Тренинговое занятие "Путешествие в Здраволюбию"
план-конспект по зож на тему

Тренинговое занятие позволяет:

 1.    Развивать у учащихся навыки безопасного поведения.

2.    Развивать способность к рефлексии эмоционального поведения.

3.    Развивать у детей навыки самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_puteshestvie_v_zdravolyubiyu.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВОЛЮБИЮ»

Задачи занятия:

  1. Развивать у учащихся навыки безопасного поведения.
  2. Развивать способность к рефлексии эмоционального поведения.
  3. Развивать у детей навыки самоконтроля.

1. Организационная часть

Дети заходят в класс. Все садятся в круг.

«Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в  путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, вещи, деньги, понадобятся только желание и немного фантазии. В нашем необычном  путешествии  мы  откроем  удивительный  мир,  который  скрыт  от  неопытного  глаза,  но  всегда  с  нами,  -  наш  внутренний  мир.  Научимся  справляться  с  неприятными  случаями,  контролировать свое поведение, принимать такие решения, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми».

2. Игра  «Снежный  ком»  

«Прежде,  чем  мы  начнем, давайте познакомимся.  Для  этого  поиграем  в  игру:  каждый  не  только  назовет свое имя, но и повторит  имена  всех  тех  игроков, которые уже представились. Например, я называю свое имя - ..., а тот, кто сидит справа от меня повторит мое имя и назовет свое, и так дальше, список наших имен будет  расти как снежный ком, пока в конце круга кто-то не назовет имена всех нас.

Теперь,  когда  мы  познакомились,  можно  собираться  в  путешествие.  Я  говорила,  что  нам не нужны будут вещи и билеты, но кое-что нужно взять с собой, например, вот такую  ленту. Зачем она нам в путешествии? Дело в том, что у этой ленты есть секрет, который  вы узнаете, если сыграете в игру «Бусы».

3. Игра «Бусы»

Участники сидят в кругу.

Ведущий: «Давайте сделаем из ладоней левой руки «кольцо». Теперь протянем  ленту сквозь кольца  из ладоней, как бусы нанизывают на нитку».

«Теперь посмотрите,  у  нас  получился  круг,  это  не  просто  круг  –  это  Енотов  круг.  Хотите узнать, откуда такое необычное название? Вы, конечно, знаете, что есть такие  животные  –  еноты.  Но  знаете  ли  вы,  что  когда-то  давно  жило  племя  индейцев,  и  они  называли  себя  енотами.  Давайте  поиграем  в  этих  индейцев (все  встают,  круг  кладут  на пол.)

Люди племени Енотов были сильные (показ), здоровые, смелые и красивые. В охоте им  не было равных  (показ «охоты»), озера были полны рыбы, которую они ловили («лов рыбы»),  леса  были богаты ягодами и орехами («собирание  орехов  и  ягод»).  Жили  они  богато  и  счастливо. И каждый считал себя лучше всех, и так собой гордился, что ни с кем не хотел  дружить. И только мудрый Шаман говорил, что дороже всего на свете Дружба, но никто его не слушал.  И  вот,  однажды  ночью,  когда  индейцы  спали  в  своих  домах  (вигвамах),  началась страшная буря...»

4. Упражнение  «Буря»

Ведущий – в центре круга начинает игру. Останавливаясь перед кем-то из участников,  ведущий  начинает  движение  (имитируя  звуки  начинающейся бури:  сначала потирает  ладони («ветер  шелестит  листвой»),  затем  щелкает  пальцами,  затем  щелкает  пальцами  («начинается  дождь»),  топает  ногами  с  постепенным  усилением  («ливень  –  пик  бури»).  

Каждый участник, перед которым останавливается ведущий повторяет его движение. Вихрь  закружил  и  унес  всех  индейцев  далеко  от  дома,  в  безжизненную  пустыню.  Индейцы плакали: «Мы все погибнем. Здесь нет еды, нет воды, негде жить!». Наступила  ночь, на небе появилась Луна цвета меда, шаман обратился к ней: «О, Великая Луна, помоги  нам найти дорогу домой!» и Луна ответила:  «Только Круг Дружбы поможет вам. Когда  Круг наполнится силой вашей дружбы, он исполнит любое ваше общее заветное желание». Тогда шаман собрал индейцев в круг, (все возвращаются на свои места в кругу). Все взялись за  руки, и почувствовали силу своего единства. В этот момент произошло чудо, – лунный луч  соединил их руки и превратился в золотистый круг (все берут в руки Енотов круг). Индейцы  закрыли глаза и загадали свое заветное желание, конечно, они хотели домой. И когда они  открыли  глаза,  то  увидели, что сидят у костра возле своих домов. А шаман раскрыл им секреты Енотова круга».

Секрет  (правило 1):  Если  кто-то  отвлечется  и  бросит  Енотов  круг  (показ  –  круг провисает), сила круга уменьшится, и он не сможет помочь

Обсуждение: Как может нам пригодиться этот секрет на занятии?.. А в жизни?...

Помощник ведущего может записать правило «Активно участвуй во всем» на ватмане.

Секрет  (правило 2): Если  кто-то сильно потянет  на  себя (показ), то другим будет неудобно, а кому-то может быть и больно.

Обсуждение:  Как может нам пригодиться этот секрет на занятии?.. А в жизни?...

Помощник  ведущего  может  записать  правило   «Уважай  других,  давай  всем возможность проявить себя»

А следующий секрет шаман предложил Енотам разгадать самим. Для этого они должны  были  сыграть  в  одну  игру,  вы  ее  тоже  знаете,  мы  называем  ее  «Телефон»:  водящий  загадывает  слово  и  очень  тихо,  но  понятно,  говорит  его  своему  соседу  на  ухо,  тот  передает  своему  соседу  то  слово,  которое  услышал.  Делать  все  нужно  достаточно  быстро. Попробуем и мы поиграть в эту игру?

Обсуждение  

Понравилась  ли  вам  история  о  племени  Енотов?  Из-за  чего  племя  могло  вымереть? Какие  секреты  Енотова  круга  открыл  шаман  индейцам?  Когда  эти  правила-секреты могут пригодиться нам?

5. Игра  «Корона»  

Коронованный  должен  пройти  от  стены  до  стены  и  не  потерять  «корону». Идти нужно величественной «королевской походкой», расправив плечи, с высоко  поднятой головой. Остальные – верные подданные Короля. Придворные кавалеры образуют  почетный  живой  коридор  слева  от  Короля,  с  другой  стороны  –  ряд  изящных  придворных  дам. Подданные приветствую Короля поклоном... А в конце его шествия – аплодируют...

Обсуждение:

Что  помогло  справиться  с  заданием  и  не  уронить  корону? (умение  контролировать себя, поддержка со стороны «подданных»)...

В каких случаях в жизни нам  помогают эти качества и поддержка окружающих?..

Да, Королем быть нелегко, ведь даже, чтобы не уронить корону нужно постараться, уметь  сосредотачиваться  на  выполнении  задания  и  контролировать  себя.  Наш король совсем не умудренный жизнью старик с покладистой бородой, как в других сказках – ему столько же  лет, сколько и  вам (Сколько?). Но у него хорошо получается  управлять Волшебной страной (а ведь такая же страна есть внутри каждого из нас, значит, и мы  можем  научиться  управлять  нашей  Волшебной  страной  чувств  как  настоящие  короли). Конечно, Королю не обойтись без помощников. И сейчас я познакомлю вас с одним из них –  это фея по имени Мера. Обязанности Меры – следить за тем, чтобы все, что делается в  Волшебной Стране, было в меру. Мера заботится о Короле. Именно она говорит Королю, когда пора возвращаться с прогулки  (если все время гулять, некогда  будет заниматься важными государственными делами, кроме того, Король  просто устанет, а  может  замерзнуть и заболеть). Но Мера напоминает Королю и о том, что пора идти гулять (ведь,  если все время сидеть без свежего воздуха во дворце тоже заболеть недолго). У Меры есть  особый нагрудный знак.

Показ знака Меры – например, красный восклицательный знак на белом фоне.

Знак меры в дальнейшем может быть использован для восстановления дисциплины. В этом  случае, показывая знак, ведущий может спросить у участников: «Мне кажется, мы забыли о чем-то очень важным. Как вы думаете, о чем?» Можно наряду с Хранителями групповых правил ввести аналогичную роль – Хранителя Меры.

Когда Король или кто-то из подданных забывает о Мере, знак напоминает, что пора остановиться и подумать, что, возможно, нужно прекратить что-то делать... Когда Король был поменьше,  ему иногда казалось, что Мера излишне строга с ним, ведь она не позволяла делать то, что ему хотелось. Например, останавливала его, когда он лез в холодный ручей пускать кораблики, или ограничивала количество мороженного, которое он мог съесть сразу. Маленький Король даже как-то пожаловался своим родителям. Да-да, не удивляйтесь, у Короля, как и у всех нас, есть родители, но в своей стране правит все-таки  он сам, также как и мы несем ответственность за свою жизнь, здоровье и благополучие сами. Так вот, однажды Король сказал родителям: «Эта строгая Мера  слишком  меня  контролирует и не дает  делать мне все, что я хочу!» В ответ мудрые родители  предложили Королю сыграть в одну игру. Давайте и мы поиграем в нее.

6. Игра «До упаду»

Ведущий предлагает детям выполнять различные движения (прыгать, танцевать, бегать и т.д.) и на все предложения остановиться отвечать: «Я хочу прыгать, (бегать, танцевать), пока не упаду». Дети должны выполнять различные движения, пока ведущий не поднимет знак меры.

После игры маленький Король сказал: «Теперь я понял, почему говорят – все хорошо в  меру».

Как вы думаете, почему? И что значит – «в меру».

Обсуждение:

Возможный  вывод:  В  меру  –  это  не  много  и  не  мало,  а  так,  чтобы  быть  живым  и здоровым,  и  чувствовать  себя  хорошо.  Мера  не  дает  делать  лишнее,  то  есть  то,  что  уже слишком, больше, чем необходимо...

Что будет с человеком, потерявшим Меру?...Кого мы  можем  назвать  человеком,  потерявшим меру? Самый яркий пример, пожалуй, пьяные люди... А может ли быть так, что в меру – это нисколько? Давайте подумаем, яда в меру (т.е.  так,  чтобы  человек  себя  чувствовал  хорошо)  –  это  сколько?  А  болезней?  Поэтому  и  говорят «в меру курить – совсем не пробовать». Как вы думаете, почему так говорят?...А нам с вами нужна Мера, как вы думаете? Когда нам помогает Мера, которая живет в  нашей волшебной стране (у нас в душе)?

7. Завершение занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые упражнения для работы с родителями (формирование коллектива)

В данной работе содержится теоретический материал, который можно использовать при работе с родителями учащихся, начиная с первого класса. Это различные тренинговые упражнения позволяющие начать знаком...

Тренинговые упражнения для учащихся с нарушением письма, обучающихся в общеобразовательной школе.

Данные тренинговые упражнения можно использовать в дистанционном обучении учащихся с нарушением письма в качестве домашних заданий. Родители детей с нарушением письменной речи, как правил...

Тренинговое занятие с элементами игры "Личностный рост"

Тренинговое занятие с элементами игры проводится с целью приобретение опыта совместной работы всей группы над поиском новых ощущений, восприятий, способов поведения через понимание себя и других. Чере...

Тренинговые упражнения по математике для учащихся 2 класса

З\Упражнения помогут закрепить уменяч решать задачи, вычислительные навыки в пределах 100, преобразованию величин....

Тренинговое занятие "Учимся дружить"

Тренинговое заняие "Учимся дружить"...

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.

Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)...

тренинговое занятие для детей из детского дома

тренинговое занятие для детей из детского дома направлено на формиоравание и развитие коммуникативных навыков....