Научно- практическая конференция "Пыль за и против"
классный час по зож (3 класс) на тему

Соколова Галина Валентиновна

В природе всё взаимосвязано и нет ничего, что существовало бы

просто так. Раз пыль есть, значит, для чего-то она нужна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 50 "

Ленинского района города Саратова

Пыль: за и против

Исследовательская работа

Балуева Алексея,

Ученика 2-А класса МОУ «Лицей № 50»

Руководитель проекта:

Соколова Галина Валентиновна,

учитель начальных классов

Саратов

2013 год

Описание работы

1. Мотив выбора темы исследования и значимость исследования для

окружающих.

   Часто дома и в школе нам говорят, что с пылью надо бороться, что она

вредна для здоровья. Мне стало интересно, какая бывает пыль, почему она

вредна и может ли быть какая-нибудь польза от ее существования для

природы или человека.

2. Цель работы и то, какие задачи решал автор.

Цель работы:

- выявление роли и значения пыли в жизни природы и человека.

Задачи:

- узнать, что такое пыль; какая бывает пыль; какую опасность

представляет пыль; как с ней бороться;

- выяснить, имеется ли польза от пыли.

3. Гипотеза, которая проверялась.

В природе всё взаимосвязано и нет ничего, что существовало бы

просто так. Раз пыль есть, значит, для чего-то она нужна. Мы предполагаем,

что пыль играет как положительную, так и отрицательную роль в жизни

человека.

Объект исследования: пыль.

Предмет исследования: условия по выявлению пыли.

4. Как проводилось исследование.

В работе над данной темой использовались опрос, беседа с

одноклассниками, консультирование с родителями и учителем, работа со

справочной и энциклопедической литературой, а также наблюдение и опыт.

План работы:

• Выдвижение гипотезы.

• Опрос по теме «Нужна ли пыль?»

• Беседа с родителями, с одноклассниками,  наблюдения, опыт «Как бороться с пылью?».

• Работа со справочной и энциклопедической литературой.

• Вывод.

• Создание компьютерной презентации.

5. Что получилось в результате (выводы).

В быту человека практически повсеместно окружает пыль. Она вредна.

С ней необходимо бороться. Но от пыли есть и польза. На защиту пыли

могут стать: а) биология (пыльца нужна многим растениям и насекомым;

пыль спасает птиц от вредных насекомых); б) космос (космическая пыль

защищает Землю от перегрева; из газопылевого облака возникла, по теории

Виноградова, планета Земля); в) фразеология (пословицы и поговорки

украшают нашу речь); г) педагогика (воспитание трудолюбия); д) экология

(это подтверждают четыре основных принципа экологии).

Для оформления результатов используется доклад и компьютерная

презентация.

Пыль: за и против.

Такую тему  я решил выбрать  для  своего

исследования. 

Часто дома и в школе нам говорят, что с пылью надо бороться, что она

вредна для здоровья. Мне стало интересно, какая бывает пыль, почему она

вредна и может ли быть какая-нибудь польза от ее существования для

природы или человека.

Цель  моей работы: выявление роли и значения пыли в жизни природы

и человека.

Задачи:

 1) узнать, что такое пыль; какая бывает пыль; какую

опасность представляет пыль; как с ней бороться;

 2) выяснить, имеется ли польза от пыли.

Свою работу я провёл  по следующему плану:

  • Выдвижение гипотезы.
  • • Опрос по теме «Нужна ли пыль?»    «Откуда берётся пыль?  »
  • эксперимент на даче «опыление»
  • Беседа с родителями,  одноклассниками , наблюдения, опыт «Как бороться с пылью?».
  • Работа со справочной и энциклопедической литературой.
  • Вывод.
  • Создание компьютерной презентации.

Гипотеза: Известно, что в природе всё взаимосвязано и нет ничего,

что существовало бы просто так. Раз пыль есть, значит, для чего-то она

нужна. Я  предполагаю, что пыль играет как положительную, так и

отрицательную роль в жизни человека.

Мною  был проведен опрос среди учеников и родителей 2-А

Класса  на тему «Нужна ли пыль?»

Результаты :  93%, ответили «Нет»,  5% сказали «Не знаю», и только 2%

посчитали, что «Может и нужна», добавив при этом «Смотря какая

пыль».

Итак, что такое пыль, почему ее не любят и как с ней бороться,

какие виды пыли существуют и есть ли от них польза?   На такие вопросы  я хочу  ответить по завершении исследовательской работы.

Что же такое пыль?

На этот вопрос я нашел ответ в Толковом словаре русского языка

С.И.Ожегова. «Пыль – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе

или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь». В Современном

толковом словаре русского языка находим дополнение. Пыль – это еще и

«мельчайшие частицы, получившиеся при обработке или измельчении

чего-либо, мелкая порошкообразная масса». Указано там же еще одно

значение слова пыль: «то же, что и пыльца».

Задаю вопрос одноклассникам. Откуда берётся  пыль ?

47 процента -  не полные ответы (с улицы, с грязной обуви, из земли, от ковра, с потолка, с заводов..)

 53 процента  не знают–

    Ответ может удивить.  Из пустыни Сахары, застывшей вулканической лавы, пепла, резины от покрышек и даже из космоса.

Опасна ли пыль для человека?

Да, опасна.

Пыль - незримый враг, причина многих заболеваний.

Вот только небольшой перечень этих заболеваний:

Бронхиальная астма,   непрекращающийся насморк

В пыли живут очень маленькие и противные клещики, которые у

некоторых людей способны вызывать аллергию. В одном грамме пыли можно обнаружить тысячи  пылевых клещей, вирусов и бактерий,

 Особенно любят пылевые клещи обитать в постелях, поскольку  там полно биологической пыли, образующейся из истершихся чешуек нашей кожи.

Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и

отверстия.  В школе мы проводим большую часть своего времени. Где в школе больше всего пыли и что необходимо сделать, чтобы её стало меньше?

Для своего исследования мы, совместно с классным руководителем, S6305654 выбрали разные помещения школы: кабинет, где учимся мы, кабинет врача, коридор. В них мы повесили листочки бумаги, смазанные вазелином. Через пять дней листочки были сняты и рассмотрены через микроскоп, любезно предоставленный мне учителем биологии.   На листочках я увидел прилипшие чёрные точки, волоски, загрязнение. А также я получил ответ на интересующие меня вопросы. Самым чистым был листочек из кабинета врача. Это объясняется тем, что  посетителей бывает мало. Листочек из нашего классного кабинета занял второе место по санитарному состоянию. Самым грязным оказался листочек из коридора. Хотя уборка и проводится, но   большая проходимость людей, , приводят к сильному загрязнению помещения.

Сомнений нет: с пылью надо бороться.

Провожу опрос одноклассников  : Как бороться с пылью ? На основании ответов подвожу итог;

   Итак, одним из средств борьбы с пылью является пылесос.

Другим врагом пыли, конечно же, является мокрая тряпка. Необходимо каждый день протирать влажной тряпкой открытые полки шкафов, поверхности столов,  подоконник, экран телевизора и монитор компьютера. Не менее двух раз в неделю мыть полы в квартире. Хорошо при этом добавлять в воду поваренную соль. Она убивает пылевых клещей. Кроме того, ведя войну с пылью и клещами, следует как можно чаще проветривать помещение.

Что ж. Все факты говорят не в пользу пыли. Выходит, это

бесполезнейшее творение природы? Попробуем хотя бы немного

реабилитировать героиню нашего исследования.

Есть ли польза от пыли?

Для этого обратимся к  значению этого слова в Толковом

словаре. «Пыль – то же, что и пыльца». А что такое пыльца? В том же

источнике читаем: «Пыльца - клетки, развивающиеся в пыльниках

тычинок и участвующие в размножении растений». Иными словами

среди нежных лепестков цветка находятся тычинки. На их кончиках

созревает пыльца.  Пыльца нужна для размножения растений, кроме

того, ею питаются пчёлы, осы, бабочки.

    Провожу эксперимент с родителями на  даче : На грушевом дереве перед цветением выбрал две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них покрыл марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставил  открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали  пчелы, образовалось  27 груш.  А  на  ветке под марлей – ни одной!     В результате исследования выяснилось:

    Что  пчелы  не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена.

Второе значение слова «пыльца» - «лёгкий пылевидный налёт на крыльях бабочек и на теле некоторых насекомых, для которых  жизненно необходим».

Если бы воробьи умели говорить, то они бы сказали, что им пыль

очень даже нужна. Дело в том, что некоторые виды птиц «купаются» в

пыли,  чтобы избавиться от вредных насекомых.

В пользу пыли, как это не покажется странным на первый взгляд,

может выступить и раздел русского языка - фразеология. Как?

Посмотрите, сколько пословиц, поговорок, крылатых выражений создал

наш народ, используя это слово:

- Пыль в глаза пускать – хвастаясь, обманывать, создавать ложное

впечатление,

- Без шума и пыли – тихо и скрытно,

- Пыль столбом [стоит] – 1) о быстрой езде, скачке;

- Работа у них не пыльная – о не тяжелой работе,

- Пылить – о бездумной и излишней трате средств,

- Не видно пылинки, а глаза выедает.

Не было бы пыли, беднее и скуднее была бы наша речь.

Следующий факт.   Космическая пыль вызывает ослабление света,

испускаемого звездами и другими небесными светилами. Мы не уверены

точно, но можем предположить, что если бы земля получала больше

солнечного света и тепла, то жизнь на ней была бы мало пригодна для

нас, людей, из-за высоких температур.

Из  пыли и газа, рассеянных в Солнечной системе, образовалась (по

современным понятиям, по теории Виноградова) наша планета Земля.

И последнее. В 60-ые годы ХХ века американский биолог Б.

Коммонер сформулировал четыре основных принципа экологии

(экология – наука об организмах в окружающей их среде). Они гласят:

1) Всё связано со всем.

2) Всё должно куда-то деваться.

3) Ничто не даётся даром.

4) Природа знает лучше.

Исходя из этих принципов,  я могу сказать с уверенностью , если

пыль существует, значит это для чего-нибудь нужно. Это нужно хотя бы

для того, чтобы приучать к труду маленьких детей: ведь не сложно взять

тряпочку и вытереть пыль с поверхности стола или тумбочки. Вот еще

один, на этот раз воспитательный, плюс в пользу пыли: она помогает в

воспитании и развитии трудолюбия.

Вывод: Итак, в быту человека практически повсеместно окружает пыль. Она

вредна. С ней необходимо бороться. Но от пыли есть и польза. На

защиту пыли могут стать:

а) биология (пыльца нужна многим растениям и насекомым; пыль

спасает птиц от вредных насекомых);

б) - космос (из пыли и газа, рассеянных в Солнечной системе

образовалась наша планета Земля;

- космическая пыль защищает

в) фразеология (пословицы и поговорки украшают нашу речь);

г) педагогика (воспитание трудолюбия);

д) экология (четыре основных принципа экологии).

Спасибо за внимание

Возвращаясь к сказанному выше …

ПЫЛЬ: ЗА И ПРОТИВ

против

за

В пыли живут очень маленькие

и противные клещики, которые у

некоторых людей способны

вызывать аллергию.

Пыль  является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов, а также способствует появлению и распространению эпидемий.

Пыль вездесуща. Она просачивается

сквозь самые мелкие щели и

отверстия.

Сомнений нет: с пылью надо

бороться.

- Пыль = пыльца. Пыльца нужна для

размножения растений, кроме того,

ею питаются пчёлы, осы, бабочки.

- Некоторые виды птиц «купаются» в

пыли, чтобы избавиться от вредных

насекомых.

- Не было бы пыли, беднее и скуднее

была бы наша речь. Посмотрите,

сколько пословиц, поговорок,

крылатых выражений создал наш

народ, используя это слово:

- Космическая пыль вызывает

ослабление света, испускаемого

звездами и другими небесными

светилами.

- из газа и пыли, рассеянных в

космосе, образовалась наша планета.

четыре основных принципа экологии.

Они гласят: 1) Всё связано со всем.

2) Всё должно куда-то деваться.

3) Ничто не даётся даром.

4) Природа знает лучше.

- Пыль помогает в воспитании и

развитии трудолюбия.

     Список использованной литературы:

1. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая

Российская энциклопедия, 2006.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. –

М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Настольная книга эрудита. – Смоленск: Русич, 2007.

4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000

слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук.

Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник,

1999.

5. Помпеи: сгинувший город / Пер. с англ. Т.Азаркович. – М.: ТЕРРА,

1997.

6. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред.

С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2003.

7. Что такое? Кто такой? В 3 т. – М.: Педагогика, 1990.

8. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный

фразеологический словарь. – М.: Дрофа, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...

Сценарий открытия школьной научно- практической конференции " Будущее-это мы" и резолюция конференции по итогам работы за год

Школьный проект- это коллективная работа. Итоги проекта  ежегодно проводятся в виде  научно- практической конференции. Это всегда интресно, неожиданно и творчески. Для организаторов такого с...

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...