Программа внеурочного курса "Все профессии важны"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Ильина Юлия Владимировна

Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_professii_vazhny.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Все профессии важны» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального  общего образования.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».

Программа адресована обучающимся 3 класса ГБОУ СОШ №315 с разноуровневой подготовкой. Она создана для детей, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы (46%) и превышающем её (54%). Поэтому в основу положены авторские рекомендации по распределению учебного времени на изучение программных тем.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • организовать последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессии взрослых людей»;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, различных сферах человеческой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к современным профессиям;
  • формировать активную жизненную позицию.

Содержание   определяется возрастными особенностями младших школьников. Программа курса предназначена для обучающихся 3 класса.

Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Основной метод изучения материала – метод учебного проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный.
  2. Организационный:
  1. Актуализация знаний.
  2. Плановые работы.
  3. Исследовательская деятельность.
  4. Результаты и выводы
  5. Представление готового продукта.
  6. Оценка процессов и результатов работы.

Организованные виды совместной деятельности:

  • экскурсии;
  • чтение литературы;
  • просмотр фильмов;
  • поисковая деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • беседы с представителями различных профессий;
  • ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • работа с семьей;
  • праздники;
  • изобразительная деятельность;
  • создание книг-самоделок.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с             рассматриваемой способностью и профессией.
  2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
  3. Знакомство с подбором художественной литературы о данной профессии.

Объем программы:

 На  реализацию курса в  3  классе  отводится  102 ч  в год  (3  часа в  неделю).

Ожидаемые результаты прохождения курса

Личностные результаты изучения курса «Мир профеесий»

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У ученика могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик  получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик  получит возможность научиться:

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик  получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен

Знать:

  • Основные сферы профессиональной деятельности человека;
  • Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
  • Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
  • Основные приемы выполнения учебных проектов.

Уметь:

  • Оперировать основными понятиями и категориями;
  • Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
  • Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

Тематический план занятий:

№ п\п

Название темы

Дата-план

Дата-факт

Кол-во часов

1.

Введение в мир профессий:

3

  • Викторина о профессиях.

  • Игровая сказка о профессиях.

  • Экскурсия в КидБург.

2.

Профессия – гончар:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в гончарную мастерскую.

  • Изготовление вазы из глины.

3.

Профессия-учитель:

3

  • Беседа.

  • Подготовка газеты.

  • Подготовка праздника ко Дню Учителя.

4.

Профессия-архитектор:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия на выставку «Россия в миниатюре».

  • Подготовка проекта «Дом  моей мечты».

5

Профессия – геолог:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в горно-разведочный музей им. Чернышова.

  • Изготовление коллажа.

6.

Профессия-биолог:

3

  • Беседа.

  • Викторина.

  • Проект «Развитие растения из семени».

7.

Профессия-врач:

3

  • Беседа.

  • Посещение мед.кабинета школы и беседа с врачом.

  • Проект «Если хочешь быть здоров…»

8.

Профессия-водитель:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в музей электротранспорта «На старом трамвае».

  • Конкурс «Зеленый огонек» с приглашением сотрудника ГИБДД

9.

Профессия – эколог:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в музей воды.

  • Конкурс рисунков «Сохраним свой край!»

10.

Профессия – следователь:

3

  • Беседа.

  • Конкурсно-игровая программа «Я – следопыт».

  • Посещение библиотеки и знакомство с литературой по данной теме.

11.

Профессия-военный:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в музей инженерных войск.

  • Праздничная программа к 23 февраля.

12.

Профессия-парикмахер:

3

  • Беседа.

  • Встреча с мамами, чья профессия – парикмахер. Показательный мастер-класс.

  • Конкурс рисунков «Чудо причёска».

13.

Профессия-пекарь:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в хлебопекарню.

  • Викторина «Хлеб – всему голова».

        14.

Профессия – актёр:

3

  • Беседа.

  • Инсценировка басен И. Крылова.

  • Посещение театра.

15.    

Профессия-почтальон:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия на первый телеграф ( г. Петродворец)

  • Экскурсия на Главпочтам (г. СПб)

16.

Профессия-ветеринар:

3

  • Беседа.

  • Викторина «Домашние животные».

  • Проект «Мой любимец».

17.

Профессия-повар:

3

  • Беседа.

  • Конкурсная программа «Званный обед».

  • Встреча с работниками школьной столовой.

18.

Профессия-садовник:

3

  • Беседа.

  • Викторина на знание садовых и комнатных декоративных растений.
  • Экскурсия в Ботанический сад.

19.

Профессия-бухгалтер:

3

  • Беседа.

  • Занимательная игра «Цифры и жизнь».

  • Проект «Мой личный бюджет».

20.

Профессия-спасатель:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в пожарную часть (г. Павловск)

  • Экскурсия в старинную пожарную часть (г. СПб)

21.

 Профессия – железнодорожник:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в Паровозный музей.

  • Викторина.

22.

Профессия-журналист:

3

  • Беседа.

  • Знакомство со стилем «интервью».

  • Проект «Я – журналист»

23.

Профессия – моряк:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия на ледокол «Красин»

  • Викторина.

24.

Профессия – модельер:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в Этнографический музей.

  • Конкурс рисунков на тему «Одежда далёкого будущего».

25.

Профессия – лесничий:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в Лисино-корпус.

  • Викторина.

26.

Профессия – продавец:

3

  • Беседа.

  • Викторина.

  • Конкурс рисунков «Витрина магазина».

27.

Профессия – менеджер:

3

  • Беседа.

  • Встреча с родителями – менеджерами.

  • Викторина.

28.

Профессия – программист:

3

  • Беседа.

  • Занятие в компьютерном классе.

  • Встреча с родителями – программистами.

29.

Профессия – дизайнер:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия на выставку «История платья» (Павловский дворец).

  • Конкурс рисунков «Наряды грядущего».

30.

Профессия – археолог:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в Эрмитаж.

  • Детские сообщения на тему «Загадки истории».

31.

Профессия – печатник:

3

  • Беседа.

  • Экскурсия в печатный цех (г. Павловск).

  • Посещение детской районной библиотеки (г. Павловск).

32.

Профессия – экскурсовод:

3

  • Беседа.

  • Подготовка виртуальной экскурсии.

  • Проведение виртуальной экскурсии.

33.

Кем быть?      

3

  • Анкетирование.

  • Проект «Я буду…»

  • Подготовка газеты.

  34.

Праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус»:

3

  • Подготовка праздника.

  • Репетиция.

  • Проведение праздника.

Тем для занятий – 34.

Количество часов – 102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Конспект занятия "Все профессии нужны, все профессии важны"...

Познавательно-развлекательная программа для 2-3 классов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Данный материал содержит сценарий внеклассного мероприятия или классного часа, рассчитанного на обучающихся 2-3 классов. Данное мероприятие позволяет сформировать представление о разнообразии професси...

Конспект внеурочного занятия для детей с ОВЗ "Все профессии важны, все профессии нужны"

Программное содержание:Познание – обобщить знания детей по теме «Профессии» (название профессий, необходимого оборудования, обобщающего слова «посуда»); совершенствовать ...

Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"

Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...

Сценарий спортивно - познавательной программы "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Цель:   определение уровня знаний обучающихся о профессиях; расширение знания детей о мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору професси...