Главные вкладки

    Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"
    рабочая программа по зож (1 класс) на тему

    Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и поведение, формирование ценности здоровья, формирование мотивационной сферы безопасной жизни, обеспечение физического и психологического саморазвития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_puteshestvie_v_stranu_zdorovya.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа  формирования здоровья

    учащихся начальных классов

    «Путешествие в страну Здоровье»

            

    Выполнили:

    Марьина Е.П.

    учитель начальных классов

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»

    Вахитовского  района г.Казани РТ

    Мотова Л.Ю.

    учитель начальных классов

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»

                    Вахитовского  района г.Казани РТ

            

     

                                                                      Казань2016          

    Здоровье – это вершина, на которую
    человек должен подняться сам.

    И. Брехман.

    Пояснительная записка

          Сегодня школу захлестнула волна усиления интеллектуализации, развития теоретического мышления, что связано с резким ускорением темпа развития, его «подстегиванием». Нередко этот процесс идет в ущерб здоровью детей, их нравственному, духовному  и физическому развитию.            

         Разделяя идею семейного воспитания нравственности, духовности и физического здоровья, отметим, тем не менее, что в эпоху перемен современная семья большинству детей не может дать необходимого воспитания, оказать поддержку в сохранении и укреплении физического здоровья. В современной ситуации именно школа может стать тем социальным институтом, который обеспечит такую поддержку. В связи с этим мы видим необходимость создать в начальной школе условия, позволяющие формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни,  об укреплении и сохранении физического здоровья, о мерах профилактики,  правилах  поведения безопасной жизни, гигиенической культуре,  дающие возможность обретать собственный опыт.

          В этих целях нами предпринята попытка создания такой образовательной среды, в которой ценности жизни, здоровья и развития ребенка стали приоритетными.

       Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и поведение,  формирование ценности здоровья, формирование мотивационной сферы  гигиенического  поведения, безопасной жизни, обеспечение  физического и психического саморазвития,  помощь в преодолении экстремальных жизненных ситуаций.

    Цели  программы:

          Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Задачи:

    1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
    2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
    3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
    4. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
    5. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
    6. Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
    7. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    Направления работы:         

    • Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
    • Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
    • Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
    • Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

    Программа состоит из 4 частей:

    Часть 1. Светофор здоровья

    Тема 1. В гостях у доктора Пилюлькина

                  Занятие 1.Что такое здоровье?

                  Занятие 2. Как твое здоровье?

                  Занятие 3.Почему мы болеем?

                  Занятие 4.Признаки болезни.

    Тема 2.Советы Мойдодыра

                 Занятие 5.Вода ваш друг.

                 Занятие 6.Твои друзья вода и мыло.

    Тема 3.Заметки Мудрой совы

                 Занятие 7.Наши главные помощники- глаза.

    Тема 4. В гостях у  ослика Иа

                  Занятие 8.Чтобы уши наши слышали.

    Тема 5.. Зубки у малютки

                  Занятие 9. Почему болят зубы?

                  Занятие 10. Чтобы зубы были здоровыми.

                  Занятие  11. Как сохранить улыбку красивой.

    Тема 6.   Ножки Осминожка.

                  Занятие 12.Мои волшебные помощники.

    Тема 7.Лучшая одежка

                  Занятие  13.Зачем человеку кожа

                  Занятие   14. Надежная защита организма.

                  Занятие   15. Если кожа повреждена

    Тема 8. Палка, палка, огуречик получился человечек.

                  Занятие 16. Скелет – наша опора

                  Занятие 17.Правильная осанка

    Тема 9.Волшебный сон.

                  Занятие 18. Сон – наше лучшее лекарство.

     Тема 10.Приятного аппетита

                  Занятие 19. Умеем ли мы правильно питаться?

                  Занятие  20. Здоровая пища.

    Тема 11. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

                  Занятие 21. Если хочешь быть здоров – закаляйся.

                  Занятие 22.Будем делать хорошо и не будем плохо.

    Часть 2. Аптечка Медуницы.

    Тема 1. Кто и как  предохраняет нас от болезни.

                Занятие 1. Как организм помогает сам себе.

                Занятие 2.Прививки от болезней.  

                Занятие 3. Здоровый образ жизни.  

    Тема 2.Что нужно знать о лекарствах

                 Занятие 4. Какие лекарства мы выбираем.    

                 Занятие 5. Домашняя аптечка.

                 Занятие 6. Отравления лекарствами.

                 Занятие 7.Пищевые отравления.  

                 Занятие 8. Первая помощь.  

     

    Часть 3. Ларец с волшебными советами.

     Тема 1. Режим дня.

                 Занятие 1.Режим дня - основа жизни.

                 Занятие 2.Делу время – потехе час.

    Тема 2.  Советы бабушки Федоры.

                Занятие 3.Чистота и здоровье.

                Занятие 4. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

    Тема 3.. Школа вежливости.

                Занятие 5. Волшебные слова.

                Занятие 6. Спеши делать добро.

                Занятие 7. «Нехорошие слова». Недобрые шутки.

                Занятие 8. Сотвори солнце в себе.

    Часть 4. Перекресток.

    Тема 1.Правила  безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

                Занятие 1.Опасность в нашем доме.

                Занятие 2. Как вести себя на улице.

                Занятие 3. Воспитай себя.

    Тема 2.  В гостях у светофора.

               Занятие 4. Будь внимателен и осторожен (правила ПДД)

               Занятие 5.Дорожные знаки.

               Занятие 6.Пешеходная зебра.

               Занятие 7. Пляшущие человечки.

               Занятие 8. Гармония светофора.

    Часть 5.   Там на неведомых дорожках.

    Тема 1.. Почему  некоторые привычки называются вредными.

                Занятие 1. Злой волшебник – табак.

                Занятие 2.Злой волшебник – алкоголь.

                Занятие 3. Злой волшебник – наркотик.

                Занятие 4. Выбираю жизнь

    Тема 2. Повторение.

                Занятие 5. Мы дружим с физкультурой и спортом.

                Занятие 6. КВН «Наше здоровье.

                Занятие 7. Огонек здоровья

                Занятие 8. Подвижные игры.

                 Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 45 минут. Предлагаемый вариант рассчитан на 54 часа. Занятия  проводятся как классные часы по типу социального взаимодействия с элементами тренинга, часть занятий разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок, конкурсов.

         Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнить определенные условия.

          В своей  работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически  готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

         Методика работы с детьми  должна строиться в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

         Содержаний занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет  сохранить специфику младшего школьного возраста.   Возможно  также использование  разнообразного арсенала методов: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, проективные методы рисуночного и вербального типа, а так же методы самостоятельной работы.

         Рассказ, беседа, чтение сказки позволяют разъяснять значимость полученных знаний, умений, как в общественном, так и в личностном плане – для получения  опыта активной поведенческой  позиции в обществе.  Известно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно – поисковые методы, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных возможностей детей. Неизменно  воодушевляет учеников введение элементов самостоятельной работы.  

        Но одним из наиболее  эффективных методов в настоящее время  является использование информационно  - компьютерных технологий. Использование ИКТ  на занятиях  расширяет границы возможностей педагога, способствует развитию  интереса детей. Классические  и интегрированные занятия в сопровождение  мультимедийных презентаций, on –line тестов и программных продуктов позволяют углубить знания, повысить результативность занятий.

          Такой методологический подход к структуре и содержанию занятий предоставляют педагогу широкие возможности для участия в проектировании новой образовательной среды, создания коммуникативного поля разных специалистов, работающих с учениками, консультирование учителей, родителей, администрации по вопросам  сохранения  и укрепления здоровья  ребенка.      

        Поэтому необходимо подчеркнуть, что при работе с данной программой  очень важно наладить полноценное профессиональное взаимодействие, когда и педагоги, и психологи, медицинские работники, преподаватели физической культуры оставаясь в рамках своей профессиональной компетенции, уважают профессиональные знания, умения друг друга и готовы использовать их для совместной работы на благо детей

     

     

     Реализация программы.

    1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
    2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками  по проблемам воспитания здорового образа жизни. 
    3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления  здоровья.
    4. Проведение конкурса рисунков.
    5. Посещение семей на дому.
    6. Анкетирование родителей и учеников.

        Ожидаемые результаты:

    Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;

    Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

    Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей;

    Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий  свое  место   и  предназначение  в  жизни ученик.

    Личностные УУД:

    • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
    • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
    • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
    • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
    • Нравственно-этическое оценивание

    Коммуникативные УДД

    • Умение выражать свои мысли
    • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
    • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
    • Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
    • Построение  высказываний в соответствии с условиями коммутации.

    Регулятивные УДД

    •  Целеполагание,
    •  волевая саморегуляция,
    •  коррекция,
    • оценка качества и уровня усвоения.
    • Контроль в форме сличения с эталоном.
    • Планирование промежуточных целей с учетом результата.

    Универсальные  компетенции:

    • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
    •  умения активно включаться в коллективную деятельность,   взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
    •    умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой   форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
    •   характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
    •  находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления;
    •  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
    •  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и прогулок;
    •  организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
    •   планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
    • оценивать красоту  здорового человека, его телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
    • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
    •  планировать  и выполнять  свой  режим дня, организовывать отдых и досуг;
    • выполнять  ежедневные гигиенические процедуры ( чистить зубы, умываться и т.д)
    • понимать необходимость выполнения физических упражнений, как средства укрепления здоровья, физического развития;
    •     понимать необходимость укрепления и сохранения своего здоровья;
    •  понимать необходимость регулярных медицинских обследований;
    •  понимать необходимость организации правильного образа жизни: правильное питание, физические нагрузки, профилактические осмотры врачей.

    Литература:

    1. Школа докторов природы. Автор-составитель Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Москва «ВАКО», 2011г.

    2.   Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

    3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

    4.  Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.

    5. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)

    Интернет-ресурсы

    1. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
    2. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
    3. Законодательство Республики Татарстан  http://www.tatarkodeks.ru/
    4. Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
    5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

    Оглавление:

    I.  Пояснительная записка……………………………………..стр. 2-  3                                                                  

    II. Содержание программы . …….............................................стр. 3- 7                                    

    III.Реализация программы………………………………………………………стр. 8                                            

    IV. Ожидаемые результаты…………………………………………………….стр. 8                                         

    V.  Литература………………………………………………….стр. 9      

    VI. Приложение…………………………………………… ….стр. 10-22                                


    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Заповеди здорового образа жизни

    Рано ложиться и рано вставать –

    Горя и хвори не будешь ты знать!  

    Прогони остатки сна, одеяло в сторону!

    Всем гимнастика нужна – помогает здорово!

    С шумом струйка водяная на руках дробиться.

    Никогда не забывай по утрам умыться!

    Ешь спокойно за столом,

    Не надо торопиться.

    Это вредно, и потом можно подавиться!

    Неряшливость не только некрасива, но и опасна.

    Чистота – залог здоровья – знают все прекрасно.

    Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший,

    Мы советуем гулять вечером погожим!

    Физкультурные минутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения.

    1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,

    3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п. 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

    Ф.М. снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1.И.п. сидя или стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

    2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    3.И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.

    Упражнения для мобилизации внимания.

    И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – леву руку на пояс, 12 – праву руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 средний, 4-5 быстрый, 6 – медленный.

    “Веселые физкультминутки”

    Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро.

    Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки хорошо открыты.
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минутки не теряем.

    “Считалочка” (Выполняется стоя у парты)

    Раз – подняться на носки и улыбнуться.
    Два – руки вверх и потянуться.
    Три – согнуться, разогнуться.
    Четыре – снова все начать.
    Пять – поглубже всем вздохнуть.
    Шесть – на пояс руки ставим.
    Семь – повороты туловища начинаем.
    Восемь – столько раз присядем.
    Девять – и урок наш продолжаем.

    Гимнастика для рук

    (Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

    Наши пальчики проснулись.
    (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
    С добрым утром!
    (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
    Потянулись, потянулись, потянулись.
     (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
    Стали дружно умываться.
    (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
    Полотенцем вытираться.
    (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
    Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
    (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
    Дружно делаем зарядку!
    (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.
    Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

    Пришли в школу.
    (Руки на парте согнуты в локтях)
    И уселись за тетрадку.
    (Дети показывают готовую к работе ручку).

    Комплекс специальных упражнений
    для укрепления здоровья первоклассников

    Физкультминутка “Тюша - толстячок”

    Тюша-Плюша толстячок
    Спрятал шапку в сундучок.
    В сундуке проснулась мышка,
    Мышка – серая глупышка.
    Только шапку увидала –
    Сразу в обморок упала.

    И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1– руки на пояс; 2 – руки к плечам; 3 – руки – вверх; 4 – руки через стороны вниз в и.п. 4 раза, темп средний.
    И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону на носок; 2-3 – держать; 5-6 – и.п.; то же правой ногой. 6 раз темп средний.
    И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад; 2-4 – держать; 5-6 – и.п. 4 раза, темп медленный.
    И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – наклоны туловища вперед, руки в стороны; 2 – и.п. 4 раза, темп средний.
    И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – руки через стороны вверх; 6 – и.п. 4 раза, темп медленный.
    И.п. – о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 сек. В и.п. – глаза открыть.

    Игра “Солнечный зайчик”

    Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносятся слова:

    Смотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнату.
    Мы захлопаем в ладошки,
    Очень рады солнышку.

    Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает “зайчика” и говорит:

    Скачут побегайчики,
    Солнечные зайчики.
    Мы зовем их – не идут,
    Были тут, и нет их тут.

    Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: “Где зайка?” говорят и показывают рукой.

    Игра “Радуга”

    Дети вместе с учителем произносят:

    Радуга – дуга – дуга,
    Унеси меня в луга,
    На травушку шелковую,
    На речку бирюзовую,
    На желтенький песок!

    Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек.

    Игра “Одуванчик”

    Дети сидят за партами, на столах у них лежат по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:

    В желтой шапочке стоит,
    Словно солнышко горит.
    Вот проходит день за днем –
    Желтой шапки нет на нем.

    Незаметно учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить происшедшие изменения. Учитель спрашивает: “У кого из вас созрел одуванчик?”. Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность 20-30 сек.

    Гимнастика для глаз

    По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

    1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

    2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

    3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

    4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

    Пальчиковая гимнастика

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является"ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА". Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Моя семья

    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик - бабушка, 
    Этот пальчик – папочка ,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик – я ,
    Вот и вся.
    моя семья!
    Поочередно сгибать пальцы на обеих руках , начиная с большого , на последнюю показать ладошки –
     

    Поиграем в пальчики

    Большаку дрова рубить,
    А тебе дрова носить,
    А тебе печь топить,
    А тебе тесто месить,
    А малышке песни петь.
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.
     Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук

    Вышли пальчики гулять

    Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять. 

    Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки- поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

    Мышка

    Мышка в норку пробралась,
    На замочек заперлась.
    В дырочку глядит-
    Кошка не бежит?
    На первую строчку - "шагать" двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую - соединить пальцы("цепочки"); на третью- сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую - поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из- под нее.

    Черепаха

    Черепашка, черепашка
    В панцире живет.
    Высунет головку,
    Обратно уберет.

    На первые две строчки - положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими; на третью - высунуть указательные пальцы; на четвертую- убрать обратно.

    Пальчик-мальчик 

      Пальчик-мальчик, где ты был?
       С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем песни пел.
     
    На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.

    Если устали глаза

    Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

    Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.

    Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.

    Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.

    Если устала спина

    Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз

    Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.

    Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.

    Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.

    Если устали ноги

    Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.

    Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.

    Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.

    Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.

    Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами


    Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге.

    Релаксационные упражнения

    Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара

    Штанга Ралли

    По команде “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления 
    Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой.
    Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления. 

    Маятник

    Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются

    Неваляшка.

    В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.
    Все релаксационные упражнения носят игровой характер, каждому из них даётся образное название
     Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются

    Упражнения для мускулов души, направленные на развитие любви к себе, повышению самооценки и самоуважения

    Упражнение «Головы дракона».

    Каждый ребенок — голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторять предыдущую «голову»

    Игра «Цветок».

    Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле     семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
    Этюд «После дождя».Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело

    Дыхательные упражнения.

    Как говорят наши дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то и слова шумными вздохами. Если ребенок умеет правильно использовать возможности своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Эти упражнения не занимают много времени.  Их можно включать  в утреннюю гимнастику, а так же использовать на уроках чтения, русского языка, естествознания, когда материал урока в основном устного содержания.

    Например:

    1.    «Зал вздохов» 

         С силой выдохнуть воздух коротко, долго, с силой, слабо.  Дышать коротко, отрывисто вдох долгий выдох.

    2.     «Ветер и ветерок».

         Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) – длинный, выдох (ртом).

    Сначала легкий ветерок, затем сильный ветер.

    3.     «Щеки – воздушные шары».

         Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.

    4.    «Насосик».

         Дети ставят руки на пояс. Делают легкий вдох и выдох. Затем слегка приседают – вдох, выпрямляются – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох –  длительнее.

    Звуковая дыхательная гимнастика.

    А – а – а! Ту – ту – ту! Пых – пых – пых!

    Сила голоса и протяженность

    А – а – а – а – а – а и т.д.

    Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

    Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

    Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

    Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

    Районная игра по станциям по сохранению и укреплению здоровья «Здоровому – все здорово!»

    Педагог-психолог И.И.КуликоваГБОУ ЦПМСС Выборгского районаСанкт-Петербург «Кабинет профилактики наркозависимости» Районная игра по станциям по сохранению и укреплению здоровья «Здоровому – в...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

    Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

    План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников на 2015-2016

    План мероприятийпо сохранению и укреплению здоровья младших школьниковна 2015-2016...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья»

    В данной программе представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья для обучающихся с ОВЗ...