйте себе комплексы упражнений на неделю и меняйте их, чтобы избежать скуки. Не смотрите на приведенные упражнения как на догму. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в упражнениях, Вы можете без особых усилий придумать новые, не менее (а может быть и более) полезные упражнения.

13. Мы не возражаем, если в конце концов в результате Ваших комбинаций и фантазий Вы остановитесь на определенном, свойственном только Вам, комплексе, который по Вашим субъективным ощущениям дает наибольший положительный эффект как в виде повышения остроты зрения, так и снятия симптомов зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.

14. Чем больше и чаще Вы будете уделять время своим глазам, тем быстрее Вы ощутите эффект от домашнего лечения. Считается, что для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо постепенно довести время однократной тренировки до 10-15 мин, начиная с 3-5 мин. При этом желательно проводить 2-3 тренировки в день.

15. Один раз в неделю перечитывайте приведенные выше правила и технику упражнения.

16. По   возможности   воспользуйтесь  помощью   офтальмолога  для   проверки Вашего зрения в динамике. Обязательно осуществляйте самоконтроль в домашних условиях.

Советы для педагогов и родителей.

• Учитывая то, что процесс коррекции нарушений зрения весьма продолжительный, родителям необходимо постоянно следить за выполнением всех предписаний и поддерживать интерес ребенка к лечению.

• Как правило, дети с патологией зрения нуждаются также в квалифицированной логопедической помощи, т.к. дефекты зрения влекут за собой различные нарушения речи.

• Обращайте внимание детей на разнообразные звуки (как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.п.), на различия в тембре голоса и мелодии речи разных людей, интонациях речи у одного и то же человека. Это поможет им ориентироваться в окружающем мире, опираясь на слух.

• Для слабовидящих и слепых детей особенно важным является обучение их определённым действиям, которые необходимо повторять многократно «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно постоянно поддерживать.

• Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей настройки на оценку глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. При помощи таких настольных игр, как бильярд, футбол, хоккей дети смогут тренироваться в удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.

• Под контролем взрослых для детей с нарушенным зрением вполне допустимым является даже катание на велосипеде.

• Всем детям с нарушениями зрения полезно играть с разнообразными крупными конструкторами (с целью закрепления бинокулярного зрения и развития стереоскопического зрения).

      Как видно из приведенных выше примеров, основная цель гимнастики для глаз – профилактика глазных болезней, а также их постепенная коррекция. Основными её принципами являются: расслабление мышц, уставших от концентрации зрения на мелких предметах, и тренировка всех мускул глазного яблока, достигаемая совершением комплекса вращательных и поступательных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение. Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения

Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения...

комплекс упражнений для улучшения зрения

здесь даны несколько упражнений  для улучшения зрения в школе...

Упражнения на улучшения зрения

Упражнения позволяющие улучшить, нормализовать зрение...

Упражнения для улучшения кровообращения.

Упражнения для улучшения кровообращения.Упр.1 – улучшает мозговое кровообращение. Встать прямо. Наклониться как можно ниже, руки висят почти касаясь пола. Качать головой 10 раз из стороны в стор...

Упражнения для улучшения техники чтения.

Советы родителям по улучшению техники чтения....