Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
классный час по зож на тему

Голованова Валерия Сергеевна

 

       Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

      Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования  обусловлена тем, что возрастной период 7 - 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

навыков эмоциональной саморегуляции

у младших школьников.

Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

       Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

      Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования  обусловлена тем, что возрастной период 7 - 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

      Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей,  и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного процесса.

      Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями в процессе учебной деятельности.

      Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, поэтому необходима систематическая работа по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.

     Представляем  методы и приемы по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направленные помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; упражнения направленные на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.

Цель: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.

Задачи:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
  • совершенствование у детей умений и навыков  практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • развитие умения слушать других людей;
  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
  • снятие негативных импульсов;
  • формирование позитивной моральной позиции.

Эмоции и взаимопонимание.

Учитель обращает внимание детей на плакат с изображениями эмоций: «Посмотрите, у каждого гнома свое выражение лица. О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать других людей и себя. Важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их».

      Далее детям предлагается определить настроение каждого гнома, объяснить свой ответ, вспомнить разные ситуации, которые могут вызвать те или иные, изображенные на плакате чувства.

Учитель акцентирует внимание на экспрессивных признаках каждого эмоционального состояния, называет их, просит детей на несколько секунд зафиксировать определенное выражение лица. ( Описание экспрессивных признаков дается в соответствии с рекомендациями М.И.Чистяковой, 1990).

  1. Этот гном очень любопытный. Представьте, что вы открываете подарок, вам любопытно? Покажите, что вы чувствуете! (Мимика: пристальный взгляд, нижняя губа закушена.)
  2. А – это радостный гном. Улыбаемся, как он. (Мимика: откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице – улыбка.)
  3. Этот гном всегда удивляется. Давайте удивимся, как будто вы увидели чудо! (Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)
  4. А это – печальный гном. Погрустим вместе с ним. (Мимика: поникшая голова, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены.)
  5. У этого гнома всегда отвратительное настроение. Представьте, что вам нужно поднять грязную бумажку. Покажите, как вам неприятно. (Мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза защурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.)
  6. А – это злой гном. Разозлитесь как Баба-Яга! (Мимика: брови напряжены и сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.
  7. Этот гном хвастливый, самодовольный: доволен сам собой, любит хвастаться. Давайте, похвастаемся, как он. (Мимика: голова высоко поднята, брови сдвинуты, глаза прищурены, углы губ опущены.)
  8. Этот гном всего боится. Представьте, что вы потерялись в лесу. Что вы чувствуете? (Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.)
  9. У всех гномов разное настроение, а Белоснежка всегда спокойна. Постарайтесь передать спокойное настроение. (Мимика: глаза прикрыты, брови не напряжены, губы расслаблены.)

     В заключении дети перечисляют все эмоции с помощью существительных, спрашивая: «Что чувствует этот гном?» (радость, печаль и пр.) и соотносят рисунок гнома с пиктограммой, изображающей схематично эмоциональное состояние.

Можно использовать на любом уроке, на этапе эмоционального настроя, как физкультминутку, на уроках русского языка при изучении существительных, на уроках литературного чтения при выражении эмоциональных переживаний по прочитанному произведению, при характеристике героев.

«Правило-секрет настроения» Учит детей выйти из плохого настроения.

Настроение зависит от наших мыслей и действий. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, то перестань себя жалеть, а подумай над вопросом «Как мне выйти из ситуации, которая меня расстроила?»

Правило повторяется перед любой учебной деятельностью. После решения учебной задачи необходимо поработать с картами самоотчета.

Карта самоотчета

Если меня не слышат, я заинтересую слушателей.

Если я кого-то обидел, то попрошу прощения.

Если мне хочется оказаться первым, я должен постараться.

В ходе работы попробую сделать что-то новое.

В ходе работы помогу, поддержу.

Если не получается, буду пытаться продолжать, попрошу помощи.

 «Учимся менять свое настроение».

Упражнение «Мысли и настроение».

Учитель перечисляет мысли, отображенные на плакатах: «Такие мысли всегда помогут мне»:  я справлюсь, у меня получится, все будет хорошо и т.д. и «Такие мысли мне мешают»: я не умею, я боюсь, у меня не получится и т.п., а дети при помощи карточек показывают и называют настроение, которое этим мыслям соответствует.

Вывод: если вас что-то будет огорчать, нужно попытаться изменить свои мысли на положительные.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА.

    1.  "Назови похожее"

-                     Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции, работа с синонимами.

-         Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

     2.  Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и      называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.

Словарь: веселое, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

       3.  Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

 Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

       4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

-          Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

       5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

-                   Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

        1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".

-         (ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками).

        2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, героя,куклы, книги и т.п.).

        3."Кто расскажет о себе хорошее".

-         Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку».

1)  Эмоциональный настрой. Учитель задает вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» - и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.

2) Обсуждение ситуаций.

Мы можем грустить из-за разных проблем (не понимаешь правило, поссорился с одноклассником, учитель несправедлив к тебе.) Давайте порассуждаем, как можно изменить описанные ситуации. Учитель делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.

Учитель показывает сломанную игрушку и спрашивает:

- Может ли игрушка вновь стать целой?

- А если долго ждать?

- А если заплакать?

- А если закричать?

Вывод: « Слезами горю не поможешь», ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней, нужно искать выход из создавшейся ситуации.

«Меняем отношение к тому, что нас огорчает».

«Мы очень часто не можем изменить ситуацию, но мы всегда можем сами выбирать, о чем и как думать».

      1) Учим правило.

     Для иллюстрации возможности выбора учитель просит детей вспомнить, как они собирают цветы на лугу (срывают только те, которые нравятся). И выводит правило: «Мысли  нужно выбирать, как цветы – выбирай только красивые (положительные)». Затем он показывает два цветка, один из которых будет называться «Даже если…», а другой – «В любом случае…».

    2) Упражнение «Даже если…» - «В любом случае…».

    Дети распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по очереди. Первый ученик произносит название первого цветка: «Даже если…» - второй продолжает фразу, называя проблему: «мне плохо, я невезучий» и др. реальные проблемы из жизни, с которыми сталкиваются дети) - третий называет второй цветок: «В любом случае…» - ведущий заканчивает: «…я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно».

     Каждая следующая группа должна предлагать новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор пока в нем не примут участие все дети. После этого учитель подводит детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать иначе, мы можем изменить наши мысли о ситуациях, которые мы не можем изменить, а значит свое настроение, и свое состояние.

     Для того, чтобы детям было  легче понять достаточно сложную для учеников начальной школы установку на саморегуляцию, объяснения дополняются правилом: «Мысли нужно выбирать, как цветы – выбирай только красивые (положительные)». Это правило дает наглядно-образную опору, которая поможет сформировать у детей навыки саморегуляции. Важно помочь детям понять, что к любой, даже очень трудной ситуации всегда можно изменить отношение.

Игра-упражнение «Мусорное ведро».

   Дети пишут на листах бумаги: «Мне плохо», «Мне жаль себя» и пр. столько раз, сколько они смогут и захотят. Затем читают вслух и обсуждают:

- Какие это мысли?

- Нужны ли нам они?

- Помогают ли эти мысли нам жить?

- Зачем же их читать?

- Зачем же их хранить?

   Учитель просит детей скомкать листочки, порвать их со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны!» - и выбросить в мусорное ведро.

Важно обратить внимание детей на то, что события и обстоятельства,

огорчающие нас, будут всегда, но нельзя слишком увлекаться жалостью к себе, лучше попытаться найти выход из ситуации и помочь себе.

   Этот прием «Мусорное ведро» можно использовать дома тогда, когда вам будет плохо.

Упражнение «Рисуем свой страх».

Учитель задает детям вопросы:

- Что такое страх?

- Нужен ли страх? (предупреждение об опасности)

- Чего боитесь вы?

Учитель предлагает детям нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рассматривают их.

Работа с текстом. Учитель читает детям рассказ «Ночные страхи».

«Вот уже несколько ночей подряд медвежонок Топтыжка не спал. Как только выключали свет и становилось темно и тихо, в углу комнаты что-то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Топтыжку, он залезал под одеяло с головой. Закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды Топтыжка не выдержал, встал с кровати и громко сказал:

- Эй, кто там? Ты кто такой? Отвечай сейчас же!

В углу все сразу стихло. Топтыжка спросил еще раз:

- Есть там кто-нибудь?

Эти слова помогли ему успокоиться, и он уже не так боялся. Через  некоторое время в углу снова что-то зашевелилось, и раздался очень тихий, робкий голос:

- Ты не мог бы мне помочь?

- Помочь?! – переспросил Топтыжка. Разве Привидению нужна помощь?!

Он считал, что привидения могут только пугать.

- Если тебе нужна помощь, то выходи из угла и давай поговорим, - сказал Топтыжка.

- Хорошо, только ты, пожалуйста, не бойся меня, - раздался шепот  из угла, и оттуда вышло маленькое пушистое Привидение с добрыми светящимися глазами.

Привидение рассказало Топтыжке, что давно хотело познакомиться с кем-нибудь, но почему-то все пугались и убегали от него.

- Меня можно увидеть только в темноте, - сказало Привидение, - но темнота многих пугает, а я так хочу, чтобы кто-нибудь научил меня танцевать.

- Если ты хочешь, - сказал Топтыжка, - то я с удовольствием научу тебя танцевать.

Он взял Привидение за руки, и они начали весело кружиться и подпрыгивать».

Обсуждение:

- Чего боялся Топтыжка?

- Чего боялось Приведение?

- Как им удалось справиться со страхом?

- Можно ли сказать, что страх – это боязнь неизвестности?

- Как справиться с неизвестностью?

- Вам удавалось справляться со страхом?

Работа с рисунками.

Учитель предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя, и подписать рисунок «Чего я уже не боюсь».

Дидактическая игра «Прочитай письмо».

    Учитель сообщает ребятам, что с утренней почтой доставлено два письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме схематически изображены не более пяти эмоциональных состояний, которые необходимо расшифровать. Учитель предлагает детям «прочитать» письма.

    Первое письмо начинает читать учитель, дети продолжают развивать заданный сюжет, показывают соответствующие эмоциональные состояния. Второе письмо ребята расшифровывают самостоятельно. В случае затруднения учитель задает дополнительные вопросы, например: «Как изменилось настроение героя? Что могло произойти?»; принимает участие в развитии детьми сюжета (поощряет, советует, уточняет).

     Вариант письма и примерная расшифровка:

1. Любопытство – печаль – удивление – страх – радость.

«Однажды утром Сережа отправился на рыбалку. Он закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Ему было очень любопытно: какой будет улов? Сережа долго сидел и смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему стало очень грустно. Вдруг леска натянулась и стала уходить вниз. Сережа удивился: что это такое? Он потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Сережа испугался  и позвал на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большого окуня. Сережа очень обрадовался».

2. Самодовольство – отвращение – злость – спокойствие – радость.

«Прогоняем злость».

Обсуждение темы: детям предлагается закончить предложения:

- Я злюсь, когда…

- Я с трудом сдерживаю злость, если…

- Мне трудно скрыть раздражение, когда…

После того, как все выскажутся, Учитель предлагает вопросы для обсуждения:

- В чьих ответах злость не имела основания – скорее, нужно было злиться на самого себя?

 - Как можно  справляться с нахлынувшим раздражением?

Обучение способам снятия эмоционального раздражения:

Правило: «Подумай о хорошем и будет хорошо».

- Как можно о ситуации, которая вызывает злость, подумать по-другому? (Привести конкретные примеры из жизни класса).

Затем можно предложить несколько способов снятия эмоционального раздражения:

- заняться физической разрядкой при помощи спортивных упражнений  или игр;

- скомкать и разорвать ненужную газету;

- постучать кулаком по подушке, по стене;

- научиться медленно вдыхать и выдыхать, считая до десяти.

Учитель предлагает детям записать высказывания:

- Будь хозяином своих эмоций.

- Прислушивайся к своим чувствам.

- Если не сдерживать чувства, они могут привести к неприятности.

Живи в согласии с другими

Упражнение «Неоконченные предложения».

Детям предлагается дописать предложения:

- Я могу дружить с теми, кто…

- Со мной можно дружить, потому что…

- Мы все разные, но мы…

 Упражнение «Пять добрых слов».

Каждому участнику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на полученном рисунке руки написать свое имя. Затем изображение передают соседу, тот должен написать на одном из «пальчиков» ладошки что-то хорошее о человеке, нарисовавшем руку, и передать лист дальше. Каждый рисунок должен побывать у пятерых участников.

     Обсуждая упражнение, учитель задает вопросы:

- Какие чувства вы испытали, когда читали надписи на своем рисунке?

 - Вы знали о себе все, что прочитали?

- Трудно ли было писать о достоинствах других?

«Как добиться удачи»

Упражнение «Я смогу!»

     Дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!»

     Одной рукой дети гладят голову, а другой – круговыми движениями – свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!»

     Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в это же  время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!»

   После выполнения упражнений учитель задает вопросы:

- Всем ли было легко выполнять это упражнение?

- Что нужно для того, чтобы все получилось?

- Достаточно ли только верить и говорить себе: «Все получится! Я смогу!»

- Что еще нужно?

   Затем вместе с ребятами учитель делает вывод: чтобы добиться чего-то, нужно верить в успех, но не только…

Надо еще и добиваться этого усилиями и тренировкой.

  «Звезда удачи»    

  Учитель показывает плакат «Звезда удачи» и макет звезды, состоящий из двух половинок, на одной написано – «Мысли», а на второй – «Дела». При их соединении на обратной стороне получается слово «Удача».

( Для детей уточняется, что слово «удача», образуется от слова «удается». Чтобы добиться цели, чтобы  задуманное осуществить, необходимо в это верить. Вводится представление о двух компонентах успеха: позитивном настрое и действиях, направленных на достижение цели. Достигнуть своей цели можно, когда не только веришь в удачу, но и добиваешься ее делами, усилиями, тренировкой.)

    Далее учитель спрашивает детей.

-  Похожа одна половинка на звезду?

-  А другая?

-  А если соединить их вместе?

   Следует обратить внимание детей на то, что отдельно «Мысли» и «Дела» еще не составляют «Удачу». Успеха можно добиться, если есть и то и другое.

Затем учитель объясняет, почему «Удача» изображена на плакате в виде звезды: когда что-то не удается, то нам кажется, что это уже никогда не получится, что удача далеко-далеко от нас, как звезда. Но стоит поверить и начать добиваться цели, как все получается.

Заключение

Что мы как учителя можем сделать, чтобы учение и вообще всё, что происходит в школе и на уроках, воспринималось детьми с радостью, воодушевляло, укрепляло веру в себя:

  • поддержать высокие ожидания и уверенность ученика в успехе;
  • установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее на этом;
  • так организовать учебный процесс, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие;
  • наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями.

И тогда каждый ребенок будет активным соучастником собственного обучения.

Список литературы

1.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.

2.Радева Р.Е. «Техники релаксации для детей» // Дошкольное образование. 2002г. №3 с. 13-15.

3.Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.  

4.Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию навыков саморегуляции у младших школьников.

ггАктуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоционал...

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....

Саморегуляция эмоционального состояния у младших школьников

Произвольная саморегуляция эмоционального состояния - это процесс управления своими эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, полное и до...

Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников

Программа состоит из комплекса занятий. Предлагаемый комплекс занятий предназначен для работы с учащимися младшего школьного возраста и направлен на обучение детей способам эмоциональной саморегуляции...

Формирование саморегуляции у младших школьников

Формирование саморегуляции у младших школьников...

Формирование навыков саморегуляции у младших школьников

Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психол...