Проектная работа "Всё о капусте"
проект по зож (4 класс) на тему

Подолинская Ольга Николаевна

Цель работы собрать как можно больше материала о таком известном овоще, как капуста: сорта, применение, легенды, пословицы, устойчивые выражения, памятники и даже музеи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это безголовая капуста. Её стебель раздулся и стал похож на репу Кольраби

Слайд 2

Эта капуста родом из северных районов Китая. Её ещё называют салатной. Пекинская капуста

Слайд 3

Кале (листовая капуста)

Слайд 4

Ешьте капусту и будьте здоровы!

Слайд 5

император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан «Если бы видели, какую я капусту вырастил, вы бы не предлагали мне глупостей»

Слайд 6

«Дети в капусте»- египетские лекари 1295-1294 гг. до н. э. рекомендовали «чтобы дети росли здоровыми, их следует кормить капустой» «Профессор кислых щей» - Кислые щи – это старинный русский медово-солодовый сильногазированный напиток. Приготовление этого напитка требовало большого умения, поэтому того, кто это делать и называли «мастер кислых щей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У славян существовал танец « Капустка » - вид хоровода.

Слайд 2

05.05.17

Слайд 3

05.05.17

Слайд 4

Памятник капусте в Великом Новгороде, Россия

Слайд 5

Памятник капусте в Кемерове, Россия

Слайд 6

Памятник капусте в Томске, Россия

Слайд 7

Памятник капусте в Саранске, Россия

Слайд 8

Памятник капусте в провинции Цзянси, Китай

Слайд 9

Памятник капусте в Киеве, Украина

Слайд 10

Памятник капусте в Штутгарте, Германия

Слайд 11

Кимчхиган, Музей кимчхи в Сеуле, Южная Корея

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок - конкурс

«Капустные посиделки»

4 класс

Подолинская О.Н.

2016 г.

Урок-конкурс  «Что у Володи растет в огороде» (капустные посиделки»

Цель урока: развитие творческой активности учащихся через участие в досуговой деятельности.

Перед началом праздника класс делится на две команды, придумывают названия.

 Ведущий: (загадывает загадку)

Едет царица
На все руки мастерица,
С пряльцем, с дождем,
С гребнем, с веретенцом.
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелётным журавлём. (осень)

Чтецы.

1. Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт.

2. Это первая примета, 
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.

3. Чуть короче станет день, 
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река – 
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.

4. Ранним утром на поляны 
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь – 
Значит наступила осень.

5. Осень скверы украшает 
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.

6. И в садах, и в огороде, 
И в лесу, и у воды,
Приготовила природа
Всевозможные дары.

7. На полях идёт уборка – 
Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку, 
Чтобы был зимой обед.

8. Сушат белочки коренья, 
Запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье, 
В погреб яблоки кладёт.

10. Уродился урожай – 
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

Ведущий:

Хороша зима – снегами,
Весна – цветами,
Лето – грибами,
А осень – снопами.
Пригласим на праздник Осень.
Осень, Осень в гости просим!

Дети хором приглашают Осень. Приходит Осень.

Осень:
      Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться.

 Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей и праздник не праздник. Ох и много праздников на Руси раньше было! Многие из них пришли из глубокой старины. Самые веселые и щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. А как называли в старину осенние месяцы?

Конкурс «Собери название месяца» (карточки разрезаны на слоги, из которых нужно собрать старинные названия месяцев)

1. Сентябрь - хмурень, ревун, зоревник.

2. Октябрь - подзимник,  грязник, свадебник.

3. Ноябрь - листочной, полузимник, грудень. 

(Песня «Осень, осень к нам пришла»)

Ведущий:

Красотой щедра ты, Осень золотая,
А ещё богата щедрым урожаем!

Дети поют песню “Что нам Осень принесет?”

Осень:

Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду,
На болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.

Осень предлагает детям конкурс “Узнай овощи и фрукты”.

По загадкам.

Ведущий: Ребята, назовите, какие ещё овощи, ягоды и фрукты дарит нам осень.

Конкурс «Найди название»

Осень: В октябре работы в поле и в огороде были закончены. Можно было отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни, шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. А чему был посвящен этот праздник, вы узнаете отгадав ребус: (раздает карточки с ребусом. Обязательно написать, как рассуждали)

C:\Users\1\Pictures\Капусты\ребус капуста.jpg

Осень. В народе говорят: «Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь - капустой». Именинницей в октябре считалась «первая барыня» - капуста. С окончанием бабьего лета начинался своеобразный праздник - пора «капустных вечеров», которые длились две недели.

Чтецы:

1. Про капусту в огороде
Мы хотим вам рассказать,
Как известно всем в народе,
Её просто собирать.

2. Но растить её труднее, 
Много надо поливать,
Сорняки надо смелее
Без пощады выдирать.

3. Это ж наш продукт любимый! 
Её варят и солят.
Компонент незаменимый
Для девчонок и ребят.

4. Пирожки, скажу, с капустой 
Очень даже хороши!
Из капусты щи густые
Всем приятны для души.

5. Есть в капусте витамины 
А, В, С и даже Е!
Они умные картины
Пробуждают в голове.

6. Кто капусты ест немного, 
Тем не надо забывать:
Жизнь наказывает строго,
Будут зубы выпадать!

7. Знай, что белая капуста 
Общий двигает прогресс!
Нет капусты – в жизни пусто,
Пропадает интерес

НАЧАЛО ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Ведущий.  До того как на Руси распространился картофель капуста была вторым после хлеба продуктом питания в каждой крестьянской семье. Квасить капусту на Руси стали очень давно, ещё в IX веке. В других странах не умели этого делать. Спустя столетия русские люди научили другие народы квасить капусту. Особенность праздника –капустного вечера- заключалось в том, что веселье и труд совмещались. Люди испытывали радость от труда. Хозяйка дома приглашала к себе соседей, родственников. Приглашение на такие вечера считалось знаком расположения, отказываться от приглашения считалось знаком неуважением к хозяйке. О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают. А вы, ребята, знаете?

Сейчас проверим (стих “Как мы квасили капусту” Алексея Осинкина читают две девочки)

Обучались мы искусству
Квасить свежую капусту,
Оказалось в этом деле,
Многое мы не умели.
Кочаны почистив дружно,
Что с ней делать дальше нужно?
Как нарезать неизвестно,
Долго думали совместно.
И вопрос тот, если честно,
Мы решали безуспешно,
И комбайном в бак буквально
Нарубили моментально.
Дальше резали морковку,
Опыт был, справлялись ловко.
Ту капусту, что в начале
Мы порезали, помяли.
И закончив подготовку,
В бак добавили морковку,
В нём мы всё перемешали,
Очень долго мяли, мяли,
Подсолили и под пресс,
Вот и начался процесс!!

Ведущий. Интересно, что существует несколько сортов капусты. Соберите их названия из букв.

Конкурс «Собери название»

Входят ученики, изображающие разные сорта капусты:

(Слайд 4) 

Ученик 1. Здравствуйте! А вот и мы!

Мы ужасно торопились,

Но немного заблудились

И без всякого вступления

Начинаем выступленье.

(Слайд 5) Ученик 2. Я капуста русская,

Твердая и вкусная,

Белый сочный мой кочан

Никогда не подкачал.

От капусты кочерыжки

Очень любят грызть детишки.

(Слайд 6)  Ученик 6. Наконец, капуста красная,

И на вкус она прекрасная.

Да, на ваших грядках

Я аристократка.

(Слайд 8) Ученик 5. Из цветочков я, капуста,

Потому зовусь «цветная».

Очень нежная на вкус –

Дети меня обожают!

(Слайд 10) Ученик 4. Вот капуста брокколи,

До сих пор не пробовали?

(Слайд 11) Ученик 3. Познакомьтесь, вот не сельская,

А капуста брюссельская.

(Слайд 12) Ученик 1. Вот кольраби - сорт капусты,

Сорт капусты не простой.

Состоит из кочерыжки –

Вкусной, сочной и большой.

Ученик 2. Согласитесь, без капусты

В огороде грядки пусты.

Ученик 3. Нас давно зовут в народе –

Лучший овощ в огороде!

(Слайд 13)

Ученик 4. Я замечу, мы - капусты -

Рождены с хорошим вкусом.

Как придем куда на бал,

Слышим тысячи похвал.

(Слайд 15) Ученик 5. Аппетитна в блюдах разных,

Хочешь - жарь меня на масле,

Хочешь - положи в салат.

Каждый будет очень рад.

Ученик 6. Мы в почете на столе,

Всех нужней мы детворе.

Ученик 1. Чтоб росла быстрей капуста

Ученик 2. И была капуста вкусной,

Ученик 3. Чтоб большой величины

Ученик 4. Завивала кочаны,

Ученик 5. Поливай ее все лето,

Ученик 6. Не жалей воды.

Все вместе. И она отплатит щедро

За твои труды.

Ведущий. Угостим вас частушками про капусту. (Частушки.)

1.Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Мы капустные частушки
Споём вам замечательно.
2.Мы пять раз в ладоши хлопнем
И пять раз ногами топнем.
Капусту в гости позовём
И “Капустник” наш начнем!
3.Всем известно – без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.
4.Во саду ли, в огороде
Выросла “капуста”.
Деньги водятся в народе,
А в желудках пусто!?
5.С неба звёздочка упала,
На кустах повисла.
Пусть твоё лицо не будет,
Как капуста, кисло!
6. Вы не пейте кока – колу – 
Не полезная она!
Лучше съешьте вы капусту,
Поделюсь ей с вами я.
7. Не суди капусту строго,
Что на ней одёжек много.
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
8. Я могу капусту квасить,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости – 
Всех капустой угощу.
9. На столе зимой не пусто,
Если выросла капуста.
Она очень хороша – 
И солёна и свежа!
10. Тот, кого нашли в “капусте” – 
Вырастает “новым русским”,
А кто пашет за гроши – 
Того аист притащил.

Ученик 21. Я еще и считалочку знаю!

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три! Огонь зажжен,

Кочерыжка, выйди вон!

Ведущий. Капусту в древности считали лекарственным средством и использовали от бессонницы, при отравлениях, головной боли, заболеваниях желудка. В Древнем Египте отварную капусту подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Она стала основой русских национальных блюд: квашеная кислая капуста, пироги с капустой, голубцы... А щи подавали не только в простых избах, но и в царских палатах. А где у нас используют капусту? Конкурс «Кто больше» (назвать как можно больше блюд с капустой)

 

Игра «Ладошки».

Вот у нас игра какая —

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой — левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки — хлоп, хлоп,

По коленкам — шлеп, шлеп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест-накрест руки сложим!

Ведущий:

Очень весело играли,

Свою ловкость показали.

Но уж как всегда бывает —

Нам кого-то не хватает...

Входит Урожай.

Урожай: Здравствуйте, ребята. Я — самый верный друг Осени — Урожай.

Осень: Да, дорогой Урожай. Но мы тебя неспроста позвали. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак. Вот и повесели наших гостей.

Урожай: С удовольствием. Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет»

Игра «Что растет в огороде?»

— Растет капуста в огороде? - Да!

— Краснеет помидор всегда? - Да!

— А лук на грядке зеленеет? - Да!

— Картошка в огороде зреет? - Да!

— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка? — Нет!

— Есть в огороде перец сладкий? - Да!

— И кабачок растет на грядке? - Да!

— Морковка выстроилась в ряд? - Да!

— Растет на грядках шоколад? - Нет!

— Растут укроп, фасоль, горох? - Да!

— Растет большой и злой бульдог? - Нет!

Ведущий. А сейчас мы все вместе поиграем.

Приглашаю  по четыре  участника от команда: вы собираете листья под музыку, музыка заканчивается - несете листочки ко мне, и мы считаем.

(Проводится игра.)

Ведущий. Славно мы поиграли. А теперь я приглашаю вас в осенний лес. Послушайте одну историю про зверей.

 (Выходит Белочка.)

Белочка.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носим мы, трудяги белки,

Про запас грибы в дупло.

Осень. Белочка, а ты большой запас на зиму сделала?

Белочка. Грибов много набрала, а орехов мало, шишки очень тяжелые.

Осень. Ребята, давайте поможем Белочке. Игра так и называется «Кто быстрее перенесет шишки». Каждый член команды держит во рту ложку. Без помощи рук он  должен перенести в столовой ложке шишку из одной миски в другую. А кто это к нам идет? Да это Ежик! (Выходит Ежик с корзинкой яблок.)

Ежик.

У меня здесь что-то есть,

Это «что-то» можно съесть.

Это «что-то» сладкое,

Круглое да гладкое.

Я нашел его в саду,

Захочу - еще найду.

Много-много притащу,

Всех вас сразу угощу.

Это «что-то» сладкое,

Круглое да гладкое.

Осень. Ребята давайте угадаем, что же Ежик нашел?

(Осень проводит с ребятами конкурсы «Хваленое яблоко», когда ребята расхваливают фрукт (написатькак можно больше слов), и «Кто быстрее съест яблоко»  соревнуются 4 человека – надо съесть яблоко с блюдечка без помощи рук).)

Ведущий: А я для вас игру «Плетень» приготовила.

В этот плетень вписаны названия десяти овощей, растущих на огородах России. Часть букв в каждом названии закрыта. Названия овощей расположены горизонтально. Попробуйте их прочитать по открытым буквам.

(Ответы: горох, помидор, укроп, салат, тыква, фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец,  петрушка.)

Урожай: Замечательно справились ребята с заданием, но, к сожалению, нам пора прощаться. До свиданья, ребята! До следующей осени!

Осень: Ой, ребята, мне тоже пора спешить... Спасибо вам, ребята, за игры и конкурсы. Да и мне в путь-дорогу пора. До свидания, детвора. Приду к вам в гости через год, наступит снова мой черед.

Ведущий: Вот и ушла от нас Осень, но не навсегда. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, а через год снова вернется.В старину все вместе веселились и работали. Сообща, с шутками, прибаутками делали трудные дела. И вы, ребята, не забывайте о народных праздниках. Они – прошлое ваших предков. Они интересные, а веселыми и обновленными сможем их сделать только мы с вами.

(Слайды 18-32)        и сообщения.

Ведущий. Подведем итоги конкурса и закончим урок сказкой о капусте.
Сценка “Сказка о капусте”

Ведущий:

Как-то осенью, чуть свет
Пригласили на обед
Зайцы модницу капусту.

Заяц 1:

Что сидеть одной и грустной?
Суп готовится у нас,
Стол накроем мы для вас!

Ведущий:

Капуста ручками всплеснула,
На приглашенье улыбнулась…

Капуста:

Ах, как славно! Хруп – хруп!
Зайцы мне готовят суп!

Ведущий:

Капуста долго наряжалась,
В сто одежек одевалась…

(Капуста одевает кофты, куртку, все зеленое)

К обеду лишь управилась…
Наконец отправилась!
С настроением хорошим
Шла Капуста по дорожке.

Капуста:

Хруп – хруп! Хруп – хруп!
Зайцы мне готовят суп!

Ведущий: А навстречу колюч Еж.

Ежик: Ты куда это идешь?

Капуста:

Здравствуй, Ежик! Хруп – хруп!
Зайцы мне готовят суп!

Ежик:

К Зайцам на обед идешь?
Ой, а в суп не попадешь?

Капуста:

Ты колюч, а глуп, глуп!
Зайцы мне готовят суп!

Ведущий:

И пошла своей дорожкой,
Своей хвастаясь одежкой.
Дуб могучий повстречался,
Все Капусте удивлялся…

Дуб:

К Зайцам?! Ну иди, иди,
Сама в суп не попади!

Капуста:

Ты могуч, а глуп, глуп!
Зайцы мне готовят суп!

Ведущий:

Вот пришла к Зайцам Капуста
И за стол уселась с хрустом.

Капуста:

Добрый день вам, хруп – хруп!
Подавайте, Зайцы, суп!

Ведущий: Ну а Зайцы говорят…

Заяц 1:

Покажите свой наряд!
Вы снимайте-ка пальто!
Не возьмет его никто!

(Хватает курточку и с ней убегает)

Заяц 2:

У нас тепло, мороза нет.
Вы снимайте и жилет!

Заяц 3:

Нарядились – то вы как!
Вы снимайте и пиджак!

Заяц 4:

Располагайтесь, отдыхайте,
И халатик свой снимайте!

Ведущий:

Зря Капуста наряжалась!
С кочерыжкой лишь осталась! (
Капуста медленно уходит, опустив голову
Но Капуста есть капуста!
Ей ли оставаться грустной?
Вновь Капуста к нам пришла!
Еще что – то принесла!
(
Капуста выходит с подносом, накрытым салфеткой)

Капуста:

Капусту любят все на свете:
Зайцы, взрослые и дети!
Всем могу я пригодиться!
Этим буду я гордиться!
Витаминов во мне – море!
Гожусь и в щи, и на второе!
Но с капустой пироги…
Это что – то! Раз, два, три!
(
Снимает салфетку с подноса, на котором лежит пирог)

Ведущий:

Пирог вкусный, ароматный,
Будем пробовать, ребята?
За обе щеки уплетайте,
Да Капусту вспоминайте!  

Все гости и ребята приглашаются на чаепитие.


Приложение

Сентябрь

хму

рень

ре

вун

зо

рев

ник

Октябрь

под

зим

ник

гряз

ник

сва

деб

ник

Ноябрь

лис

точ

ной

по

лу

зим

ник

гру

день

б

р

о

к

к

о

л

и

б

р

ю

с

с

е

л

ь

с

к

а

я

к

о

л

ь

р

а

б

и

п

е

и

н

с

к

а

я


г

о

р

о

х

т

о

ц

и

п

ш

о

с

у

и

в

е

а

о

п

е

а

о

г

у

р

й

м

и

т

л

с

в

е

к

л

и

н

ы

а

у

к

р

о

п

д

а

к

т

р

е

д

и

с

о

т

в

ч

е

с

н

о

к

р

ф

а

с

о

л

ь

р

ы

п

е

т

р

у

ш

к

а

я

г

о

р

о

х

т

о

ц

и

п

ш

о

с

у

и

в

е

а

о

п

е

а

о

г

у

р

й

м

и

т

л

с

в

е

к

л

и

н

ы

а

у

к

р

о

п

д

а

к

т

р

е

д

и

с

о

т

в

ч

е

с

н

о

к

р

ф

а

с

о

л

ь

р

ы

п

е

т

р

у

ш

к

а

я

горох, помидор, укроп, салат, тыква, фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец, петрушка, редис,   .

Сценарий Осеннего праздника для 4 класса

Осенний праздник в начальной школе. Сценарий

9 сентября - Всемирный день красоты.

Сценарий «Красота осенней природы»

(Под песню «Листья желтые» (муз. Р. Паулса, сл. И. Шаферана) учащиеся начальных классов входят в зал)

Ученик 1.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется –

Это время года осенью зовется.

Ученик 2.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Солнце затерялось где-то.

Ученик 3.

Ходит осень, бродит осень,

Листья с клена ветер сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто-розовый кленовый.

Ученик 4.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых!

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

Ведущий.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи же, ждем тебя,

Осень золотая!

(Ученицы четвертого класса исполняют танец с осенними листьями. Появляется Осень)

Осень. Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас в этом зале! Я приготовила для вас подарок - вот эту коробочку, и закрыла ее, чтобы в дороге ничего не потерялось. Но закрыла я ее не ключиком, а волшебными словами и эти слова написала на грех кленовых листочках, чтобы не забыть. Но вот беда какая случилась: подул сильный ветер и разбросал эти листочки по всему осеннему лесу. А без волшебных слов я не могу открыть коробочку. Мне нужна помощь. Вы смогли бы мне помочь?

Дети. Да!

Осень. Тогда вперед! Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в осенний лес. Вот послушайте, как он шумит...

(Звучит запись шума леса и дождя)

Вот мы попали в осенний лес. Как же нам найти волшебные листочки? Может, нам помогут лесные жители? Слышите, кто-то приближается!

(Звучит веселая фонограмма, выбегает Кикимора Болотная и исполняет танец)

Кикимора Болотная.

Я красавица залетная,

Я Кикимора Болотная!

Тиной вся я разукрашена,

Ой как вся я напомажена!

Я такая красотуля!

Кто сказал, что я грязнуля?

У нас в болоте грязь в почете.

Осень. Хватит, хватит, Кикиморушка, расхваливаться, мы не свататься к тебе пришли, мы по делу!

Кикимора Болотная. По какому делу? Я ничего предосудительного не делала, веду достойный образ жизни! Что вы от меня хотите?

Осень. Да мы не к тебе, а по делу пришли, в этот прекрасный лес! Мы с ребятами ищем листочки с волшебными словами. Они должны быть здесь. Ты, Кикимора, случайно не видела их?

Кикимора Болотная. Листочки?.. М-да... Вчера дул сильный ветер. Прилетел один очень интересный листочек. На нем каракули еще какие-то были...

Осень. Ой, наверно, это именно один из листочков, которые мы ищем. А ты не отдашь его нам?

Кикимора Болотная. Что значит - отдашь? Я его сама нашла, значит, у меня он и останется!

Осень. Но это же мой листочек!

Кикимора Болотная. А вот теперь докажи, я его у тебя не брала, я его на земле подобрала! Ну, я могу его вам уступить, если для начала отгадаете загадку!

Осень. Ну что, ребята, попробуем отгадать загадку Кикиморы?

Дети. Да!

Кикимора Болотная. Тогда слушайте.

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались.

Палились, отяжелели,

Сорвались и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

Как называется это явление в природе?

Дети. Листопад!

Кикимора Болотная. Угадали! Хорошо. Вот еще задание для самых быстрых и сообразительных ребят. Кто сможет справиться?

(Кикимора выбирает трех ребят для конкурса)

Нужно составить листочки из маленьких кусочков. Кто быстрее справится?

(Ребятам раздают три разрезанных кленовых листочка. Звучит веселая музыка, ребята собирают листочки. Тому, кто собрал первым, вручают приз)

Осень. Молодцы, ребята, и с этим заданием справились! Кикимора, отдавай нам наш листок!

Кикимора Болотная. Ну хорошо, хорошо, вы честно заработали волшебный листочек. А уж дальше справляйтесь сами! (Отдает Осени листок и уходит)

Осень. Ну что, ребята! Один листочек есть, еще два нужно.

Дождик, дождик - кап да кап.

Ты не капай долго так,

Хочется идти гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

Ребята, прислушайтесь, а ведь дождик кончился! (Фонограмма шума леса без дождя)

Осень. А после дождика сразу вырастают грибы.

(Выходят несколько ребят, наряженных грибами, и исполняют танец. У одного Грибочка на шляпке заветный листочек)

Выросли грибочки

В небольшом лесочке.

Шапочки у них большие,

А сами разные такие.

(После танца Грибочки убегают, остается только тот, который с листочком)

Гриб. Вы чего это по лесу бродите, расти нам мешаете, тут и без вас забот хватает!

Осень. Ну вы уж нас простите, Грибочки, только мы ищем один волшебный листочек, который как раз приклеился к вашей шляпке!

Гриб. И вы, конечно, сейчас попросите его вам отдать? Осень. Да, но мы можем для вас тоже что-нибудь сделать. Гриб. Хорошо, сейчас мы проведем для ребят игру и проверим, знают ли они, кто из животных ест грибы. (Белки, ежи, птицы и др)

(Вновь появляются все Грибочки)

Ведущий. Мимо мышка бежала И грибочки увидала.

(Появляется Мышка)

Мышка.

Вот красивые грибочки,

Отнесу-ка я их дочке.

Ведущий. Что ты, мышка,

Что ты, мышка!

Ты спроси у ребятишек,

Все ребята говорят:

Дети. Грибы мышата не едят.

Ведущий.

Мимо лисонька бежала

И грибочки увидала.

(Выбегает Лиса)

Лиса.

Вот как много здесь грибочков,

Отнесу их своим дочкам.

Ведущий.

Ой, лисонька, не надо,

Грибами не корми лисят.

Все ребята говорят:

Дети. Грибы лисята не едят.

(Появляется Медвежонок)

Ведущий. Мишка мимо проходил,

Чуть грибы не раздавил.

Медвежонок.

Ну и много ж здесь Грибов,

Съем их: пусть согреют кровь.

Ведущий. Ты смешной, ленивый мишка,

Ты спроси у ребятишек,

Все ребята говорят:

Дети. Грибы медведи не едят.

(Выбегают Ежик и Белка)

Ведущий.

Ежик с белкой пробегали

И грибочки увидали.

Спросим наших мы ребят:

Ежики грибы едят?

Дети. Да!

Ведущий. Белочки грибы едят?

Дети. Да!

Белка. Посушу свои грибочки

Я на остреньком сучочке.

Ежик. Отнесу свои грибы

Прямо к ежикам в кусты.

(Белка и Ежик собирают грибы, кроме того, который с листочком)

Осень. Видишь, Грибочек, справились наши ребята с заданием. Отдашь нам листик?

Гриб. Конечно, отдам, вы честно его заработали. Раз обещал - вот вам листочек. А дальше сами.

(Отдает листочек и уходит)

Осень. Вот и второй листочек есть у нас. Еще один остался. Кто же нам поможет?

(Выходит Старичок-лесовичок)

Ой, кто это?

Старичок лесовичок.

Я старичок-лесовичок,

В бороде травы клочок.

Я хожу с клюкой вокруг,

Стерегу и лес, и луг,

И деревья, и кусты,

Ягоды, грибы, цветы.

А вы какими судьбами здесь оказались?

Осень. Старичок-лесовичок! Мы с ребятами ищем листочки с волшебными словами. Два нам уже отдали Кикимора и Грибочек. Еще одного не хватает. Может, ты поможешь нам?

Старичок-лесовичок. А чего ж добрым людям не помочь! Помогу! Только и вы для меня постарайтесь. Я ведь в лесу один живу. И мало чего вижу интересного. Ну вот подумайте, какая может быть в лесу культурная программа? Подумали? То-то... (Разводит руками) Вот исполните-ка для меня что-нибудь интересное, дайте старичку порадоваться!

Осень. Это мы можем! Правда, ребята? У нас как раз приготовлена сценка про спор овощей.

(Дети разыгрывают сценку)

Ведущий 1.

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Ведущий 2.

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла? Ох!..

Ю. Тувим

Овощи (хором).

Кто из нас, овощей,

И вкусней, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Горошек.

Я такой хороший,

Зелененький горошек!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Свекла.

Эй, дайте мне сказать хоть слово!

Я лучше овоща любого!

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свеклы нету!

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Огурец.

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Морковь.

Про меня рассказ недлинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Сильным, крепким, ловким.

(Входит хозяйка с доской и ножом, начинает резать овощи).

Ведущий 1.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу!

Овощи (хором). Ох!..

Ведущий 2.

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла! Ох!..

Хозяйка. И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения!

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее.

(Кланяются, уходят)

Старичок-лесовичок. Ну, удружили! Отдам я листочек, пусть он вам поможет! (Отдает листочек, уходит)

Осень. Вот и листочки все на месте. Теперь мы сможем прочесть волшебные слова и открыть мою коробочку.

(Читают слова, написанные на трех листочках)

Осень, осень, помоги,

Волшебство нам подари.

Сундучок открой скорей –

Будет праздник у детей!

Вот и открылась моя коробочка. В ней угощение для вас. Вы это заслужили! А теперь до свидания! До новых встреч! Ведущий 1.

Наш праздник подошел к концу.

Все, что знали и умели, -

Станцевали и пропели.

Наступил и час прощанья.

До свиданья! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 1 классе "Осенью капуста-барыня"

Урок изобразительного искусства  в 1 классе по программе Т.А.Шпикаловой "Осенью капуста барыня". Полную версию с презентацией см. http://ifolder.ru/26149497...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Учим словарные слова. Капуста.

Презентация для учителей и учащихся. Работа со словарным словом КАПУСТА....

Капуста

Презентация содержит материал о видах капусты...

Сказка "Капуста"

Сценарий сказки "Капуста" на французском языке. По мотивам сказки "Репка"...

Словарное слово "капуста"

Данные материалы помогут  учителю начальных классов организовать работу по запоминанию данного словарного слова. Так же представленные материалы могут служить ориентиром для учеников при выполнен...

знакомство с огородными растениями . Капуста.

Сценарий внеклассного занятия по  теме "Овощи". Обобщает знания о пользе овощных культур, их выращивании, свойствах, интересных фактах о каждой культуре....