Выступление "Укрепление здоровья учащихся"
опыты и эксперименты по зож на тему

  Здоровые дети – это благополучие нашего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы постоянно ухудшается, а это вызывает тревогу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukreplenie_zdorovya_uchashchihsya.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение дошкольного и начального образования

Выступление на  тему:

«Укрепление здоровья        учащихся»

Ахметова Гульфия Мухаметовна

  учитель начальных классов

                                         филиала МБОУ Ямашурминской СОШ «Куркачинская НОШ»

                                                                      Высокогорского района РТ

                                                  Казань  2016

            Здоровые дети – это благополучие  нашего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения  в последние годы постоянно ухудшается, а это вызывает тревогу. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от  неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности  детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно от того, как будет построен учебный процесс, с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.

           Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности. Это  временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной и напряженной работе. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключится на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Эффективность работы учащихся на любом этапе  урока во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного  и дидактического материала, применением различных средств обучения.

         Уже на этапе адаптации к школе  перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью. Оказывается, одним из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологией обучения. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, соревнования конкурсы, праздники, путешествия. В игровой форме проходит устный счет: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают ответы. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках. Часто на уроках организовываю групповую и парную работу, в ходе которой детям легче учиться вместе. Эти работы в какой-то мере помогают решать одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

          Особое значение на уроках отвожу физкультминуткам. Они обеспечивают активный отдых учащимся, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

          Физкультурные минутки и паузы   проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Время проведения физминуток – это 15-20 минута урока. Длительность проведения обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4- 6 раз. За это  время удается снять общее и локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Упражнения для снятия общего и локального   утомления;

Упражнения для кистей рук и пальчиков;

Гимнастика для мышц глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие  осанку;

Дыхательная  гимнастика.            

           Кроме физминуток  для активного отдыха можно использовать физические упражнения и динамические паузы.  Они проводятся на третьем уроке. При хорошей погоде они проводятся на свежем воздухе, а в плохую погоду – в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Ритмическая гимнастика проводится  под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминки, в которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игры .Подвижные игры на переменах и во время динамических пауз: «Мяч по кругу», «Удочка», «Городки», «Кто первый?», «Музыкальная палочка», «Птицы в клетке», «Эстафета зверей» и т. д.

           В процессе письма дети, как правило, пишут не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуется: упражнения для снятия общего или локального утомления и упражнения для кистей рук.

        Очень часто на уроке  преобладающей деятельностью является слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока используют дыхательную гимнастику.

      Дыхательная гимнастика.

   --Дыхательная медитация.( Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете носом аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

   -- «Каша кипит».  (Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых»).

   -- «Ветерок»  (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «Ворсинку»).

-- «Ныряние»

-- «Шарик». Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.

           Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

          Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни .

           В настоящее время воспитание и обучение в образовательных учреждениях  является фактором риска для здоровья. Особенно остро стоит проблема здоровья детей и педагогов при инновационной деятельности. Это связано с большим объемом информации (включая принятие решения); хронический дефицит времени на принятие решения; высокий уровень мотивации, что приводит к  развитию невротических состояний. Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Существуют рекомендации, что детям необходима энергичная физическая активность до 40 часов в неделю. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети  всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.

      Самое ценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее время состояние здоровье детей вызывает большую тревогу.

      Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 % детей поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерб здоровью ученика.

        Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании. Всем известно, что в режим питания входит горячий завтрак, полный обед, полдник и ужин. Наша задача учителей начальных классов убедить родителей, что необходимо соблюдать простое правило режима питания. Хорошо, что в школе организовано горячее питание , и родители с удовольствием используют возможность, т.к. перед уходом в школу не каждый ребенок соглашается кушать.

         Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает оздоровление детей.

В связи с этим перед нами стоят  задачи:

         Формирование у школьников здорового образа жизни и потребности в здоровом  образе жизни, занятия детей в различных спортивных секциях, создание благоприятного микроклимата в классе.

         В заключении, хочется сказать, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большой степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

      Добрый день!

     Ну ,а что это значит?

     Значит, день был по – доброму начат,

     Значит, день принесёт и удачу,

     И здоровье, и радость нам всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Я учитель здоровья! Презентация о том, как сохранить и улучшить здоровье учащихся.

Презентация, показывающая как сохранить и приумножить здоровье учащихся начальной школы. Фото отчёт и методические рекомендации....

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.»               Выступление на ...