Как развивать мелкую моторику
статья по зож (3 класс)

Пахарь Наталья Вячеславовна

Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

А начинать работу по развитию осязания и мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего, зачем и как развивать мелкую моторику и осязание у ребенка с нарушением зрения "далее"

Уважаемые взрослые! Вы, наверно, слышали о том, насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук??!

Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

А начинать работу по развитию осязания и мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста.

Почему так важно для детей развитиетонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Уровень развития мелкой моторики также является одним из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речью.Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Однако если речь ребёнка в норме, это вовсе не значит, что ему не нужно развивать свои пальчики, ведь даже в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков может вызвать у ребёнка затруднения, а работа с пластилином – ограничиваться лепкой «шариков» и «колбасок».

Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру, его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Зачем-же необходимо развивать кроме мелкой моторики у детей с нарушением зрения ещё иосязание? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, даёт представление обо всём, что даёт глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

Необходимо отметить, чтодети с нарушением зрения, как ни покажется это странным для некоторых родителей,нуждаются в развитии навыков осязания в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них нарушенное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надоучить рациональному использованию зрения и осязания. Высокий уровень развития осязания и мелкой моторики ребёнку с нарушением зрения необходим ещё и для восприятия шрифта Брайля…

Поэтому, давайте вместе поможем развитию у Вашего ребёнка тактильной чувствительности, движений кистей и пальцев рук в процессе занятий разнообразными видами деятельности! К этому не стоит относиться как к коррекционной деятельности. Это интересное и весёлое занятие, способное подарить ребёнку первую радость маленьких побед. Играйте вместе со своим малышом и радуйтесь всем его успехам!

При подборе игр и упражнений стоит учитывать лишь то, что:

Ваша деятельность должна приносить ребёнку радость, а Ваши отношения с ребёнком должны строиться на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности: ребёнок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

нужно превратить Вашу деятельность в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка;

необходимо постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному;

для достижения желаемого результата необходимо сделать эту работу регулярной.

Игры и упражнения для развития осязания

«Чудесный мешочек». Это может быть матерчатый мешочек с мелкими игрушками и предметами. Что нужно делать? Рассматривать с ребёнком игрушки и предметы, ощупывать их. На глазах у малыша сложить их в мешочек. Предложить ребёнку ощупать один из предметов в мешочке, назвать его и достать. Заранее определить, что малыш хочет достать, или дать ему конкретное задание, например: «Достань машинку», «Достань что-нибудь круглое» и т. д. Предложить ребёнку ощупать один предмет в мешочке, назвать его и, не вынимая его из мешочка, описать.

Обследование различных предметов с целью формирования у ребёнка понятий: «гладкий», «шершавый», «лёгкий», «тяжёлый», «тёплый», «холодный» и т.д. и т.п. Затем можно учить ребёнка подбирать предметы по контрасту (гладкий-шершавый, лёгкий – тяжёлый).

Подбор одинаковых по величине предметов при помощи осязания,например, «Найди такой же шарик».

Осязательное различение геометрических фигур

Подбор предметов, одинаковых по форме при помощи осязания,например, «Найди на ощупь в чудесном мешочке все предметы круглой формы».

Подбор предметов, одинаковых по двум и более параметрам (например, по форме и величине; по структуре поверхности, форме, величине и весу). Например, можно дать обследовать ребёнку какой-нибудь предмет, а затем попросить найти среди нескольких предметов такой же. Дальше предложить найти такие же предметы, но разные по величине. После этого можно предложить отыскать на ощупь такие же предметы, но выполненные из разных материалов. Обязательно словесно описывать предметы: их сходства, различия или одинаковые параметры. Хорошо, если Вы будете проговаривать с ребёнком: почему, скажем, мяч сделан из резины и обсуждать, что будет если его сделать из стекла (металла, дерева). И здесь не важно, ответит ли ребёнок сам на Ваши вопросы или с Вашей помощью. Важно постоянно обращать его внимание на назначение предметов, что является главным при выборе материала для изготовления предмета того или иного назначения.

Определение на ощупь материала, из которого сделан предмет (например, дерево, пластмасса, металл, стекло, резина, ткань).

Игра «Скажи, что это и какое оно?» Ребёнку предлагаются предметы, части которых выполнены из разных материалов и имеют разную фактуру и форму. От него требуется назвать предмет и охарактеризовать его. Играть можно следующим образом: 1) сначала позволить ребёнку получить первое представление о предмете, осматривая его несколько хаотично; 2) затем, выделив «ориентир» (голову, ноги животного, ножку стола и т.д.), учить ребёнка последовательно осматривать предмет обеими руками и выделять отдельные детали предмета; 3) учить ребёнка давать характеристику предмету.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

Ежедневный тщательный массажподушечек пальцев:мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти.Подушечка большого пальца взрослого ставится на ноготь массируемого пальца ребёнка. Ногтевая фаланга ребёнка разминается между большим и остальными пальцами взрослого. Можно обучить ребёнка и самомассажу. Возможно, скажем, на каждые две строчки стихотворения производить разминание подушечки соответствующего пальца: Для правой руки:

Это – пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это – указательный,

Умный и внимательный.

Это пальчик средний,

Вовсе не последний.

Это – безымянный,

Он немножко странный.Хочу такой сайт

И мизинчик маленький,

Смелый да удаленький.

Для левой руки:

Это пальчик первый,

Он на ручке левой.

Это пальчик наш второй –

Он вторым вступает в строй.

Это третий палец,

Он у нас красавец.

А за ним четвёртый –

Он калачик тёртый.

Пятый пальчик меньше всех

И его обидеть грех!

Игры с доступными для ребёнка конструкторами, паззлами.

Работа с мозаикой. С 3 лет ребёнок может сортировать фишки мозаики по цвету (например, в разные коробочки), размеру, форме, выкладывать вертикальные дорожки, простые узоры. С 5 лет выкладывать рисунки мозаики по образцу в разных направлениях. Для детей со сходящимся косоглазием полезно работать с магнитной мозаикой на подставке под углом в 45 градусов.

Работа с бусинками. Бусинки можно использовать тогда, когда ребёнок не берёт в рот очень мелкие предметы. Сначала надо научить ребёнка сортировать бусинки по форме (величине, материалу), а затем нанизывать на леску. Для повышения интереса ребёнка к занятию с бусами можно делать с ним украшения для кукол, чтобы они могли «пойти на бал». Вначале лучше брать бусы с большими дырочками и более толстую леску, а затем более мелкие бусы с маленькими дырочками и тонкую леску. Начинать следует с нанизывания одинаковых бусинок, а потом переходить к сочетанию разных бусинок, но не хаотично, а в каком-либо порядке (рисунке). Если ребёнку трудно пальцем обнаружить дырочку, надо учить его искать отверстие в бусинке, вращая её большим и указательным пальцами другой руки до попадания лески в дырочку. Можно нанизывать крупные пуговицы, шарики на нитку.

Занятие с матрёшкой: разобрать, собрать, построить по росту (справа налево и слева направо), построить парами, назвать величину.

Игра с вкладными фигурами. Существует множество различных серийно выпускаемых игр, в основе которых лежит вкладывание фигуры в соответствующую её форме ячейку или прорезь. От ребёнка требуется взять фигуру (любую или с заданными параметрами), обследовать её, подобрать соответствующую ей ячейку или прорезь, а затем вставить в неё фигуру. Во многих играх (паззлах) из 2-х и более фигур составляется одна.Заметим, что нельзя брать паззлы, в которых детали разделены на абстрактные фигуры, так как линии разделения не создают рельефного образа предмета, и на данном этапе сборка таких паззлов будет осуществляться случайным подбором, а при неоднократном повторении – на основе механического запоминания. Например, ребёнок может запомнить, что эта большая деталь была в правом углу.

Расстёгивание и застёгивание застёжек. Начинать лучше с застёжек-липучек, затем последовательно учить ребёнка застёгивать пуговицы, пряжки, молнии, ремешки, кнопки, замочки, крючки, шнуровать. При затруднениях следует разделить все действия на ряд мелких движений и отрабатывать их отдельно. Можно изготовить/ купить «волшебный ковёр» - тканевый ковёр с кармашками, застёгивающимися различными способами. В кармашки можно прятать привлекательные для ребёнка предметы, в них можно «отыскивать сокровища» и т.д. Разное расположение коврика по отношению к ребёнку будет побуждать его к ориентированию в пространстве в ходе достижения интересной для него цели.

Игры с бельевыми прищепками.Обратите внимание, чтобы бельевая прищепка не была слишком тугой. Проверьте её на своих руках. Для начала можно предложить малышу прищепки с более слабыми пружинками, а затем, когда приёмы будут усвоены, заменить их более тугими. Покажите ребёнку как удержать прищепку тремя пальцами.Сожмите и разожмите её несколько раз своими руками, затем предложите повторить ребёнка. Предложите ребёнку открыть и закрыть прищепку: большим и указательным пальцами, средним и указательным и т. д. Зажать прищепками поочерёдно: кончики всех пальцев (подушечки пальцев); палец по всей длине; надеть прищепки на кончики пальцев и изобразить игру на пианино. Можно приготовить фигурки из картона: круг, контур ёжика, тучки и предложить ребёнку самостоятельно смастерить, что-нибудь из прищепок (добавить лучики к солнцу, колючки ёжику, дождинки к тучке), скрепить прищепки между собой в виде домика, лошадки и т.д. Можно предложить ребёнку повесить прищепки на верёвку, натянутую на уровне плеча ребёнка. Также, выполняя задание, ребёнок может: сосчитать количество прищепок на верёвке, снять, а затем надеть прищепки на верёвку; надеть на верёвку прищепки определённого цвета, надеть прищепки в определённой цветовой последовательности, выполнять сначала правой рукой, затем левой другой, потом одновременно двумя руками. Дальше можно предложить ребёнку: повесить на верёвку тряпочку и зажать её прищепкой – «вешаем бельё».

Выкладывание фигур из счётных палочекне только развивает мелкую моторику, но и формирует образно-пространственное мышление, развивает фантазию и наблюдательность. Покажите ребёнку, как с помощью счётных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счётные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).

Изобразительная деятельность.

Рисование. Это может быть раскрашивание книжек-раскрасок, обведение рисунка по контуру, штриховка (вертикальная, горизонтальная, наклонная),рисование по трафаретам, лекалам,работа с дошкольными прописями, печатание букв, слогов, слов, предложений, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты).

Лепка простых объектов(из пластилина, глины, а также солёного теста: смешать стакан соли, 2 стакана муки, стакан подкрашенной воды; для того чтобы тесто не липло к рукам, добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла).Вначале надо учить ребёнка лепить «колбаску» и «змейку». Предварительно следует показать ему игрушечную змейку, а также змейку, вылепленную из пластилина. По окончании работы желательно показать рельефную картинку змеи. На следующем этапе можно учить ребёнка лепить колечко, крендель, восьмёрку, булочку-плетёнку, витую булочку. До начала лепки надо рассмотреть с ребёнком различные хлебобулочные изделия. Далее последовательно надо учить лепке шарика, яичка, овощей, фруктов, неваляшки, снеговика, уточки, цыплёнка, зайчика, куклы и других объектов. Все предметы, которые ребёнок вылепил, важно включать в игры. Постепенно сложность лепных работ должна нарастать. Главное, о чём необходимо помнить, Вам, родители, это обязательное предварительное ознакомление ребёнка с теми объектами, которые ему предлагается вылепить, также следует обсудить с ребёнком, где, как и для чего они используются. Причём ребёнок сам должен выбрать (конечно, из возможных вариантов) то, что он будет лепить, т.е. надо помнить о том, что успех ребёнкав лепке, как и в любом другом виде деятельности, зависит во многом от его желания.

Аппликация. В 3-летнем возрасте ребёнку можно предложить сделать аппликацию по образцу из заготовок или самостоятельно оторванных кусочков цветной бумаги. В более старшем возрасте необходимо научить ребёнка правильно держать ножницы и работать с ними. Ножницы обязательно должны быть с закруглёнными концами.

Изготовление поделок из бумаги, папье-маше, картона, ниток, природного материала, например, плодов каштанов, желудей, соломы, листьев деревьев и кустарников и т.д.

Закручивание и раскручивание гаек, шурупов, крышек; заведение механических игрушек ключиками.

Развязывание и завязывание узелков, бантиков.

Работа с наклейками. Можно использовать раскраски с наклейками. Здесь важно научить ребёнка подбирать наклейки по форме, цвету и величине приложением и наложением и т. п…

Учитель                                                                                                             Пахарь Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем мелкую моторику

В данном материале содержаться практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе, а в частности для развития мелкой моторики, что помогает подготовить руку к письму....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Развиваем мелкую моторику-развиваем речь

Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....

Почему нужно и важно развивать мелкую моторику у детей

Почему очень важно заниматься развитием мелкой моторики...

Как развивать мелкую моторику у детей с использованием штриховки.

Занятия штриховкой для детей с ОВЗ требуют немало усилий, но, если вы не пожалейте времени и будете заниматься с ребёнком, то это даст в будущем очень хорошие результаты. Ваш ребёнок не только будет...