Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ".
материал по теме

Рыжичкина Людмила Викторовна

В настоящее время одной из важных проблем является состояние здоровья ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ


В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников.                                            

В нашем детском саду  не случайно было выбрано приоритетное направление физическое развитие. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось   и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; формируются положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Используемые  здоровьесберегающие технологии  формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

1. Медико-профилактическая технология.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

4. Технологии  просвещения родителей.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Ежегодно проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную таблицу, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.Администрацией ведется контроль питания детей, физического развития, закаливания; соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических нормативов ; проводятся профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия и т. д.); организуется здоровьесберегающая среда в ДОУ, медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники. Физкультурно - оздоровительная  деятельность  осуществляется инструктором по физической  культуре на занятиях по физическому воспитанию 3 раза в неделю, где 1 проводится на свежем воздухе, а также нами, педагогами – в виде физкультминуток, ритмопластики, динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксации, технологий эстетической направленности, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, корригирующей гимнастики и т.п. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка,  прежде всего сам должен быть здоров, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации. В этом нам помогает педагог –психолог, проводя различные семинары – тренинги, практикумы, консультации. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах . В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания , консультации, совместные конкурсы, спортивные праздники, Дни здоровья, папки-передвижки, беседы.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании  организма и правилах заботы о нем.

Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания  правил безопасного  поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Во всех группах имеются дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, точечный массаж, физические упражнения после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т.п.).                                                                                                                                        В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.На игровых участкахи спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход , 2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности"

Доклад по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности" (опыт работы)...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе"

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе".Сюда входят:принципы здоровьесбережения Н.К.Смирнова;технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;крите...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"

Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...

ШМО. Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время»

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.Здоровье – это возможность возможностей.Л. Кьюби           Здоровье человека — тема для...

Доклад по теме: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В докладе кратко отражены основные проблемы в вопросе здоровьесбережния младших школьников и некоторые пути их решения....