Рабочая программа по курсу: оздоровительная гимнастика (1-4 класс)
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Ермилова Александра Юрьевна

Программа может быть использована во внеурочной оздоровительной деятельности или в рамках дополнительного образования обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по курсу:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

(Количество часов для 1-4 классов в год – 68 часов)

                                                                                                                    Автор - составитель:

                                                     инструктор по физической культуре

                                                                                Ермилова А.Ю                      

 

Москва, 2015

  1. Пояснительная записка.

Нормативным основанием  для создания программы послужили:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
  2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357,утверждающий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  3. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 892 на 2014/2015-2016/2017уч.г;
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа разработана с учетом методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.), на основе  методических рекомендаций по коррекция нарушений осанки у школьников. (Под ред. Г.А. Халемского. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000), реализации программы «Образование и здоровье»  - профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двиагательного аппарата учащихся образовательных учреждений, (под ред. Л.Е. Курнешова, А.В. Ляхович, М.- 2007).

В настоящее время, уже проведённые многочисленные  физиолого - гигиенические  психофизиологические исследования  убеждают педагогов и руководителей образования в необходимости принимать  специальные меры по сохранению и укреплению  здоровья школьников.  Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказовот 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357).  В соответствии с данным документом на ступени начального общего образования, в том числе осуществляется: укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"), в котором ОН – УЧЕНИК, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. А так же  концепция модернизации российского образования на период  до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И, если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

Ученики начальных классов не обладают необходимыми знаниями и плохо понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни. У них нет чёткого понимания сущности здоровья. Необходимо, чтобы школьник осознавал себя как ценность и ценность здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми. В начальной школе необходимо научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как ценность, дарованную нам. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья учащихся.

Главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, обязательные физкультурно – оздоровительные мероприятия. Важнейшим звеном здесь являются занятия оздоровительной гимнастикой. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма. На занятиях корригирующей гимнастикой идёт формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Цель программы

  1. Сохранение и улучшение собственного физического и психического здоровья учащихся;
  2. Выработка умения отказываться от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. Формирование сознательного отношения к здоровому стилю жизни.

Задачи:

  1. Сформировать систему знаний, умений, навыков по сохранению правильной осанки,  укреплению здоровья  и формирование гармонично развитой личности.
  2. Функциональные возможности организма, cодействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и нервной системе.
  3. Развивать чувство уверенности в себе.
  4. Воспитывать высокие волевые качества, силу, выносливость, позитивное отношение к движению
  5. Развивать потребность в систематических занятиях двигательной активностью.

II. Общая характеристика курса.

Практически не бывает изолированного нарушения осанки, поэтому занятия корригирующей гимнастикой строятся из набора различных физических упражнений:

1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

2. Упражнения, направленные на формирование стереотипа правильного дыхания.

3. Упражнения на формирование мышечного корсета (для мышц спины и живота).

4. Упражнения на самовытяжение позвоночника.

5. Упражнения с предметами, преследующие цель укрепления         корсета и закрепления правильной осанки.

6. Упражнения для исправления осанки при кифозе и лордозе.

Упражнения используются в различном наборе с увеличением продолжительности и количества повторений на этапах тренировок учащихся и с включением специальных упражнений по показаниям. Насыщение комплекса упражнениями самостоятельно варьируется, усложняется и дополняется инструктором в течение каждого учебного периода, дифференцированно к возрасту, физическим способностям и психофизиологическим особенностям занимающихся.

Степень нагрузки на уроке изменяется по следующим параметрам: увеличение темпа, включение дыхательных упражнений, применение отягощений, использование предметов, различные исходные положения, применение упражнений в расслаблении.

Результаты программы:

Личностные результаты программы:

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к физическому и творческому труду, работе на результат,
  2. проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей,
  3. оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей,
  4. формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья,
  5. формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и выражение своих.

Метапредметные результаты программы- формирование универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД.-• определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий во время занятия; • учиться работать по определенному алгоритму; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,
  2. Познавательные УУД: • совместно с педагогом осуществлять постановку и решение проблемы; •понимать,  контролировать,  и оценивать процесс и результат деятельности; • рефлексия способов и условий действия
  3. Коммуникативные УУД.-• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения, ответственности при работе с партнером или группой целиком  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблем; •поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Форма занятий: групповая

Режим занятий: В начальной школе занятия продолжительностью 35- 45 минут. Проводятся 2 раза неделю.

Ш.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Укрепление здоровья школьников;
  2. Профилактика и коррекция ортопедических нарушений;
  3. Совершенствование физического развития;
  4. Улучшение адаптации учащихся к физической и умственной нагрузке;
  5. Положительный настрой к разным видам двигательной деятельности;
  6. Уменьшение психологического напряжения и  мышечных зажимов, формирующихся на фоне функциональных нарушений.

        



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ/

        Исходное положение (И.П.) - стоя у гимнастической стенки или стены.

1. Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки: затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены удержать с напряжением на счёт 4-6 - повторить 10 раз.

2. Встать спиной к стене, плотно придвинуть к ней пятки и соединить их вместе, стопы развернуть под углом 30 градусов. Напрячь ягодичные мышцы, втянуть живот и подняться на носки. Стоять в течение 5-7 секунд, опуститься на пол, сохраняя равновесие - повторить 4-6 раз.

3. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц повторить 10 раз.

4. Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага. Вперёд, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц, повторить 10 раз.

5. Принять правильную осанку у стенки, сделать 1-2 шага вперёд, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, туловища. Принять правильную осанку с напряжением мышц, повторить 10 раз.

6. Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение - повторить 10 раз.

И.П. – лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу).

        1. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в И.П. - 6-8 раз.

2. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же положение напряжения, что и в положении лёжа - повторить 6-8 раз.

3. Обхватив руками бёдра согнутых ног под коленями, округлить спину, напрягая брюшные и ягодичные мышцы; качаться вперёд-назад на спине - выполнять 20-30 секунд.

И.П. – лежа на боку

1. Лёжа на правом боку, положив правую руку под голову локтем вперёд, левой рукой опереться о поверхность пола (локоть выставить вперёд, пальцы кисти расположить параллельно телу); поднять и вытянуть левую ногу, отвести её сначала назад, а затем вперёд, активно напрягая мышцы бедра и стопы - повторить 20-30 раз. То же проделать лёжа на левом боку.

И.П. – сидя на полу

1. Слегка согнуть ноги и сомкнуть руки на затылке, спину держать прямо - сделать вдох и, не сгибая позвоночник, развернуться в сторону, направляя взгляд по ходу движения и вверх; на выдохе вернуться в И.П. и проделать то же в другую сторону - повторить 4- 6 раз.

2. То же, поднять руки так, чтобы они образовали единую линию с плечами, потянуться одной рукой в сторону, затем выпрямиться и потянуться в другую сторону, не изгибая позвоночник,  а выполняя скользящие движения грудной клетки

И.П. – сидя на пятках

1. Из И. П. (руки «по швам»), сжимая ягодицы и напрягая мышцы бедра, встать на колени, спину держать прямо; вернуться в И.П.. - повторить 4-6 раз.

Эффект от тренировки усилится, если стоящий рядом, положив руку на голову выполняющего упражнение, будет оказывать ему некоторое сопротивление при вставании.

2. Из И.П. опустить голову на согнутые руки (предплечье одной руки лежит на предплечье другой руки), поднимая обе лопатки, но не сводя их вместе - повторить 8-10 раз.

        Упражнения в ходь6е (И.П. - стоя).

1. Принять правильную осанку. Ходьба с остановками, поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки 1- 2 мин.

2. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Выполнить 1 круг.

3. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (верёвку, гимнастическую скамейку), остановки для проверки правильной осанки перед зеркалом или партнёром. Выполнить 1-2 круга.

4. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений - в полуприседе, с высоким подниманием бедра (чередование 4-8 шагов) 1-2 минуты.

Игра с сохранением правильной осанки

«Тише едешь - дальше будешь»

Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По команде водящего: «Шаг вперёд!», «Два шага назад!», (Присесть!», «Кругом!) и Т.д. все выполняют указанное движение, стараясь сохранить правильную осанку. Ведущий после каждой команды удаляет того, кто не смог сохранить правильную осанку, Таким образом, выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.

Построение то же. Водящий поворачивается спиной к играющим и произносит медленно слова: «Тише едешь - дальше будешь. Стой!». Во время этого участники передвигаются вперёд указанным им способом. По команде «Стой!» ведущий поворачивается, все должны замереть, сохраняя правильную осанку.

Не успевшие этого сделать, или принявшие неправильное положение возвращаются назад. Выигрывает тот, кто лучше всех сохраняет правильную осанку и делает меньше всех ошибок.

Игра «Пятнашкu».

        Основное положение играющих - на носках, ноги полусогнуты, пятки и колени соединены, спина прямая, руки к плечам, голова прямо. Принявшего такое положение осалить нельзя. Водящий старается догнать и осалить того, кто не успел убежать от него или не принял основного положения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ВО ФРОНТАЛЬНОЙ И САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ

Для мышц спины:

1. И.П. - лёжа на животе, руки согнуты в локтях, ладони к полу; приподнять голову, не запрокидывая назад, лопатки соединены. Удержать это положение на   5-7 счётов, повторить 6-8 раз.

2. То же, руки на пояс - повторить 6-8 раз.

3. То же, руки за головой - повторить 6-8 раз.

4. То же, руки согнуты в локтях, ладони к полу. Приподнимая голову и плечи (не запрокидывая голову назад) медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам - повторить 6-8 раз.

        5. То же, поднять голову и плечи - руки в стороны: сжимать и разжимать кисти рук до 10 раз - повторить 6-8 раз.

        6. То же, руки в стороны - круговые движения в плечевых суставах на 4 счёта - повторить 6-8 раз.

        Упражнения 1-6 усложнить, используя отягощение и сопротивление.

7. И.П. - лёжа на животе - руки согнуты в локтях, ладони к полу - поочерёдное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола - повторить 6-8 раз.

        8. И.П. - то же. приподнимание обеих. прямых ног, с удержанием на 3-5 счётов - повторить 6-8 раз.

9. И.П. то же:

на счёт 1 - поднять правую ногу,

на счёт 2 - присоединить левую ногу,

на счёт 3-4 - удержать обе ноги,

на счёт 5 - опустить правую ногу,

на счёт 6 - опустить левую ногу;   темп медленный, повторить 4-6 раз.

        10. И.П. - то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить вместе - повторить 6-8 раз.

        11. И.П. лёжа на животе друг против друга - удержание мяча в вытянутых руках - повторить 6-8 раз; перекатывание мяча партнёру, сохраняя приподнятое положение головы и плеч - повторить 6-8 раз.

12. И.П. лёжа на животе на гимнастической скамейке поперёк – приподнять голову, грудь и прямые ноги: удержать это положение на 3-5 счётов - повторить 6-8 раз.

        13. И.П. - то же, выполнить руками и ногами движения как при плавании брассом - повторить 4-6 раз.

Для мышц брюшного пресса

        

1. И.П. - лёжа на спине: поясница прижата к полу, руки вдоль туловища, ладони вверх - поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленных суставах - повторить 10-12 раз.

        2. То же, сгибание обеих ног, разогнуть и медленно опустить - повторить 6-8 раз.

        3. То же, поочерёдное сгибание и разгибание ног на весу «велосипед» на 6 счётов - повторить 8-10 раз.

        4. То же, поднять прямые ноги под углом 30 градусов, развести в стороны, соединить и медленно опустить - 4-8 раз.

5. То же, выполнить серию дыхательных упражнений с различным движением рук: вверх, в стороны и с использованием звуков - 5-6 упражнений - вдох-выдох.

        6. То же, ноги согнуты в коленях, приподнять таз и удержать на 3-4 счёта - повторить 6-8 раз.

7. То же, руки за голову, ноги фиксированы партнёром или за нижнюю рейку гимнастической стенки, переходя в положение сидя, удерживать спину прямой, опуститься в И.П., расслабиться повторить 6-8 раз медленно.

8. Самовытяжение туловища с увеличением счёта (до 4-6) повторить 6.8 раз.

Для боковых мышц туловища

  1. И.П. – Лежа на правом боку: правая рука вверх, левая вдоль туловища; удерживая тело в прямом положении, приподнять, удержать  и опустить левую ногу – повторить 6-8 раз.
  2. И.П. - лёжа на левом боку: проделать аналогичные упражнения

3. И.П. - лёжа на правом боку: правая рука вверх, левая согнута и ладонью обращена к полу; приподнять обе ноги (на 5 градусов), удержать на 3-5 счётов, опустить в И.П. - повторить 6-8 раз.

        4. И.П. - лёжа на левом боку: проделать аналогичные упражнения.

5. И.П. - лёжа на боку - приподнять одну ногу, присоединить другую, удержать, опустить в И.П. - повторить 4-6 раз (упражнение выполняется на правом и левом боку).

        УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ ПРИ КИФОЗЕ

1. И.П. - лёжа на животе: руки вдоль туловища ладонями к полу: медленно поднять голову, плечи, грудную клетку - свести лопатки, отводя руки назад; вернуться в И.П. - повторить 6-8 раз.

2. То же, руки согнуты в локтях, ладонями к полу - медленно приподнять туловище, прогнуться, свести лопатки, удержать положение в напряжении на 4 счёта - повторить 6-8 раз.

3. То же. руки вверх «в замок»- приподнять руки и прямые ноги- прогнуться в грудном отделе, удержать положение с напряжением на 4 счёта - повторить 4-6 раз.

4. То же упражнение - покачаться вперёд-назад - 4-6 раз.

5. Имитация плавания брассом руками с соблюдением ритма дыхания на 4 счёта - повторить 6-8 раз.

6. И.П. - лёжа на спине с опорой на локти и затылок: прогнуть позвоночник в грудном отделе, удержать напряжение на 4 счёта и опуститься в И.П. - повторить 6-8 раз.        .

        7. То же, руки в стороны - упражнение «велосипед» на 6 счётов - повторить 6-8 раз.

8. И.П. - коленно-кистевое, сгибая локти и опуская грудную клетку, продвинуть корпус вперёд (подлезание) с вытяжением, вернуться в И.П. - повторить 6-8 раз.

        9. Самовытяжение.

Упражнения у гимнастической стенки

1. И.П. - смешанный вис - стоя спиной к стенке с широким хватом рук на уровне плеч, ноги касаются пола - согнуть ноги в коленях, подтянуть к животу, удержаться в висе на 4-6 счётов повторить 6-8 раз.

2. И.П. - руки хватом выше головы, то же упражнение повторить 6-8 раз.

3. И.П. - ВНС стоя. руки на уровне головы: 1 - шаг вперёд, прогнуться. выпрямить руки, 2 - И.П., 3-4 - шаг вперёд другой ногой - повторить 6-8 раз.

        4. И.П. - вис присев спиной у стенки, встать - прогнувшись в грудном отделе, вернуться в И.П. - повторить 6-8 раз.

        И.П. - стоя

        1. Упражнения с гимнастической палкой: движение рук вперёд вверх, за голову, за спину и в обратном порядке, выполняя медленно- повторить 10-12 раз.

        2. Упражнения        с        резиновым        амортизатором:         проделать аналогичные предыдущим упражнения - повторить 6-8 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ ПРИ ЛОРДОЗЕ

1. И.П. - основная стойка: не сгибая колен, наклониться 8перёд, достать руками стопы, вернуться в И.П. - повторить 6-8 раз.

2. И.П. - стоя у стены или гимнастической стенки, касаясь её пятками, ягодицами, лопатками, руки опущены вдоль туловища; попытаться согнуть позвоночник и прикоснуться поясницей к стене, вернуться в И.П. - 6-8 раз.

        3. То же, приседание (с напряжением мышц живота), руки вперёд, удержаться на 4 счёта, вернуться в И.П. - 6-8 раз.

4. И.П. - лёжа на спине, расслабиться, руки вдоль туловища, прижать поясницу к полу (с напряжением мышц живота), удержаться на 4 счёта - повторить 6-8 раз.

        5. То же, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, удержаться на 4 счёта, вернуться 8 И.П. - 10:.15 раз.

        6. То же, переход в положение сидя с напряжением мышц живота, вернуться в И.П. - 10-15 раз.

        7. То же, поочерёдно поднимать и опускать прямые ноги  повторить 10-12 раз.        8. И.П. - у гимнастической стенки, повиснув на перекладине, согнуть прямые ноги в тазобедренных суставах (сделать угол на 4 счёта), вернуться в И.П. - повторить 4-6 раз.

9. И.П. - стоя на перекладине стенки, руками взяться за перекладину на уровне пояса - глубоко присесть, выпрямив руки на 4 счёта, вернуться в И.П. - повторить 4-6 раз.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

И.П. - стоя

1. Руки развести в стороны, слегка прогибаясь назад - вдох, руки скрестив на груди, обнимая себя за плечи, слегка округлив спину - выдох - повторить 3-4 раза.

2. То же -  на вдохе, на выдохе - присесть, обнимая согнутые колени - повторить 3-4 раза.

И.П. - лёжа на спине

        1. Прямые руки через стороны поднять вверх - вдох, на выдохе опустить руки вниз - повторить 3-4 раза.

        2. Ладони на животе - выполнить диафрагмальное дыхание в течение 30-40 секунд.

3. Руки развести в стороны: ноги на «шире плеч»-на выдохе повернуться влево и ладонью правой руки накрыть ладонь левой руки, возвращаясь в И.П. - вдох: то же - в правую сторону повторить 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по спортивно - оздоровительному направлению для 2 класса «В здоровом теле – здоровый дух»

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю. Программа составлена для учащихся 2 класса, с целью формирования у учащихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья, безопасному обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Оздоровительная гимнастика"

    Программа «Оздоровительная  гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленнос...

Рабочая программа по курсу "Математика" для 1-го класса по МОРО по программе "Школа России"

В рабочей программе 5 разделов:1. Пояснительная записка2. Содержание программы3. Требования 4. Календарно-тематическое планированиеИспользуемая литература...

Программа дополнительного образования «Развивайка» по курсу: оздоровительная гимнастика (1-2 класс)

Курс направлен на профилактику ортопедических нарушений обучающихся начальной школы...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...