азбука здоровья
методическая разработка по зож (1 класс) на тему

Мамчур Татьяна Александровна

Проведение игры – соревнования.

Учащиеся класса «движутся» в автобусе по маршруту, обозначенному на карте, делая остановки на различных станциях – «Мойдодыр», «Опрятность», «Нехворайка», «За столом», «Санитарная», «Спортивная». Во время остановок на той или иной станции школьники должны показать чему они научились – ответить на вопросы, выполнить различные задания. Их выполнение, ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной системе. Оценку проводит жюри – трое учащихся – представителя команд (рядов). Баллы выставляются на табло, представляющее лист бумаги (картона), разделенного на 3 поля – каждое для определенной команды (ряда). Кроме жюри, учителю помогают трое ведущих – участников игры, представители команд. В игре используется плакат; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра соревнование77 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ

Для учащихся 1-х классов

"Азбука здоровья"

                         

                                                                Учитель физической культуры

МОУ «СОШ №36»

п. Новый Уоян Северобайкальского района Республики Бурятия.

Мамчур Татьяна Александровна

               7 апреля 2016 год.


АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

        Проведение игры – соревнования.

Учащиеся класса «движутся» в автобусе по маршруту, обозначенному на карте, делая остановки на различных станциях – «Мойдодыр», «Опрятность», «Нехворайка», «За столом», «Санитарная», «Спортивная». Во время остановок на той или иной станции школьники должны показать чему они научились – ответить на вопросы, выполнить различные задания. Их выполнение, ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной системе. Оценку проводит жюри – трое учащихся – представителя команд (рядов). Баллы выставляются на табло, представляющее лист бумаги (картона), разделенного на 3 поля – каждое для определенной команды (ряда). Кроме жюри, учителю помогают трое ведущих – участников игры, представители команд. В игре используется плакат;

Сегодня мы, ребята, отправляемся в увлекательное путешествие. Приглашаем всех принять участие – играть, шутить и смеяться, но обязательно вспомнить правила гигиены, без которых нельзя вырасти здоровым, сильным, веселым, смелым и, конечно, же, добрым, отзывчивым и воспитанным человеком. Слушайте, отвечайте, сомневайтесь и думайте, а подумав, сделайте для себя выводы.

Итак, начинаем наше путешествие. Представьте себе, что все мы заняли места в автобусе, уселись поудобнее и отправляемся в путь. Конечная остановка в нашем путешествии – город «воображение». (Учитель передвигает автобус по карте путешествия).

Первая остановка на станции «Мойдодыр». У каждой станции есть своя эмблема. На этой эмблеме вы видите нарисованное мыло, зубную щетку, полотенце. Здесь живут взрослые и дети, которые любят чистоту и порядок. Проснувшись, мальчики, и девочки делают зарядку. Это стало их постоянной привычкой.

Конкурс «Утренняя зарядка»

Представители команд объясняют и выполняют комплекс утренней зарядки. Он включает не менее 5 упражнений: «глубокое дыхание», «футболист», «маятник», «колка дров», «мячик». Упражнение выполняют под музыкальное сопровождение, проставляются соответствующие оценки на табло.

- Дети по утрам спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы умываться, чистить зубы. Многие школьники приучили себя обмываться до пояса и очень редко простужаются, болеют. Здешние школьники постоянно следят за чистотой своего тела, волос, рук и ногтей. Раз в неделю они тщательно моются в ванне, под душем или в бане. Они никогда не жалеют мыла и воды для того, чтобы быть чистыми. Дети делают все, чтобы с ними не произошла вот такая страшная история.

Ученик читает стихотворение Э.Успенского «Страшная история».

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается, ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут.

Год прошел, Другой проходит…

Мальчик стричься не приходит,

А волосы растут, А волосы растут,

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают…

-Ну и сын, - сказала мать, - надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял,

Мальчик девочкою стал.

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.

        Учитель предлагает учащимся-участникам игры ответить на следующие вопросы:

  • Почему на коже образуется грязь?
  • Почему умываться, мыться нужно обязательно с мылом?
  • Как ухаживать за волосами?
  • Какое значение имеют зубы? От чего они портятся?
  • Почему нужно лечить молочные зубы, как ухаживать за зубами?
  • Как и почему ухаживать за ногтями?

Учащиеся (помощники, члены жюри) помогают учителю, оценивают ответы членов играющих команд (рядов), выставляют оценки на табло.

- Наш автобус движется дальше (передвигает автобус по карте путешествия). Впереди новая станция. На ее эмблеме изображены утюг, катушка ниток, иголка, наперсток. Вы, конечно же, догадались, как называется эта станция?

- Правильно, ребята! Молодцы! Эта станция называется "Опрятность". Здесь живут школьники, которые не только дружат с мылом, мочалкой и зубной щеткой, но они еще очень опрятные, аккуратные дети. Здесь не встретишь девочку или мальчика, у которых, были бы нечищеные туфли или ботинки, здесь не увидишь ученика в грязной или мятой форме, платье или костюме, в кармане которого не лежал бы чистый носовой платок. Школьники на станции "Опрятность" очень бережно относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетрадки всегда в полном порядке – чистые и аккуратные. Дети берегут их. Они помнят слова Е. Маршака, что вещи сделать – нужен труд, все, что сделано руками человека, нужно ценить и беречь. А неряшливость, грязь – это не только пренебрежение к своему здоровью, но и неуважение к самому себе и ко всем окружающим людям.

Работа с загадками.

        - А теперь, ребята, отгадайте загадки. В них будет идти речь о различных предметах, вещах, без которых не может обойтись аккуратный, опрятный человек.

Каждая загадка – ума зарядка.

- Почему следует постоянно заботиться о чистоте своей одежды (платья, формы)?

- Как следует ухаживать за обувью?

- Как часто надо менять свое нательное и постельное белье и почему?

- Почему не рекомендуется пользоваться чужой одеждой, обувью?

- Почему комната, в которой вы живете должна быть чистой, и проветривать ее следует несколько раз в день?

- Почему уборку комнаты необходимо производить лишь влажным способом?

Ответы участников играющих команд (рядов).

Учащиеся помощники оценивают ответы.

- Вы хорошо потрудились! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие продолжается. Впереди станция "Нехворайка". На эмблеме мы видим, нарисованы шприц, медицинский термометр. Здесь живут дети, которые очень редко болеют. Они постоянно соблюдают правила гигиены, о которых вы сегодня рассказывали.

        Кто из вас, ребята, знает:

- Какие болезни называются заразными и как уберечься от них?

- Зачем вам делают прививки?

- Почему перед едой следует мыть овощи и фрукты кипяченой водой?

- Почему нельзя пить сырую воду, взятую из непроверенных источников?

- Можно ли играть с бродячими  кошками и собаками?

- Почему нельзя грызть ногти?

- Не мытые руки, грязные ногти – не только признак невоспитанности человека, но и угроза его здоровью. Ученые, врачи утверждают, что немытые руки – причина многих болезней, которые они назвали "болезнями грязных рук". Такие руки еще и источник страшных эпидемий. Руки нужно мыть при любом загрязнении и не забыть о том, для чего они служат нам.

        Ученик читает стихотворение С.Михалкова "Пятерня":

        - Что такое пятерня? Для чего она должна служить вам?

        - Итак, снова в путь! Вы слышите сигнал отправления (передвигает автобус по карте путешествия). Наш автобус приближается к новой станции, ее эмблема – на белой скатерти вилка и ложка. Кто догадается, как называется эта станция?

        - Правильно, ребята! Это станция "За столом". Вы знаете, что организм детей вашего возраста формируется, вы растете.

Ученик читает стихотворение А. Барто "Я расту":

Я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул –

Но я расту,

Расту, шагая в класс.

Расту, когда гляжу в окно,

Когда светло, когда темно,

Расту, расту я все равно.

Идет борьба за чистоту,

Я подметаю, и расту.

Сажусь я с книгой на тахту,

Читаю книжку и расту.

Стоим мы с папой на мосту,

Он не растет, а я расту.

Отметку ставят мне не ту,

Я чуть не плачу, но расту,

Расту и в дождик, и в мороз,

Уже я маму перерос!

- Чтобы ваш организм развивался, и вы росли здоровыми, крепкими, выносливыми, для этого необходимо питательные вещества, витамины. Питаться нужно по режиму, пищу принимать в одно и то же время. Для школьников вашего возраста рекомендуется четырехразовое питание. А теперь давайте вспомним, какие правила гигиены при этом необходимо соблюдать.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Почему, прежде чем сесть за стол, надо тщательно вымыть руки с мылом?

- Почему столовые приборы, скатерть или клеенка на столе должны быть чистыми?

- Почему завтракать, обедать и ужинать следует в одно и то же время?

- Можно ли во время еды, читать, разговаривать, смеяться и шалить?

- Как нужно сидеть за столом?

Почему нельзя есть наспех, во время занятий, игры, набивать рот едой?

-Никогда нельзя забывать о том, сколько следует есть. Не нужно объедаться, продолжать жевать, глотать, когда исчезло чувства голода и нет особого желания продолжать есть. Не следует быть похожим на героиню шуточной Казки К. Чуковского "Обжора"

Два участника читают сказку:

Была у меня сестра,

Сидела она у костра.

И большого поймала

В костре осетра.

Но был осетер хитер

И снова нырнул в костер.

И осталась она, голодна,

Без обеда осталась она.

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела.

Только съела, бедняга,

Сто пятьдесят поросят

Да полсотни гусят.

Да десяток цыпляток,

Да утяток десяток,

Да кусок пирога

Чуть побольше стога.

Да двадцать бочонков

Соленых опенков.

Да четыре горшка молока.

Да тридцать вязанок баранок,

Да сорок четыре блина,

И с голоду так "исхудала" она,

Что не войти ей теперь

В эту дверь.

А если в какую войдет

Так уж ни назад, ни вперед.

- Переедание, отсутствие меры в еде приводит к тому, что в подкожной жировой клетчатке и в различных органах откладывается избыточное количество жира. Это мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость вашего организма к различным болезням. Народная мудрость гласит: "Умеренность – мать здоровья" (Учащиеся объясняют смысл пословицы).

- Чтобы быть здоровым необходимо выполнять различные правила гигиены, среди них и правило, которое по законам милосердия предписывает помощь пострадавшему. Очень часто из-за неосторожности или шалости учащиеся получают различные травмы. Чаще всего это происходит во время перемен. Около четверти неосторожных падений детей и получения травм в школе – из-за подножек.

Мы подъехали с вами к станции, эмблема которой подскажет, на какие вопросы вам предстоит отвечать, какие знания показать.

Свободные высказывания учащихся.

- Вы угадали! Эта станция "Санитарная"

Выход санитаров: появляются санитары с повязками на рукаве, с санитарными сумками.

Первый санитар: - На рукаве у нас повязка: на белом фоне красный крест. Это знак доброты и человечности.

Второй санитар: - это знак верности и дружбы со всеми, кто нуждается в нашей помощи.

Две ученицы читают стихотворение А.Барто "Мы с Тамарой":

Первая ученица:

Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с Тамарой,

Если что-нибудь случится,

Приходите к нам лечиться.

Вторая ученица:

Мы умеем класть компресс,

Мы с Тамарой красный крест.

Может сделать вам припарки,

Дать целебную траву,

Мы с Тамарой, санитарки,

Я недаром вас зову.

Вместе:

Санитаркам не везет:

Есть и марля, есть и йод,

Не хватает, пустяков –

Нет ни ран, ни синяков.

Выбегает ученик и обращается к санитаркам:

- Сейчас закончилась встреча хоккеистов 4а и 4б классов. Здорово играли ребята! Да вот беда – победители получили травмы. Им нужна ваша помощь.

Появляются  3 мальчика – хоккеиста.  Они идут, хромают, охают. Соревнование санитаров по оказанию первой помощи пострадавшим.

Хоккеисты садятся на стулья, санитары оказывают необходимую медицинскую помощь: первый санитар – при ушибе, второй – при порезе, третий – при обморожении. Учащиеся-помощники, учителя определяют, кто быстро и правильно объяснил и выполнил практическое задание.

- Впереди последняя (страница) станция, которая называется "Спортивная".

Спортивная викторина (домашнее задание).

Ведущий называет первую половину пословицы, крылатой фразы, афоризма о спорте, а участники игры дополняют их.

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Кто спортом занимается – (тот силы набирается)

Солнце, воздух и вода – (наши лучшие друзья)

Смолоду закалиться – (на всю жизнь пригодиться)

Со спортом не дружишь – (не раз о том потужишь)

Спорт нам поможет – (силы умножить)

Подводятся итоги викторины.

- А теперь отгадайте загадки:

Жюри подводит итоги, оценивает ответы – отгадки.

- Внимание! Внимание! Наш автобус въезжает в город "Воображение". Вы видите зеленые, чистые и нарядные улицы, по которым мы проезжаем. По тротуарам идут подтянутые, загорелые, красивые и веселые дети. Обратите внимание, ребята, что девочки и мальчики аккуратные, одежда у детей в полном порядке; воротнички на платьях у девочек, манжеты и воротники рубашек у мальчиков белоснежные, платья, брюки хорошо отглажены. А как красиво школьное здание, которое светит нам своими чистыми окнами? Сколько вокруг него зелени! Вокруг школы стоят деревья, все газоны аккуратно подстрижены, все дорожки посыпаны песком, на спортивной площадке много спортивных снарядов, везде чистота и порядок. Хорошо и уютно жить в таком городе, где нет грязнуль и нерях,  где на каждом балконе и во дворах и вокруг домов деревья и цветы, выращенные юными жителями города. В городе "Воображение" воспитанные, дружные и заботливые дети, они берегут деревья, цветы, птиц. Представьте себе, ребята, что в один прекрасный день съехались бы отовсюду дети в этот удивительный и прекрасный город, в котором каждому мальчику и девочке жилось бы хорошо, было бы интересно учиться, где дети играли и танцевали, соревновались в знаниях, силе, ловкости и изобретательности, а главное – все дети и взрослые дружили бы и жили в согласии. Если бы мир стал похожим на город "Воображение", то всем детям было бы хорошо, радостно и счастливо жить на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Азбука здоровья"

Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...

Викторина «Азбука здоровья» (по формированию ЗОЖ) для 1 – 5 классов

Викторина «Азбука здоровья»  (по формированию ЗОЖ) для 1 – 5 классов...

Внеурочное занятие по формированию здорового образа жизни во 2 классе на тему "Азбука Здоровья".

Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей,развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интер...

Конспект занятия по программе «Азбука здоровья». 2класс Беседа «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" беседа "Пейте дети молоко - будете здоровы"...

«Азбука здоровья» ГБНОУ Школа здоровья индивидуального развития

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, ...