Экологическая безопасность Белгородской области
статья по зож на тему

Клещунова Дарья Витальевна

Статья отражающая проблемы экологической безопасности Белгородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта состоит в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию  детей в современной школе уже с первых лет  обучения. Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение  должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

    Проблема: низкий  уровень осведомленности детей начальной школы  и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности  у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

    Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах  живой и неживой  природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное  и бережное отношение к окружающему миру  в целом.

   

Задачи:

  1. Провести анкетирование  среди учащихся  и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематические занятия по данной проблеме с использованием мультимедийного оборудования и наглядного пособия
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги  по внедрению проекта.

      Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы,  видеолекции, тренинги общения и т.д.

      Формы: индивидуальная, групповая

      Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма  также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование(буклеты,плакаты).

      Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в таких организационных формах как: кинолектории, экскурсии, экологический практикум ролевые игры на экологические темы. Так учащиеся, в ходе  занятий проявляют наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.

    Средства: методические пособия, игры, презентации, учебные фильмы и т.д.

      Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию  высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законах  живой и неживой  природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение.

   

    Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями  и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

  Конечный продукт.  Выпускник «Экологической школы», который будет знать: 

  • основы экологической культуры;
  • некоторые особенности природы своего края;
  • значение природы для человека;
  • охраняемые растения и животные своего края, страны;
  • расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных;
  • о неразрывной связи человека и природы;
  • принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит  здоровье человека);  позитивное и негативное влияние   деятельности человека на условия его жизни.

       уметь: 

  • выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;
  • выполнять задания творческого характера;
  • ставить простейшие опыты;
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и в практической деятельности в виде рисунков, сказок, сочинений, поделок.

 

       Финансовая поддержка: спонсорская помощь Попечительского совета родителей.

        Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

1слайд

       Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию  и образованию младших школьников, необходимо было определить круг проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры.  Для этого провели  анкетирование с учащимися начальных классов и их родителями.

2слайд

          По данным диаграммы видно, что  большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура,  но не все знают о глобальных экологических проблемах, происходящих в мире.  Большинство из них считают необходимым осуществление экологического образования и воспитания ребенка в школе,  так как дома на это не хватает времени

3слайд

         Приведенные данные свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу, в недостаточной  мере осведомлены   об охраняемых растениях и животных. Не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. В целом, сложилась следующая картина: дети владеют недостаточными знаниями об окружающей среде, об экологии в целом.

4слайд

Данные, полученные в ходе анкетирования учащихся и родителей, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников. Это послужило основой для организации системной работы по экологическому воспитанию  и образованию детей в «Экологической школе»

5слайд

Для реализации данного проекта была поставлена цель: разработать и реализовать учебно-воспитательную  в Экологической школе на период 2016-2017 учебного года.

12слайд

     Таким образом,  мы видим, что все компоненты направлены на стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развитие творческого мышления, умений предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формирование исследовательских навыков, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. На основании выше сказанного, мы пришли  к выводу о том, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное  и бережное отношение к окружающей среде. В связи с этим

 В рамках данного проекта были проведены все запланированные мероприятия, которые   повысили  уровень знаний учащихся начальной школы о законах  живой и неживой  природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировали у детей ответственное  и бережное отношение к окружающему миру  в целом.

    Проект   позволил создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности в области экологии, активизировать систему работы с родителями  и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе,  достичь высоких  результатов при участии детей и педагогов в различных мероприятиях и конкурсах экологической направленности, что позволило каждому пополнить свой портфель достижений:

ребята находили в игровой форме взаимосвязи между растениями и животными, учащиеся  провели конкурс на лучшую инсценировку экологической сказки, также  попробовали свои силы в создании проекта «Письмо в будущее»(капсула времени).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"

 Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...

Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»

В данном  документе помещены критерии и  показатели  при  аттестации на  квалификационную категорию по  должности "учитель-логопед" общеобразовательных  учреждений....

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Информация о проделанной работе при проведении Глобальной недели безопасности дорожного движения в МБОУ СОШ №4 г.Шебекино Белгородской области.

Мы, обучающиеся 4а класса, с горечью сознаем, что взрослые не всегда помнят, что мы такие доверчивые к нашим умным водителям, чьим-то папам и мамам! Дорогие водители, не убивайте нас на дорогах, ведь ...

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...