рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Колпакова Наталья Евгеньевна

программа расчитана на 33  часа для обучающихся  первых классов , соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_zdorovya.docx69.2 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежская область, город Бутурлиновка

 область,

жская область

Г.Бутурлиновка

Бутурлиновка

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

        (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

№        

от____________ 2016__ года

Председатель педсовета

Подпись, печать ОУ                    Ф.И.О.

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Спортивно- оздоровительное направление

____________________________________________________________

кружок « Азбука здоровья»»

____________________________________________________________

2016-2017 г

____________________________________________________________

возраст 7- 8 лет

____________________________________________________________

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  Обуховой  Л.А., Лемяскиной  Н.А.,  Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).

   

 Колпакова Наталья Евгеньевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Пояснительная записка

    Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»   составлена на основе следующих документов:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2017 годы».

Программа разработана с учётом:

санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.

Нормативные документы, регламентирующие реализацию рабочей программы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 – ФЗ 29.12.2012 г.
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
  4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 05. 03. 2004
  5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
  6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и внедрении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06. 10 2009 № 373
  7. Приказ  Министерства образования РФ «О внесении изменений  в федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 26. 11. 2010 г № 1214
  8. Приказ  Министерства образования РФ «О внесении изменений  в федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357
  9. Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»                                                                     02.04 2002 г.  № 13-51-28/13
  10. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  11. Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
  12. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07. 08. 2009 № 1101-р
  13. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
  14. Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 4 на 2016-2017 учебный год

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   АКТУАЛЬНОСТЬ программы «Азбука здоровья».

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному   направлению «Азбука здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»  направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ: 

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни; 
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Общая характеристика курса.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному  направлению   «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН..

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:

  • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
  • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

                                      Принципы построения программы:

        Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Принцип системности -  определяет взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности  предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

     При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

      Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во  2 - 4 классах.        Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

1-й год обучения  1час в неделю,  4 часа в месяц.

2-й год обучения  1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год обучения  1час в неделю,  4 часа в месяц.

4-й год обучения  1час в неделю,  4 часа в месяц.

Описание ценностных ориентиров содержания программы « Азбука здоровья»

Одним из результатов преподавания программы «Азбука здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к  природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и  неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства  красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения  здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей  человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность  культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами,  правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья".

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у

обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

         Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

 -умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 -умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

        ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, 

сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность  основ российской, гражданской идентичности.

Личностными результатами   программы внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Азбука здоровья»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

       МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

      Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

        Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

      ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

       Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

                                                                1 КЛАСС

     На первом году обучения учащиеся узнают, как  заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному  питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх. 

                       

 

                      СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"                                  

                                                           1 класс (33 часа)

Дружи с водой (2ч)  Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Забота об органах чувств (5 ч)  Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.  Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.

Уход за зубами (3 ч)  Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

Уход за руками и ногами (1 ч)  «Рабочие инструменты» человека.

Как следует питаться (2 ч)  Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.

Как сделать сон полезным (1 ч)  Сон – лучшее лекарство.

Настроение в школе (2 ч)  Как настроение?

Настроение после школы(1 ч)  Я пришёл из школы.

Поведение в школе (2 ч)  Я – ученик.

Вредные привычки (2 ч)

Мышцы, кости и суставы (2 ч)  Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.

Как закаляться (2 ч)  Если хочешь быть здоров.

Как правильно вести себя на воде (1 ч)  Правила безопасности на воде.

Народные игры.(2 ч)

Подвижные игры (3ч)

Доктора природы(2 ч)

ФОРМЫ РАБОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Азбука здоровья».

1 КЛАСС (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

1.

Дружи с водой.

2

2.

Забота об органах чувств.

4

3.

Уход за зубами.

3

4.

Уход за руками и ногами.

1

5.

Уход за руками и ногами.

1

6.

Забота о коже.

2

7.

Как следует питаться.

2

8.

Как сделать сон полезным.

1

9.

Настроение в школе.

1

10.

Настроение после школы

1

11.

Поведение в школе

1

12.

Вредные привычки.

2

13.

Мышцы, кости и суставы.

2

14.

Как закаляться.

1

15.

Как правильно вести себя на воде.

1

16.

Народные игры.

2

17.

Подвижные игры.

4

18.

Доктора природы.

2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№п/п

Тема

Дата

Содержание занятий

Всего часов

Кол- во часов

по плану

по факту

теория

практика

1

Советы доктора Воды.

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

1

1

2

Друзья Вода и мыло

1

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

1

1

3

Глаза – главные помощники человека.

1

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

1

1

4

Подвижные игры

1

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

1

1

5

Чтобы уши слышали.

1

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

1

1

6

Почему болят зубы.

1

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

1

1

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

1

1

8

Как сохранить улыбку красивой?

1

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

1

1

9

«Рабочие инструменты» человека.

1

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа.

1

1

10

Подвижные игры.

1

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

1

1

11

Зачем человеку кожа.

1

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко».  Правила  ухода за кожей.

1

1

12

Надёжная защита организма.

1

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

1

1

13

Если кожа повреждена.

1

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

1

1

14

Подвижные игры.

1

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

1

1

15

Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

1

1

16

Здоровая пища для всей семьи.

1

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

1

1

17

Сон – лучшее лекарство

1

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

1

1

18

Как настроение?

1

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

1

1

19

Я пришёл из школы.

1

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

1

1

20

Подвижные игры по выбору детей.

1

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

1

1

21

Я – ученик.  

2

 Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила».

2

1

22

Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

1

23

Вредные привычки.

2

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации.

2

1

24

Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

1

25

Подвижные игры.

1

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

1

1

26

Скелет – наша опора.

1

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

1

1

27

Осанка – стройная спина!

1

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

1

28

Если хочешь быть здоров.

1

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

1

1

29

Правила безопасности на воде.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

1

1

30

Подвижные игры.

1

По выбору учащихся.

1

1

31

Весёлые старты.

1

Командные соревнования.

1

1

32-33

Обобщающие занятия «Доктора здоровья».

2

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

2

1

1

                                               Итого:  33 ч

13

20

                                                        Планируемые результаты изучения куса.

1-4 класс

Личностные результаты:

                                Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

 Формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Определять и 

формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать 

последовательность действий на уроке.

-Учить высказывать 

своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить  работать по предложенному учителем плану.

  

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  

 

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать 

речь других.

  подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Оздоровительные результаты программы

-  осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

 - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

1  класс

Личностные результаты:

                                Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД:

 Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков.  Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать любовь  к красоте родной природы.

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

 Предполагать, какая информация необходима.

 При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

 

Используемые технологии

               Основные методы и технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология. технология проблемного диалога

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Результаты освоения учебного предмета

(требования к выпускнику)

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Основные требования к знаниям и умениям к концу освоения курса

1-4 класс

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Методы и формы оценки результатов освоения программы

внеурочной деятельнос-ти по курсу

Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по

нескольким параметрам:

           1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

Критерии

Показатели

Приемы и методы изучения

Вовлеченность

учащихся в систему

внеурочной

деятельности

- Охват учащихся программой.

- Сохранность контингента.

- Сформированность активной позиции учащихся

1.   Анализ участия

учащихся в изучении курса.

2.   Педагогическое

наблюдение.

Ресурсная

обеспеченность

процесса

функционирования

системы

внеурочной

деятельности

- Обеспеченность кадровыми

ресурсами.

- Обеспеченность

информационно-

технологическими ресурсами.

- Обеспеченность финансовыми ресурсами.

- Обеспеченность материально-

техническими ресурсами

1. Метод экспертной оценки.

2. Методы индивидуальной и

групповой оценки.

1.   Анкетирование.

2.   Педагогическое

наблюдение

2. Эффективность внеурочной деятельности:

Личность школьника

Самоопределение

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- формирование картины мира культуры;

-   развитие   Я-концепции   и самооценки личности.

Методики:

1.  «Беседа   о   школе»

(Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,

А.Л.Венгера).

2. «Кто я?» (М.Кун).

Смыслообразование

-   формирование   ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

1.     Методика  «Цветик-

семицветик».

2. Опросник мотивации «Беседа о   школе»   (Т.А.Нежновой,

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

3. Оценка уровня воспитанности

ученика (по Н.П.Капустину).

Нравственно-

этическая

ориентация

- формирование единого образа мира при разнообразии культур;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм;

-   формирование  моральной самооценки;

-развитие доброжелательности,

внимательности    к    людям, готовности  к сотрудничеству и

дружбе;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»  (1 класс).

2. Адаптированный варианттеста   .Е.Щурковой

«Размышляем о жизненном опыте»    для    младших школьников.

(3-4классы).

3. Методика «Репка».

4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы».

5. Методика «Что мы ценим в людях».

6. Методика  Н.Е.

Богуславской     «Закончи

предложение».

Детский коллектив

Сформированность

детского коллектива

-благоприятный психологический

микроклимат;

-уровень развития коллективных взаимоотношений

1. Социометрия.

2.    Индекс    групповой

сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Сформированность

коммуникативной

культуры учащихся

- Коммуникабельность.

- Взаимодействие     со

сверстниками,  педагогом

Методика   выявления

коммуникативных склонностей

(по Р.В.Овчаровой)

Профессиональная позиция педагога

Эффективность

работы  факультатива

- Посещаемость, сохранность

контингента.

- Применение проектных и иных современных       технологий, обеспечивающих деятельностный подход.

- Участие учащихся в выставках, конкурсах, викторинах и т.п.

Анализ данных.

                   3. Продуктивность внеурочной деятельности:

Продуктивность

деятельности факультатива

- Уровень достижения ожидаемых результатов.

-  Достижения  учащихся  в

выбранном виде внеурочной

деятельности.

- Рост мотивации к активной

познавательной деятельности

1.Анализ освоения учащимися программы       курса.

2.Анализ  содержания

«портфеля  достижений»

3.Анализ результатов участия детей  в     турнирных

мероприятиях состязательного

характера.

4.Педагогическое наблюдение.

5.Метод   незаконченного

предложения.

6.Методика «Репка»

4. Удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагога) ее организацией и результатами

Удовлетворенность

учащихся,    их

родителей,

педагога

- Удовлетворенность школьников участием  в  работе факультатива.

- Сформированность  у родителей чувства      удовлетворенности

посещением ребенком внеурочных занятий.

 - Удовлетворенность педагога организацией и ресурсным обеспечением деятельности факультатива.

1.  Тестирование.

2.  Беседа.

3.  Анкетирование.

4.  Цветопись

5. Метод незаконченного предложения.

Формы учета оценки планируемых результатов.

Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- тематический опрос;

-результаты олимпиад;

- рисуночные тесты;

- подготовка проектов и их защита;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование учеников

Диагностика.

Цель:

выяснить, является ли и в какой степени воспитывающим данный вид  внеурочной деятельности

Объекты:

личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы:

наблюдение, анкетирование, тестирование.

   Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Формы:

-проблемно-ценностное  общения ( этическая беседа);

-дебаты;

-тематический диспут;

-проблемно-ценностная  дискуссия  с участием внешних экспертов

Материально-техническая база

Для осуществления образовательного процесса по программе «Азбука здоровья» необходимы следующие принадлежности:

  • спортивный инвентарь;
  • компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска, мультимедиапроектор;
  • набор таблиц,
  • муляжи,
  • дидактические карточки,
  • диски и ЭОР.

6) Список литературы

Для учителя

1.Антропова, М.В. Режим дня школьника [Текст] / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова. - М.: Изд. центр «Венгава-граф», 2002. - 205 с.

2.Бабенна, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст].' Н-В. Бабкина // Начальная школа - 2001. - № 12. - С. 3 - 6.

3. Басова, Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе [Текст] / Е.Д. Басова //Управление начальной школой. - 2010. - № 2.

4. Борисова, У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым» [Текст] / У.С. Борисова [Интернет-ресурс] - Режим доступа: http://festivalа.1 september.ru/articles/312400/

5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] Методический конструктор. / ДВ. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: «Просвещение», 2010.

6.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2007.

7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007. - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

8.Зайцев, Г.К. Уроки Айболита [Текст] / Т.К. Зайцев. - СПб., 1997.

9. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1996.

10.Зайцев, Г.К. Школьная валеология [Текст]: научное обоснование и 1 программное обеспечение/ Г.К. Зайцев. -СПб., 1997.

11.Зайцев, Г.К. Твои первые уроки здоровья [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1995.

12.Зайцев, Г.К. Твое здоровье: укрепление организма [Текст] / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. -СПб, 1998.

13. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.В. Карасева // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 75-78.

14.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: Вако, 2004. - 124 с.

15.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст]: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007.

16. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Вако, 2007.

17.Обухова, Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников [Текст]: Методическое пособие / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. - М., 1999.

18.Обухова, Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. - М.: Вако, 2005.

19. Мелентьева, М.С. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы) [Текст] / М.С. Мелентьева, А.А. Раицкий [Интернет-ресурс]. - Режим доступа:  http://festivalа.1 september.ru/articles/213370/

20. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе [Текст] / О.А. Степанова // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 57.

21.ФГОС. Примерные программы начального образования [Текст]. - М.: «Просвещение», 2009.

22.ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]. - М.: «Просвещение», 2009.

23.Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры [Текст]. - М.: Мир Книги, 2003.

Для учеников

1. Волчек, Н.М. Современная энциклопедия для девочек [Текст] / Н.М. Волчек. - Минск, 1999.

2. Гостюшин, А.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учебник, 1-4 кл. / А.В. Гостюшин. - М., 1997.

3. Дмитриева, Н.Я. Естествознание. 3 класс [Текст] / Н.Я. Дмитриева. - М., 1993.

4.  Каирова, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст] / И.А. Каирова. - М., 1979.

5.  Тэтчел, Д. Твое питание и здоровье [Текст] / Д. Тэтчел. - М., 1996.

6.  Ужегов, Г.Н. Детский народный лечебник [Текст]. 1 и 2 книги / Т.Н. Ужегов. - М., 1995.

7.  Усачев, А.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / А.А. Усачев, А.И. Бере-зин. - М.: АСТ - ЛТД ИПС, 1997.

8. Чудаков, Н.Я. Я познаю мир [Текст]: Детская энциклопедия / Н.Я. Чудаков. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

9.  Энциклопедический словарь юного биолога [Текст] /Сост. М.Е. Аспиз. - М., 1986.

10.Энциклопедический словарь юного спортсмена [Текст] /Сост. И.Ю., Сосновский, А.М. Чайковский. -М., 1980.

Понятийный словарь

1  класс: Валеология. Гигиена. Режим дня. Витамины. Спорт. Подвижные игры. Физкультура. Микробы. Здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Весёлый немецкий» в рамках ФГОС НОО

Применение игровых форм на кружке немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся, к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной компетенции, приводит к устойчивой мотива...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Светофорик"

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Светофорик» Программа  внеурочной деятельности кружка «Светофорик» для уч-ся 3 класса составлена на основе рабочей программы Стол...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!" 1класс

Рабочая программа разработана для учителей 1-х классов по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"(спортивно-оздоровительное направление).Для учителей начальной школы разработаны и у...