Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Тимофеева Светлана Викторовна

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_kruzhok.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 2 класса в возрасте 8 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (октябрь – май). 

Продолжительность каждого занятия – 40 минут.

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

             Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Основные требования к программе:

  • связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
  • использование занимательности;
  • использование исторического материала;
  • решение нестандартных, олимпиадных задач;
  • учет желаний учащихся;
  • наличие необходимой литературы у учителя.

Методы работы:

                            - упражнения,

               - беседа

               - блиц-турниры

               - дидактические игры

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре    «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Основные формы проверки знаний:

- тестирование;

- личная олимпиада;

- математические соревнования

 Цель программы:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 57 занятий.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Наименование тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

+

2-3

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

2

+

4

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

+

5-6

Решение логических задач

2

+

7-8

Задачи с изменением вопроса.

2

+

9-10

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

2

+

11-12

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

+

13-14

Сложение. Упражнения, игры, задачи.

2

+

15-16

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

2

+

17-18

Вычитание. Упражнения, игры, задачи.

2

+

19-20

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки

2

+

21

Как люди научились считать

1

+

22

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

+

23

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

+

24

Игра «Веришь или нет».

1

+

25-28

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

4

+

29-30

Интересные приемы устного счёта.

2

+

31-32

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

2

+

33-34

Математические фокусы.

2

+

35

Конкурс знатоков.

1

+

36-37

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

2

+

38-39

Задачи с многовариантными решениями.

2

+

40-41

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

2

+

42-45

Решение задач повышенной трудности.

4

+

46

Игра «Цифры в буквах».

1

+

47

КВМ «Царица наук».

1

+

48-50

Задачи с многовариантными решениями.

3

+

51

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

+

52

Игра «Поле чудес».

1

+

53-56

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

4

+

57

Интеллектуальный марафон.

1

+

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. 

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- решение  комбинаторных задач  путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

- проведение и успешное участие в математических соревнованиях.

                Предполагаемые результаты освоения  курса.

Личностными результатами изучения курса кружка «Занимательная математика» являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами являются:

✓ сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

✓ действовать в соответствии с заданными правилами.

✓ включаться в групповую работу.

✓ участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

✓ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

✓ контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

✓ анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

✓ использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации

✓ воспроизводить способ решения задачи.

✓ анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

✓ выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

✓ оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

         Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

программа расчитана на 33  часа для обучающихся  первых классов , соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Весёлый немецкий» в рамках ФГОС НОО

Применение игровых форм на кружке немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся, к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной компетенции, приводит к устойчивой мотива...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Светофорик"

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Светофорик» Программа  внеурочной деятельности кружка «Светофорик» для уч-ся 3 класса составлена на основе рабочей программы Стол...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Грамотеи"

Программа кружка внеурочной деятельности «Грамотей»(далее – программа)   составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Про...