рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа (3 класс) на тему

Колпакова Наталья Евгеньевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_erudit-3kl.docx84.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская  средняя  общеобразовательная  школа  №4

Утверждено

            Решение педсовета

             протокол №______                                                                                                                                                                

             от «____» _____________2014г

Председатель педсовета                                                                                                                                                  ____________________ Ф.И.О.

                         Рабочая  программа внеурочной деятельности

(научно- познавательное  направление)

                                             « Эрудит»

3 класс

                                                                                     Срок реализации- 1 год

                                                                                                         

                                                                            Составитель: Колпакова  Н.Е. 

                                                                           

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

«...Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития»

Л.С.Выготский

Актуальность выбора определена следующими факторами:

       Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста и усвоении ими учебного материала, как отмечают психологи, играет уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. На основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Поэтому, развитие и совершенствование познавательных способностей детей, нужно начинать как можно раньше, так как формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем возрасте. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах уже на 80-90%.  Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не всегда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, ответы на многие вопросы, интересующие детей. А постоянное выполнение только типовых заданий не только не развивает, но и обедняет личность.

С этих позиций была задумана  и составлена программа клуба «Эрудит» с детьми младшего школьного возраста по развитию познавательных способностей  именно через кружок, так как достоинствами данной  формы работы являются, прежде всего, достаточный объем времени, регулярность, систематичность и целенаправленность занятий.

 курс  кружка «Эрудит» призван содействовать развитию познавательных возможностей обучающихся по многим учебным предметам.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Это способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа   направлена на развитие логического мышления и речи. Она   разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

                                             Общая характеристика курса «Эрудит»

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

         Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

         Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

        Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка».

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Место учебного предмета в учебном плане.

               Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

            Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

          В 3 классе отводится  34 часа  (1 час в неделю).

 Программа  третьего  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

  Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Рабочая программа к курсу «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

   Цель данного курса:

  •  подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам;
  • развитие познавательных способностей     учащихся  на основе системы              развивающи х занятий;
  •  создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

                                       

         Основные задачи курса:

  • Привитие интереса к математике;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области однозначных чисел;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.      
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной        деятельности учащихся;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности

             

             Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

 

              Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

                    Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания  курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Принципы реализации программы:

  • индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
  •    коллективизм;
  •    креативность (творчество);
  •    ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
  •    научность;
  •    сознательность и активность учащихся;
  •    наглядность.  
  • учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
  • развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания     учащихся;
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • системность, последовательность, преемственность в обучении;
  • наглядность;
  • доступность;
  • сотрудничество и ответственность;
  • сознательное усвоение материала;
  • занимательность.

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемного изложения;
  • эвристический;
  • исследовательский;
  • проектный;

Эвристический, исследовательский и проектный  методы являются приоритетными при реализации данной программы.

С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.

Формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • диагностика;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • творческие работы;
  • проектные работы;
  • выставки-отчеты.

Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач;

участие в олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;» Эму» и др.

знакомство с научно-популярной литературой;

проектная деятельность

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.

   

Особенности организации учебного процесса

           Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

     На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

       На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

     В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

              Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

            В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.              

          Для занятий  создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В задания  включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет.   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

-задания на развитие внимания;

-задания на развитие памяти;

-задания на совершенствование воображения;

-задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

   К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

   Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

   В задания включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

   Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

          - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

 Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

      Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия в 3 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных  способностей, памяти, вниманич, воображения ( 15 минут)

      Используемые на этом этапе занятия, задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

  Веселая переменка (3-5 минут) Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок (15 минут)

   На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших  школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание,  память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный  интерес к родному языку.

       Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Результаты изучения курса

Основной  результат  обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных  и предметных результатов.

Личностные результаты

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Требования к уровню подготовки обучающихся 3  класса

Результаты развития УУД:

личностные

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

регулятивные

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

познавательные

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

коммуникативные

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

предметные

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род-вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

К концу третьего  года обучения учащиеся должны уметь:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач;
  • составлять, моделировать и штриховать предметы;
  • находить закономерность;
  • классифицировать предметы, слова;
  • определять истинность высказываний;
  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; парад умников; брейн-ринги; математические турниры и т.д.) 

Содержание курса

  В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий уровень результатов—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

            В 3 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

            Итоговый  контроль   в формах:

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.                                                                                                                  Результаты  проверки  фиксируются в зачётном листе учителя.

 

        Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

           Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Нормы оценки знаний, умений и навыков

по курсу «Эрудит»

Проверка знаний, умений и навыков по курсу «Эрудит» проводится без выставления отметок.

Основными объектами проверки  является решение логических задач по разным отраслям знаний, работа с различными источниками информации, составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.

Результаты проверки учащиеся получают в форме устных оценочных суждений учителя.

Ожидаемые результаты:

-    увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

-    для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года);

-   для отслеживания, полученных в ходе занятий знаний, умений и новых проведения текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая творческая контрольная работа «Придумай задания сами» (в конце учебного года);

-   для публичной демонстрации итогов работы проведение презентации «Наше творчество» (в конце учебного года

-   одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к  предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по информатике «Инфознайка»

 Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Оценка УУД учащихся проводится через:

− олимпиады

− участие в интеллектуальной игре «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех и др.

− участие в международных и всероссийских олимпиадах, играх

− смотр знаний для родителей

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран

    Средства обучения:

  • печатные пособия (электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники и т.д.);
  • аудиовизуальные (классическая музыка, презентации, образовательные видеофильмы, мультимедийные игры, тренажеры и т.п.);
  • наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.п.);
  • учебные приборы (альбом, линейка и т.д.).

Учебные и методические пособия:

1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 2 класс»    Москва  «Просвещение»1985г.

3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов  Издательство «Лицей» 2002г.

5.Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 2 классе. –

М.:Просвещение, 1993.

6.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 2 классе. –

      М.:Новая школа, 1997.

7. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-     4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

 8. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО,       2006.

 9. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

     10. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

 11. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год.     http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

12. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

13. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

14. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

15. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.

16.   Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm 

17.   365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование разделов,блоков, тема урока

Всего

часов

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Теория

Практика

1

Математика – царица наук.

Математика и профессии людей

(вводный урок).

1

1

Искать и анализировать полученную информацию, её значении в жизни человека.

Составлять рассказ о профессиях людей

 Знакомятся со значением математики в жизни людей и общества и  применение математики в разных сферах деятельности человека

2

Экскурс в историю чисел. Как люди научились считать.

 Запись  чисел у раз ных народов.

1

1

Учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

3

Как  люди научились записывать цифры. Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

1

Искать и отбирать информацию о  числах (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Сравнивать и находить общее и различное  Исследовать особенности  записи чисел у разных народов.

Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

4

Все началось с пятерни.

Первобытный «компьютер», который всегда с нами

1

1

5

Знакомьтесь: ПИФАГОР! И

АРХИМЕД!

1

1

6

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

1

7

Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

1

1

Учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

8

Интересные приемы устного счёта.

1

1

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

9

История возникновения знаков «+», «-«, «=».

1

1

10

Цифра ноль. История открытия ноля.

1

1

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы  класса.

11

История линейки.

Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает

1

1

12

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки

1

1

13

Логические задачи

Интеллектуальный марафон.

1

1

Формирование общей способности искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи

14

Математические игры

1

1

Формировать  умения самостоятельно работать с тестами. Освоение умения оценивать личные достижения, анализировать неудачи.Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

15

Решение комбинаторных задач .

1

1

Формировать умения произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач

16

Задачи на поиски

закономерностей

1

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками

 

17

Математические ребусы.

1

1

Освоение представления  о методах самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками

18

Загадки-смекалки. Математические цепочки

1

1

19

Математический КВН.

1

1

Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, комбинировать и планировать.

20

История игры «Танграмм».

1

1

Пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание; осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

21

Задачи в стихах.

1

1

Сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый, короткий путь, решая двух- трехходовые задачи.

22

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

1

1

23

 Игра «Смекай, решай, отгадывай».

Числовые ребусы

1

1

Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, комбинировать и планировать

24-26

Проект «Создание задачника по математике»

Защита своей работы.  Секреты успешного выступления

3

1

2

 Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность

Формировать умения самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

По заданным критериям оценивать работы одноклассников

27

Решение олимпиадных задач. Практикум «Подумай и реши»

1

1

Формировать  умения самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, комбинировать и планировать.

  По заданным критериям оценивать работы одноклассников

28

Решение задач по математике для 3 класса всероссийского конкурса «Кенгуру».

1

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

29

Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех».

1

1

Сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый, короткий путь, решая двух- трехходовые задачи.

формулировать собственное мнение и позицию;

30

Игра «Самый внимательный»

1

1

Логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Обоснованно делать

выводы, простейшие умозаключения, доказывать;

обобщать математический материал;

находить разные решения нестандартных задач;

31

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии

1

1

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

32

Общественный смотр знаний. Конкурс эрудитов. Итоговое занятие

1

1

Оценивать выступления по заданным критериям

Воспитание  системы нравственных межличностных отношений

Формировать способности искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

33-34

Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике  Работа в группе: инсценирование  загадок, игры со словом .

2

2

                  итого

34

11

23

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

(33 часа из расчета 1 час в неделю)

темы

Тема урока

Кол. ч-ов

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Незнайка развивает познавательные способности.                                        Игра «Выполни по образцу»

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

2

Развитие концентрации внимания. Что съели поросята? Игра «Раскрась фигуру»

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

3

Буратино тренирует внимание. Составь новые слова. Игра «Внимание»

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

4

Тренировка слуховой  памяти. . Игра «Найди фигуру».

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

5

Тренировка зрительной памяти. Игра «Запомни и нарисуй»

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

6

Задания Красной Шапочки.   Игра « Найди буквенную закономерность»

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

 Среди гостей на карнавале найди разбойника. Игра «Незаконченные рисунки»

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

8

Развивай логическое мышление. Подпиши фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее»

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.  Графический диктант.                                  

9

Развитие концентрации внимания . Составляем новые слова.                  Игра «Сравни зайчиков»

1

Тренировка внимания.  Развитие мышления.            

 Графический диктант.                            

10

Тренируй внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт»

1

Развитие слуховой памяти.                      

Развитие мышления.  

 Графический диктант.                    

11

Золушка  тренирует слуховую  память. Игра «Найди слова в цепочках»

1

Тренировка зрительной памяти.   Развитие мышления.

Графический диктант.                                            

12

Тренировка зрительной памяти. Помоги Наф-Нафу убежать от волка.                 Игра  «Составь новые слова». Ответь быстро на вопросы.

1

Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

13

Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники».

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.  Рисуем по образцу.

14

Совершенствование воображения. Помоги Винни-Пуху дорисовать из треугольников картинки. Игра «Художник»

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

15

Развивай логическое мышление. Какую рыбу рыбак поймал раньше? Игра «Шифровальщик»

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

16

Развитие концентрации внимания .  Найди цыпленка, который вылупился из яйца. Игра «Лабиринт»

1

Тренировка внимания.  Развитие мышления. Графический диктант.

17

Тренируй внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат»

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

18

Тренировка слуховой  памяти. Послушай и ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..»

1

Тренировка зрительной памяти.  Развитие мышления. Графический диктант.

19

Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра «Наборщик»

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

20

Поиск закономерностей. Назови номер нужной фигуры.                          Игра «Отгадай слово».

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

21

Совершенствование воображения. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд»

1

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

22

Развивай логическое мышление. Кто длиннее всех? Игра « Отгадай ребус»

1

Развитие концентрации внимания.   Развитие мышления.

Графический диктант.

23

Развитие концентрации внимания. Найди одинаковые части.  Игра «Наборщик»

1

Тренировка зрительной памяти. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

24

Тренируй внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя»

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

25

Тренировка слуховой памяти. Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составляем новые слова»

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

26

Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадывание ребусов»

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

27

Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвертый лишний»

1

Развитие концентрации внимания.  Развитие мышления. Графический диктант.

28

Совершенствование воображения. Нарисуй слово схематично. Игра «Кроссворд»

1

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

29

Развивай логическое мышление. Помоги обезьянкам узнать свое имя. Игра «Найди фигуру».

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

30

Развитие концентрации внимания. Глазками узнай, кому звонил Чебурашка?  Игра «Зашифруй слова»

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие логического мышления.  Развитие мышления. Графический диктант.

31

Тренировка слуховой памяти. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу».

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

32

Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди 10 отличий.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

33

 Конкурс эрудитов. Итоговое занятие.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

программа расчитана на 33  часа для обучающихся  первых классов , соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Весёлый немецкий» в рамках ФГОС НОО

Применение игровых форм на кружке немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся, к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной компетенции, приводит к устойчивой мотива...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Светофорик"

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Светофорик» Программа  внеурочной деятельности кружка «Светофорик» для уч-ся 3 класса составлена на основе рабочей программы Стол...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Грамотеи"

Программа кружка внеурочной деятельности «Грамотей»(далее – программа)   составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Про...