Программа по развитию навыков саморегуляции у младших школьников.
рабочая программа (4 класс) на тему

гг

Актуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных и поведенческих проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_navykov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию навыков  

саморегуляции у младших школьников.

Пояснительная записка

Обоснование программы: Актуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных и поведенческих проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков  регулирования эмоций и поведения  обусловлена тем, что возрастной период 7 -  10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной  и поведенческой сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях реабилитационного учреждения и семьи.

  Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и поведением, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Данная программа по формированию навыков саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.

Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Задачи программы:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
  • совершенствование у детей умений и навыков  практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • развитие умения слушать других людей;
  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
  • снятие негативных импульсов;
  • формирование позитивной моральной позиции

Участники программы: воспитанники младших классов.

Продолжительность: 26 занятий; один раз в неделю; длительность занятия 40 минут.

Формы занятий: беседы, подвижные, ролевые игры, инсценировки, групповая работа, чтение и обсуждение художественных произведений, упражнения.

Структура программы:

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.

На занятиях воспитанники получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.

На занятиях проводятся специальные упражнения и ролевые игры, где участники овладевают навыками саморегулирования.  У младших школьников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Структура занятий: 

1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.

  • знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
  •  работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

  • рассказ воспитателя по теме занятия;
  • вопросы для обсуждения;
  • психологические игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.

  • снятие психо-эмоционального напряжения.

Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого воспитанника.

Ожидаемые результаты:

Сформированность умений детей осознавать собственные эмоциональные состояния.  Усвоение способов эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

                               План занятий.

           

 Наименование тем

 Всего

занятий

В том

числе

Теоретич

Практич.

Умение выражать свое эмоциональное состояние.

 6

 3

3 

1

Эмоции и взаимопонимание.

2

1

1

2

Разные настроения.

2

1

1

3

Учимся менять свое настроение.

2

1

1

2

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние.

8

2

6

1

Как найти выход из трудной ситуации.

2

1

1

2

Меняем отношение к тому, что нас огорчает.

2

1

1

3

Не хочу быть плохим.

1

1

4

Как победить страх.

1

1

5

Прогоняем злость.

1

1

6

Учимся говорить «нет!», когда это нужно.

1

1

3

Умение общаться с взрослыми и сверстниками.

4

2

2

1

Живи в согласии с другими.

2

1

1

2

Как просить прощения.

2

1

1

4

Умение снимать эмоциональное напряжение.

6

3

 3

1

Саморегуляция.

2

1

1

2

Уверенное и неуверенное поведение.

2

1

1

3

Вырабатываем уверенность в своих силах.

2

1

1

5

Умение оценивать свои потенциальные возможности.

2

1

1

1

Как добиться удачи.

2

1

1

                            Итого

  52

22

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...