Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
    рабочая программа по зож (3 класс) на тему

     Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx38.16 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                     Рабочая программа

    внеурочной деятельности

     общеинтеллектуального направления

    «Азбука безопасности»

    Ступень обучения: начальное образование –3 класс

    Уровень общего образования: базовый

    Срок реализации: 2016-20167учебный год

    Количество часов в неделю: 2 ч., в год – 68 ч.

    Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).

    Учитель : Титова Ирина Юрьевна

                                     

                                     Пояснительная записка

    Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

    Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

    Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

    Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

      Программа решает следующие задачи:

    • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
    • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
    • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
    • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
    • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
    • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

    Основные принципы реализации программы:

    1. Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

    2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

    3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

    4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

    5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

    6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

    Условия реализации программы

    Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

    • тематические занятия
    • игровые тренинги
    • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
    • экскурсии
    • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
    • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
    • выпуск стенгазет
    • разработка проектов по ПДД
    • встреча с работниками ГИБДД
    • просмотр видеофильмов

    Методы и средства обучения:

    Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

    Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

    Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

    Формы и методы контроля:

    • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
    • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
    • организация игр-тренингов;
    • анализ результатов деятельности.

    Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).

    Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 68учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

    Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
    • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
    • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
    • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД

    • определять цель деятельности;
    • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
    • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

    Познавательные УУД

    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

    Коммуникативные УУД

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы

    Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:

    Универсальные учебные действия:

    1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

    — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

    — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

    — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

    — объяснять свой путь от дома до школы;

    — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

    2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

    — выделять из многообразия объектов транспортное средство;

    — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

    — различать цвет и форму запрещающих знаков;

    — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

    — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

    — различать сигналы светофора и объяснять их значение;

    — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

    Ценностные ориентиры содержания курса

    способствуют:

    • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
    • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
    • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
    • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
    • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

    Методические рекомендации к организации занятий по программе 

    Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

    Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука безопасности» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    3 класс.         ОБЖ

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

    правила поведения учащихся.

    Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

    1

    Опасные ситуации, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми посторонними людьми. Правила поведения.

    1

    Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

    1

    Осенний ледостав. Меры личной безопасности.

    1

    Безопасность в зимнее время года. Катание на льду. Катание на водоемах.

    1

    Безопасность  во время оттепели.

    1

    Весна. Опасность игр на водоемах.

    1

    Отдых на природе. Предупреждение несчастных случаев.

    1

    Гроза, чем она опасна. Безопасное поведение на природе.

    Чем опасно знакомство с бродячими животными.

    1

    Почему опасны глисты?

    1

    Опасные насекомые. Меры защиты от них.

    1

    Первая медицинская помощь. Заноза, кровотечение.

    1

    Первая медицинская помощь. Ушиб, ожог.

    1

    Опасные ситуации в быту.

    1

    Практическое занятие  «Ориентирование на местности»

    1

    Просмотр видеоролика « Безопасность на воде»

    1

    Пожарная безопасность.

    Детские шалости с огнем и их последствия. Последствия пожаров.

    1

    Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

    1

    Основные правила поведения при пожаре. Предупреждение отравления угарным газом.

    1

    Основные причины пожаров. Условия возникновения пожаров. Предотвращение пожаров.

    1

    Действия при возникновении пожара дома, в транспорте, в школе. Эвакуационные мероприятия при проведении массовых мероприятий.

    1

    Средства пожаротушения.

    1

    Мы учимся соблюдать правила пожарной безопасности. Эвакуационные мероприятия при возникновении и угрозе возникновения пожара.

    1

    Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!».

    1

    Проектная работа  « Огонь-враг, огонь- друг

    1

    Экскурсия в пожарную часть.

    1

    Правила дорожного движения

    Сложность движения по улицам большого города.

    1

    Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

    1

    Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

    Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

    1

    Знакомство с транспортом города.

    1

    Опасность при катании за движущимся автотранспортом. Травматизм, последствия.

    1

    Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

    1

    Железнодорожный транспорт,  его особенности.

    1

    Практическое занятие  «Соревнование велосипедистов»

    1

    Проектная работа «День дорожного знака»

    1

    Светофор пешеходный и транспортный.

    1

    Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

    1

    Творческая работа. Изготовление макета светофора

    1

    Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

    Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

    1

    Подготовка обучающихся к действиям в ЧС мирного и военного времени.

    1

    Действия при ЧС. Эвакуация.

    1

    Наводнение.Мероприятие по защите от наводнений.

    1

    Терроризм. Вас захватили в заложники. Правила поведения.

    1

    Что нужно сделать по сигналу «Внимание всем!»

    1

    Землетрясения. Последствия землетрясений.

    1

    Чем опасны молнии?

    1

    Викторина

    1

    Основы здорового образа жизни.

    Спорт – залог здоровья.

    1

    Хронические инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни.

    1

    Правильное питание. Витамины, минералы и их значение.

    1

    Вредные привычки.  Курение и его влияние на состояние здоровья.  

    1

    Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на состояние здоровья.  

    1

    Профилактика вредных привычек.

    1

    Творческая работа. Если хочешь быть здоров.( рисунки)

    1

    Спортивные эстафеты.

    1

    Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

    Средства помощи при травмах.

    1

    Первая  медицинская помощь при ушибах и кровотечениях.

    1

    Правила обработки ран.

    1

    Перевязка ран.

    1

    Переломы, вывихи и растяжения связок.

    1

    Первая  медицинская помощь при  травмах опорно-двигательного аппарата.

    1

    Отправления.Причины и признаки отправлений.

    1

    Признаки заболеваний.

    1

    Проектная работа. Санитарный листок.

    1

    Экскурсия в ЦРБ

    1

    Итоговое занятие.

    1

    Литература:

    1. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
    2. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
    3. Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    4. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    5. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    6. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    7. Учебно-методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
    8. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
    9. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
    10. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

    Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

    Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и  очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрас...

    Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...

    Внеурочная деятельность как важное условие формирования творческой личности младших школьников

    Данный материал - результат реализации педагогического проекта по музыке "Мы в ответе за тех, кого приручили" во 2 классе с использованием межпредметных связей, главной целью которого стало развитие т...

    Программа внеурочного курса "Все профессии важны"

    Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями....

    Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС

    Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученическог...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"

    Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...