Тема « Здоровьесберегающие технологии как одно из средств реализации ФГОС»
учебно-методический материал по зож (1, 2, 3 класс) на тему

Маслякова Ирина Викторовна

     Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

В   докладе   рассматриваются некоторые  методы и приемы по формированию здоровьесберегающих технологий. Доклад  сопровождается  мультимедийной презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Вводная часть (Актуальность темы).

     Здоровье человека - главная его ценность. В настоящее время президент России и правительство  нашей страны уделяют большое внимание проблеме воспитания здорового и сильного подрастающего поколения,  так как от этого зависит будущее нашей страны, нашего народа. Здоровье человека - один из главных приоритетов нашего общества.  Главная цель нашего общества - сохранение здоровья человека, развитие и поддержка здравоохранения. При поддержке государства строятся новые больницы и поликлиники, спортивные залы, физкультурно-оздоровительные комплексы, в отдаленные районы и сёла завозится необходимое медицинское оборудование.

      Главная проблема  сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.  Работая в школе 22 года, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

      В нашей школе также ведется большая работа по сохранению и укреплению здоровья: ведутся спортивные секции, проводятся различные внеурочные мероприятия с учащимися и их родителями (беседы, игры, лекции). Мы хотим донести до каждого родителя, что здоровый образ жизни сегодня - это главное, поэтому необходимо заниматься физической культурой и спортом. Использую в своей работе различные современные педагогические технологии: здоровьсберегающие технологии, проектные методы обучения, исследовате льские методы обучения, игровые методы обучения, но я считаю, что одним из самых эффективных методов, обеспечивающих достойное качество образования является здоровьесберегающие технологии т.к. только здоровый ребенок способен учиться в полную силу.

2.Цели и задачи проводимой  работы.

  Цель моей работы - использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в период обучения  в начальной школе; обеспечение физического и психического здоровья детей, их социальной адаптации.

Для достижения своей цели я перед собой поставила следующие задачи:

- воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, как показателе      общечеловеческой культуры;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

-совершенствование их физического развития;        

- развитие  физической и умственной работоспособности;

-организации физкультурно-оздоровительной работы в классе;

-объединение  усилий педагогов и родителей для повышения эффективности педагогического процесса и обеспечения качества образования посредствам использования в своей работе здоровьсберегающих технологий организации физкультурно-оздоровительной работы.

3. Основная часть.

Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования - цель всех участников образовательного процесса: учителей, детей и родителей. Главное условие достижения этой цели - здоровый, активный, бодрый ученик, способный сохранять работоспособность в течение дня. Для этого необходимо использовать здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время. Я часто рассказываю детям о спорте, о здоровье и физической культуре.  Начинаю работу с первых дней пребывания учащихся в школе, чтобы это стало частью их жизни, чтобы они понимали: их здоровье в их руках.

Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать здоровых, активных, честных и добрых людей. Главные принципы моей работы:  «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». (Плутарх)

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может  школа. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного. При использовании технологии В. Ф. Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Для решения поставленных перед собой  задач я, например, в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха);  профилактические (проведение физминутки).

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.  В уроки, внеклассные мероприятия включаю зрительную гимнастику,  танцевально-ритмические  паузы  (под музыку), двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры  на переменах, упражнения на релаксацию.

Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

С первых минут урока, с приветствия нужно я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.  Этот метод помогает  детям  освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности «У меня все получится!», «Я справлюсь!». Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет свою душу и оправдает все надежды.

Вместе с детьми я искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам. Стараюсь стать каждому близким человеком, которому ребенок доверяет то, чего не может доверить даже родителям. Иногда родители видят своего ребенка маленьким, беспомощным, несамостоятельным, безответственным человеком. А в школе проявляет себя иначе, при помощи специально организованных семейных праздников родителя открывают в своих детях что- то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, умение не бояться аудитории.

б) умение настроить себя на положительную волну «Улыбнись самому себе». Эмоциональный климат уроков во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической  составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит- с позиции здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течении урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» необходима  и мыслительному процессу, несколько оживляет творческий настрой.

Мимика и жесты - одни из наиболее достоверных показателей характера человеческого поведения. Смех называют самой верной «пробой души», свидетельствующей о ней более верно, чем речь и слезы. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой школьника, опытный педагог может многое заметить и понять в его поведении и, значит, в характере. Выразительные движения могут уточнить, дополнить, пояснить речевые сообщения; с их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к предмету разговора; они помогают наладить обратную связь. Поэтому для поддержки учеников просто необходимо подбадривать их взглядом, движением руки и, конечно, улыбкой. «Учитесь не смотреть, а видеть» - эти слова Шекспира могут стать девизом совершенствования педагога, которой хочет стать мастером своего дела. (Ученик знает материал и хочет хорошо ответить, это «написано» на его лице, но он флегматик, у него замедленная реакция, и его не следует торопить; девочка на уроке не слушает объяснение, создает лишь видимость работы - учитель ставит ее в пример двум ученикам, несколько раз отвлекавших его вопросами, но их-то как раз и следовало похвалить: ведь они слушали его увлеченно, и это можно было заметить по их лицам. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах школы. А.С. Макаренко иногда увольнял воспитателей с формулировкой: «Постоянно разводит в колонии  грусть»

Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Ещё на перемене я должна  проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение. А каждого  ученика  приучаю  своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Дежурный должен проконтролировать работу синоптика. Он  ежедневно отмечает в классном уголке природы температуру и влажность воздуха в кабинете, при необходимости дополнительно проветривает кабинет. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому  моя задача  - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности.  Я  постоянно проявляю заботу о сохранении психического здоровья детей в норме, повышаю  устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Огромное значение в предупреждении утомления придается четкой организации учебного труда. Не всем учащимся легко даются уроки в начальной школе, поэтому  провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы  учитываю  не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока  обсуждаем  не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности.  Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В течении урока пытаюсь несколько раз менять вид деятельности( 4-7 раз) Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в структуру  урока. Часто на уроках использую прием вставки о здоровье на уроках.

Урок - русский язык

Для учеников начальных классов, держать в руках ручку - большой труд. Дети очень крепко сжимают ее пальцами. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления, поэтому я провожу для данного урока пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз и двигательные действия, направленные на определенную группу мышц. Также   включаю в урок упражнения: «Ленивые восьмерки», «Пальчики замерзли», физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Мельница», «Веселые хлопки»,вежливые слова о здоровье, списывание пословиц и поговорок о здоровье, чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. (Приложение 1)

Урок - окружающий мир.

Работу с младшими школьниками  по здоровьесбережению провожу таким образом:

1. Исследования на уроках окружающего мира.

Мини – исследования в разделе «Человек и его строение»: Составление меню ужина, в которое включались бы все необходимые организму вещества. Наблюдение за частотой дыхания до и после физической нагрузки. Определение частоты пульса.

2. Выпуск буклетов о правильном питании на уроках ИКТ.

3.  Участие в проектной деятельности во внеурочное время.

Тема классного часа: «Как оценить количество и качество своего здоровья».

Проект «Мой паспорт здоровья» Цель: приобщить ребенка к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья.

Проект « Лекарственные растения нашего края», «Сохраним зрение» (приложение 2).

Урок - математика.

На уроки математики я выбираю  упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти, нахождения различий. Это гимнастика ума, а для гимнастики мышц использую развивающие и подвижные упражнения: «Какая это фигура?» (учитель называет фигуру или показывает, дети встают, если фигура имеет углы, делают столько прыжков - сколько углов у фигуры, садятся, если углов нет). Игра с мягким мячом, которую использую при закреплении материала по теме: «Таблица умножения» Игра на развитие мышления, внимания, координацию движений.

Каждая из перечисленных физкультминуток может использоваться на любом уроке, однако целесообразнее проведение пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз на уроках письма или при проведении письменных работ, также гимнастику для глаз, дыхательную, артикуляционную, пантомимическую и психогимнастику лучше проводить на уроках чтения и других устных предметах.

Физкультминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый учитель должен помнить, что физкультминутка на уроке должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто должна быть!

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Что мы видим, зайдя в любой класс начальной общеобразовательной школы? Многие ребятишки в очках. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого я использую в 1 классе стандартную разрезную кассу букв и слогов. А во 2-3 классах  таблицы из набора «Демонстрационный материал по русскому языку для начальной школы», которые содержат не только буквы, но и слова, фразы.

В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития - это пространство. «Пространство,- говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье».

А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведении физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Какие же ориентиры я использую на уроках?

Офтальмотренажёр, игра в «весёлых человечков», бумажные офтальмотренажёры. (Приложение 3)  

Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 - 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: упражнения для избыточного веса, улучшение  зрения, осанки,  профилактики плоскостопия, психологической саморегуляции и др.(приложение 4)

С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я  использую в  библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Замечательные офтальмотренажёры разработаны учителями начальных классов Смирновой Марией Алексеевной (ГОУ ЦО № 293 г. Москва) и Масько Любовью Георгиевной (МОУ СОШ № 14 г. Мончегорск), например: «Золотая осень», «На море», «Городок», «Лови снежинку». Такие физкультминутки проведены целью сохранения зрения, снятия усталости с глаз во время работы на уроке, повышения работоспособности, настроения.

На уроках необходимо использовать элементы цветотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.(по методике Базарнова)

Мы в классе разводим множество комнатных растений, среди которых преобладает  герань. Считается, что красиво ухоженная герань приносит в дом гармонию, уют и помогает сохранить семейные отношения. Давно подмечено, там, где разводится и растет герань, люди намного меньше ссорятся, у них хорошее настроение, они легко идут друг другу на уступки. Оказывается, все дело в том, что в листьях герани сдержатся эфирные масла. Они-то и действуют успокаивающе на нервную систему человека. Кроме того, она помогает не только при неврастении, бессоннице, гипертонии, расстройствах пищеварительной системы, но и очищает воздух от вредных бактерий и микроорганизмов. Листья также применяют при простудных заболеваниях (особенно верхних дыхательных путей), при зубной боли и отитах (воспалениях среднего уха). Подобно подорожнику, листья герани можно приложить к месту пореза, защитив рану от инфицирования. Поэтому, наверно, - наш класс один из дружных в школе. Доброжелательные отношения поддерживаются и родителями, и учениками, и классным руководителем.

На каждом уроке стараюсь уделять особое внимание  здоровью детей,  не только физминутки провожу, но и обращаю внимание на осанку детей, на их внешний вид.

На уроках ОЗОЖ мы говорим о правильном питании, как уберечь  себя от болезни, о правилах безопасности в доме, на улице, в транспорте, на воде. Обязательно отвожу ежегодно несколько уроков рисования следующим темам «Полезных продукты  питания», «Любимый вид спорта». На уроках окружающего мира дети  узнают многое о витаминах, о полезных продуктах питания, о режиме дня и  лекарственных растениях. Между уроками  ребята устраивают шашечные турниры, которые развивают логическое мышление,  или работают с конструктором, который помогает развивать моторику рук.

Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. В течение последних четырех лет в моем классе  отсутствуют учащиеся  с хроническими заболеваниями. Каждое лето все дети класса посещают летний оздоровительный лагерь при школе.

Немаловажным для здоровья является правильное питание.  Все дети с удовольствием посещают школьную столовую, получают горячее питание. На завтрак детям начальной школы выдается молоко. В классе мы также проводим витаминизацию. Родители нашего класса за счет классной копилки круглый год покупают витамины для детей, а санитары  ежедневно выдают учащимся витамины на завтрак.

В конце учебного года для наглядной пропаганды здорового образа жизни изготавливаем на классном часу  «Дерево здоровья». На это «дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не заболевавших по четвертям. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.

Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. Родители моего класса принимают активное участие в школьных и классных мероприятиях. Они сами подготовили и провели игру – путешествие «Откуда берутся грязнули?», где дети закрепили и повторили правила личной гигиены.

Так же родители помогли организовать и провести  общешкольное мероприятие «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». В утреннике участвовали сказочные персонажи из программы о «Правильном питании»: Зелибоба, Кубик, Бусинка, Витаминки, Апельсинки, которые рассказали  детям  о витаминах, содержащихся во  фруктах, овощах и какую пользу они приносят   молодому организму.

Совместно с родителями проводим игру «Мама, папа, я - спортивная семья». Летом родители организованно выезжают с детьми  на природу. Где совместно с детьми собирают лекарственные растения, на практике закрепляют правила поведения на природе. Так же проводят  спортивные конкурсы, игры и, конечно, всеми любимая игра «Футбол».

Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания, посвященные формированию здорового образа жизни: «Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», «Компьютер - друг или враг», «Здоровье наших детей» и др. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка.

Работая над своей темой  организую работу не только в своем классе, но и выступаю с докладами на общешкольных родительских собраниях  по теме: «Питание и здоровье. Что такое   здоровая пища и как ее приготовить» (октябрь 2013 г.)  «О пользе молока » ( 2014 г.)

     Делюсь накопленным опытом с коллегами. На школьном педсовете сделала краткий отчет по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах».  В отчете я рассказала о ходе работы над темой, результатах её применения,  как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе, проблемах,  возникших при работе над темой.  (проведены открытые уроки на уровне школы: уроки математики «Прибавить и вычесть число 6» (2010 год), «Название и последовательность чисел 10-20» (2011год); уроки русского языка:   урок - игра «Что? Где? Когда?» по теме «Имя существительное» (2012), урок - исследование по теме «Наречие» (2013 год)

На заседании  школьного методического объединения учителей  выступила с докладом по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах»

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также взаимодействие и сотрудничество с  фельдшером  ФАПа  х. Тараховка  Шуреевой Б.С.  Багиля  Салыковна  дважды провела  беседы с учащимися о здоровом образе жизни: « Глаза - главные помощники человека»( 2013 г.), «Уход за руками и ногами»  ( 2014).

На протяжении 5 лет в начальной школе совместно с погранзаставой с. Перелюб традиционно проводится  военно - спортивная  игра «Зарничка», посвященная Дню защитника Отечества. Учащиеся начальной школы с удовольствием принимают активное участие в соревнованиях,  которые проводят пограничники. Особенно детям нравится бег на коротких дистанциях в противогазах, метание гранат, строевая подготовка.

Охрана и укрепление здоровья учащихся - результат систематической работы,  который предполагает различные  формы реализации.

Беседы: о вредных привычках, о правильном питании,  «Чипсы - польза или вред?», «Путь к доброму здоровью», «Друзья Мойдодыра»,   «Мой режим дня - мой друг и помощник», «Правила пожарной безопасности», «Путь к доброму здоровью», «Поговорим о правильном питании», «Ослепительная улыбка на всю жизнь». «Забота о коже», «Вредной привычке скажем - Нет!»

Внеклассные мероприятия: День смеха «В стране Разрешании», «Веселый урок о здоровье», «Овощи, ягоды, фрукты - полезные продукты», «Откуда берутся грязнули?»

Спортивные мероприятия: «Осенний кросс», праздники: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу», «Мой веселый звонкий мяч».

Практические занятия: рейды «Наша форма», «Чистые руки», посадка лука на зелень, разучивание серии физкультминуток, комплексов упражнений для формирования правильной осанки, для снятия физического напряжения и усталости на уроках, разучивание подвижных игр.

Проектно-исследовательские работы:  «Любимые  блюда нашей семьи», «Строение человека

Конкурсы рисунков на темы: «В здоровом теле, здоровый дух», «Моя здоровая семья», «Я люблю физкультуру».

Результативность работы по данной теме:

- участие в школьном конкурсе «Самый зеленый класс» (2012 г) - 1 место;

- конкурс рисунков «Я  люблю физкультуру» (2013)- 3 место;  

- региональный  конкурс Интернет-конференция «Здоровье школы - здоровье нации» в номинации  методическая разработка - диплом за лучшую разработку классного часа;

-  участие в региональном конкурсе «Моя здоровая семья»;

-  муниципальный конкурс «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра» 1,  2, 3 места.

100% учащихся  моего класса  посещают спортивные  секции «Футбол», «Подвижные игры», учащиеся 4 класса в свободное время  посещают каток познавая правила игры  «Хоккей»

4.Результаты работы

Работа в  классе по внедрению здоровьесберегающих технологий привела к снижению заболеваемости учащихся.

Мониторинг групп здоровья учащихся за период

с сентября 2011 года по сентябрь 2015 года.

Вывод: из диаграммы видно, что колличество  ребят с 1 группой здоровья увеличилось на 2 человека - в третьем и в четвертом классе, тем самым ребята со  2 группой отсутствуют. Это уже радует родителей, детей и, конечно, учителя.

Мониторинг  результативности работы за период с сентября 2011 года по сентябрь 2015 года по коррекции нарушения осанки и снижения зрения.

Выводы: результаты сравнительного анализа за 4 года показали, что коррекционная работа по формированию правильной осанки имеет положительный результат,  снижение зрения не произошло.

Уровень заболеваемости учащихся

Выводы: Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительной динамики состояния  здоровья моих учеников.

1класс - за учебный год болело простудными заболеваниями  80% учащихся,

3 класс - 20%

Достичь вышеперечисленные результаты помогли следующие мероприятии:

  • выявление и учёт показателей  здоровья учащихся;
  • правильная  организация  места  и времени учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
  • применение здоровьесберегающих  технологий, приемлемых  в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
  • создание  специальной образовательной  программы  факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
  • соблюдение  принципа педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

4.Заключение

В результате работы над темой «Здоровьесберегающие технологии  в условиях реализации ФГОС» мною собрана папка с накопительным материалом: разработки уроков, различные виды физминуток, разработки внеклассных  мероприятий, тематические классные часы, доклады выступления на школьном педсовете, на общешкольных родительских собраниях, на педчтениях муниципального уровня. Мониторинг здоровья учащихся  за 4 года показывает положительные результаты работы над темой. Считаю, что добиться положительных результатов удалось  лишь потому, что все запланированные мероприятия  проводились в системе, было организовано сотрудничество с фельдшером ФАПа х. Тараховка Шуреевой Б.С.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процессе способствует формированию привычки заботиться о своем здоровье,  о здоровом образе жизни, заставляет задуматься о  важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Также формирует  негативное отношение к вредным привычкам (курение, алкоголь). Дети в моём классе практически не пропускают занятия по болезни. Они любят уроки физической культуры, с удовольствием занимаются в спортивных секциях, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях. Увеличилось количество семей, принимающих участие в совместных спортивных мероприятиях.

Можно с уверенностью утверждать, что применение на уроках здоровьесберегающих технологий направлено на   обеспечение физического и психического здоровья учащихся;    приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости;  способствует созданию благоприятной психологической обстановки  на уроке; способствует развитию интереса к учебному материалу; создают условия для самовыражения учащихся.

В заключении хочется ещё раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников».

5. Литература

1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.- 56с.

4. Разговор о правильном питании.-М.-2005.-с.60-61.

5. Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.

6. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.

7.  http://pedsovet.org

8.http://festival.1september.ru

9.http://www.ychitel.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС."

Данная работа предназначена для учителей начальных классов...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"

Понятие  "Здоровьесберегающая"  относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическо...

• Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС их виды и реализация.

Данная презентация раскрывает виды здоровьсберегающих технологий по ФГОСи их реализацию в начальной школе....

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...

Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2021 год.Тема: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС».

Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества.  Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна гот...