Урок здоровья "Мозг наш главный командир"
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Койнова Людмила Георгиевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozg-nash_glavnyy_komandir.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья. Тема: Мозг – наш главный командир.

Цель: 1.Познакомить учащихся с основной функцией мозга;

            2.Развивать зрительную, слуховую память, связную речь;

            3.Воспитывать бережное отношение к своему организму.

 Оборудование: плакаты «Строение мозга», «Нервная система», музыкальные  инструменты (ложки, бубен, погремушка), свеча, запись музыки  «Утята», салфетки с запахом духов; яблоки, огурцы, морковь, сыр или  другие продукты схожей плотности.

                                   Ход  урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация.

На доске вывешивается плакат «Мозг». Запись ответов учащихся на доске.

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о внутреннем органе  человека. Догадайтесь, о чём пойдёт речь.Описание: http://www.wetenschap24.nl/.imaging/stk/wetenschap/zoom/media/wetenschap/noorderlicht/artikelen/2007/March/33951288/original/33951288.jpeg

-Внутренний орган  человека.

-Находится в голове. 

-Его защищает череп.

-Что это такое? (мозг).        

-Как вы думаете, какую работу выполняет наш мозг?

3.Тема урока.

Учитель. Кто догадался,  какой  будет тема нашего урока? (Мозг, работа мозга.)

Вывешивается плакат: «Нервная система».

Мозг- это большой центр управления всем нашим телом. В мозг по нервам , как по проводам, поступают сигналы от разных частей тела.

Мозг всё запоминает, перерабатывает информацию и посылает команды все органам. Мозг – наш главный командир. Давайте проведём небольшой эксперимент.

Эксперимент 1 «Горящая свеча».

Я держу палец над горящей свечой.

-Почему не могу долго держать?

-Что же произошло?(В мозг по нервам поступил сигнал. Мозг принял сигнал и послал команду к мышцам рук. Это произошло очень быстро).

Проведём ещё один эксперимент, который покажет как работает наш мозг.

Эксперимент 2.

Положите руки ладонью на стол. А теперь начните думать о том, как поднимаете руки, думайте, но рукой пока не двигайте. Как только  вы увидите цифры 1-2-3, поднимите руки. Итак, приготовились: 1-2-3.

-Что произошло?

Клетки мозга сообщили нервам, идущим к руке, что по ним скоро будет послан сигнал.

В этот момент, когда вы поднимали руки, большой мозг послал сигнал к мышцам рук.

Информация по плакату «Мозг».

Поверхность коры головного мозга вся  покрыта извилинами и разделена на специальные участки (Зоны). Каждая зона отвечает за свою работу: движение, разговор, память ,зрение, способность различать запахи и звуки, способность писать.

Зона зрения.

Проведём  эксперимент. Я показываю рисунок. Смотрите и запоминайте, потом нарисуете то, что запомнили.

Работа проводится в группах

-Какая группа сделала точный рисунок?

-Чтобы нарисовать этот рисунок, что мы сделали?

-Откуда сигнал поступил в мозг? (Поверхность коры головного мозга имеет зону зрения, которая запоминает всё, что видят наши глаза.)

Зона слуха.

Я играю на инструментах. Запоминайте звук каждого инструмента (бубен, ложки, погремушка) . Теперь ,закрыв глаза, по звуку вы должны определить инструмент: первая группа-ложки; вторая-бубен; третья- ложки; четвёртая-погремушки.

-Откуда поступил сигнал в мозг? (Находящаяся в коре головного мозга зона слуха позволяет нам узнавать и запоминать звуки. Благодаря ей мы можем заниматься музыкой.)

Зона движения.

Учитель. Запоминайте мои движения. (Показывает движения танца «Утят».)

- А теперь повторяйте вместе со мной.

- Откуда поступил сигнал в мозг? (Мозжечок и зона движения контролируют работу мышц, помогают нам запоминать сложные движения.)

Зона речи.

Учитель. У вас на столах листочки с текстом. Возьмите и прочитайте про себя. На листочках правила, которые нужно соблюдать.

1.Всегда хорошо высыпайся. Уставший мозг не может хорошо работать.

2.Регулярно и полноценно питайся. Если мозг « голодает», он плохо соображает.

3.Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу развиваться.

4.Не пропускай мимо ушей то, что говорят тебе родители и учителя. Кто умеет внимательно слушать, тот может хорошо учиться, и мозг получает тренировку.

5.Читай много хороших книг.

6.Полезны для мозга такие передачи, из которых ты узнаешь что-то новое.

7.Старайся завести как можно больше друзей. У кого много друзей, тот много знает.

8.Почаще улыбайся!

Учитель. Что узнали из прочитанного? (Зона речи разбирает то , что мы читаем и слышим. Отдаёт приказы губам, языку и управляет голосом.)

Гипоталамус.

Гипоталамус – это часть мозга , которая отвечает за аппетит, страх, гнев, поддерживает температуру тела.

Зона вкусового ощущения.

Учитель. Проведём эксперимент. Проверим, сможем ли мы определить вкус с закрытыми глазами.

На тарелках яблоки, огурцы, морковь, сыр. Первой группе дать яблоки, второй огурцы, третьей – сыр, четвёртой – морковь.

- Узнали ли вы предмет на вкус?

- Как узнали? (Зона вкусового ощущения. Сюда приходят сигналы от языка, и мы узнаём, что едим – сладкое, солёное, кислое или горькое.)

Зона обоняния.

Каждой группе раздаётся по две салфетки разного цвета с запахом одеколона и пирога.

Учитель. Определите запах салфеток.

-Как узнали?

-Откуда поступил сигнал в ваш мозг? (Зона обоняния позволяет распознавать запахи и запоминать их. Мы можем узнавать по запаху, что готовит на кухне мама.)

Память.

Учитель .Кто вспомнит, как встречал Новый год, когда ему было 5 лет?

-Кто вспомнит , что делал вчера после уроков?

-Что нам помогает вспомнить? (Память.)

-Есть две зоны в мозге: одна охраняет давние воспоминания , другая –недавние. Работа памяти – это очень сложный процесс.

4.Итог урока.

Учитель. Что нового узнали?

- Какую работу выполняет наш мозг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель:организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний о  главных и второстепенных членах предложения, их видах; совершенствовать умение находить главные и второстепенные...

Урок русского языка "Главные члены предложения" 2 класс

Урок   русского  языка  во  2  классе        Тема:  « Главные  члены предложени...

Проект на тему "Мозг - наш главный командир"

Проект защищен на школьной научно-практической конференции...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...