«Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях ГПД».
материал по зож (3 класс) на тему

Пушкина Ольга Александровна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества.

     Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться.

       Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно – мышечной.

    В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития.

     Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это может выражаться через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

      Цель современной школы – подготовка детей к жизни.

В тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирую свою работу.

         Реализация здоровьесбережения и формирование ценностей здорового образа жизни в ГПД во внеурочной деятельности – это клубные часы, подвижные игры, спортивные часы, спортивные праздники. Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз.

    Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека,  которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

        Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях ГПД».

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества.

     Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться.

       Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно – мышечной.

    В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития.

     Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это может выражаться через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

      Цель современной школы – подготовка детей к жизни.

В тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирую свою работу.

         Реализация здоровьесбережения и формирование ценностей здорового образа жизни в ГПД во внеурочной деятельности – это клубные часы, подвижные игры, спортивные часы, спортивные праздники. Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз.

    Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека,  которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

        Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически.

        Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Многим требуется проявлять волю и твердый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.

     Если установленный жизненный ритм соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками, воспитывается организованность, воля, сознательная дисциплина.

    Формирование здорового образа жизни младших школьников в группе продленного дня является наиболее значимым в укреплении здоровья человека. Здоровый образ жизни – это личная  гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой,  необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды.

      Закаливание – комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы – солнца, воздуха и воды. В группе продленного дня используем закаливание солнцем и воздухом на прогулках, экскурсиях, спортивных часах.

       Закаливание солнцем повышает тонус центральной нервной системы, активизирует деятельность желез внутренней секреции, улучшает обмен веществ и состав крови, способствует образованию в коже витамина Д. Все это положительно сказывается на работоспособности и общем настроении человека.

       Закаливание воздухом – это распространенное и доступное средство. Оно усиливает обмен веществ. Укрепляет нервную и сердечно-сосудистую системы. Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности.

       В ГПД соблюдаю санитарно – гигиенические нормы, провожу профилактические мероприятия по ведению здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, спортивные часы, экскурсии в природу).       Важное  значение для воспитанников  имеет правильная организация питания. Во время обеда обращаю особое внимание на осанку воспитанников, культуру приема пищи, культуру поведения за столом, аппетит и самочувствие детей, соблюдение санитарно – гигиенических норм и норм питания. После обеда предоставляю возможность учащимся отдохнуть в течение 15 – 20 минут в классной комнате. В это время дети читают, рисуют, играют в настольные игры, смотрят мультфильмы.

       Чтобы дети были здоровыми, использую оздоровительные мероприятия: физкультминутки на самоподготовке, клубных часах; пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры разучиваем спокойные и подвижные.         Активный отдых в ГПД способствует укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, снижению утомления, повышению их умственной работоспособности. Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении.       Двигательная активность  имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

       Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стой!», и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле и др.

    При подборе подвижных игр учитываю уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность. Подвижные игры эффективно содействуют нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированию правильной осанки.

     Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром в течение 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем на прогулке спортивный инвентарь (мячи, скакалки), с ними  игра становится интереснее, привлекательнее, способствует развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости.

 «В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

      Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

        В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью.

       С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Третий лишний», «Салки», «У медведя  во бору», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Совушка», «Классики», «Резиночки».

       В подвижных играх дети проявляют творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В таких играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного.

       Но больше всего дети любят играть на свежем воздухе в свои любимые игры: «Футбол», «Догонялки», «Ручеёк» и др.

В ГПД проводим спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.

        В ГПД воспитанники любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Молодецкие забавы».

         Проводим игры в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч», «Футбол», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Подбрось и поймай», «День и ночь», «Третий лишний»).

       При плохой погоде отдыхаем в помещении учебного заведения, в рекреациях. В этих случаях используем игры низкой и средней интенсивности.

   Сюжетно – ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек. Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья», что способствует коммуникативному общению детей, снижает возможность возникновения стресса, позволяет актуализировать приобретенные знания и предыдущий опыт ребенка, повышает его ответственность за себя и своего товарища, хорошо раскрывает индивидуальные особенности, параллельно обеспечивая развитие общих свойств личности, в целом, создавая комфортные условия для развития базовой культуры.

       Самым сложным  направлением деятельности воспитателя является организация самоподготовки. Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на занятиях в полную силу. Термином физкультминутка принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение самоподготовки проводится 1-2 физкультминутки.

     В своей практике использую детские физкультминутки в стихах для игр: «Буратино», «Ветер», «Цапля», «Тучки», комплекс упражнений: «Ракета», «Самолет», «Мельница», «Мы, писали, мы писали». При этом уменьшается утомление и снижается отрицательное влияние однообразной рабочей позы; происходит  эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.

        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилию согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитию речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Пальчиковая гимнастика: «Кулачки», «Ежик», «Веселые лягушки» и другие. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, что облегчает овладение навыков письма.

      Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Поэтому провожу физкультминутки для глаз: «Круг», «Квадрат», «Покорчим рожи», «Жмурки», «Мечтатели».

Или, например:

- плотно закрыть глаза и широко открыть глаза;

- сесть, крепко зажмурить глаза, а затем открыть их;

- круговые движения глазами в одном и обратном направлениях.

      В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Для этого ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выхода в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:

- вдох через нос – выдох через рот;

- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;

- выдох толчками;

- «погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох;

- произнесите скороговорку: во мраке раки шумят в драке.

     Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней  подвижности. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий, что обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива. Прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»); творческие прогулки  (Осенний сон», «Удивительное - рядом»); природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»).

       Клубную деятельность организовываю с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников,      предоставляет им возможность для отдыха и удовлетворения своих интересов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает настроение, дает положительный заряд эмоций. Форма клубных часов разнообразна: викторины, конкурсы, загадки, кроссворды, беседы, коллективные и индивидуальные игры, просмотр мультиков, чтение сказок и рассказов, занятия по интересам.

     Обязательно провожу в ГПД беседы о здоровье на темы: «Здоровый сон», «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «В здоровом теле здоровый дух», «Твое здоровье  - в твоих руках».

        Дети на занятиях всегда активны, организованно выполняют  все творческие задания, в конце каждого мероприятия учащиеся делают для себя выводы:  каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. Ведь быть здоровым – это важно!

        Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю на практике, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и целей воспитания здоровья у школьников.

        Хочу остановиться на самообразовании воспитателя группы продленного дня. Считаю целесообразным постоянно следить за научными достижениями в данной области.

        Для выполнения поставленных задач постоянно повышаю свой профессиональный уровень через семинарские занятия, тесное сотрудничество с семьей, через организацию взаимодействия преподавательского коллектива школы, а также через подготовку и проведение методических объединений. Постоянно слежу за новинками в периодической печати, использую в практической деятельности  интернет-ресурсы, информационно-коммункационные технологии. Считаю необходимым условием самообразования посещение открытых мероприятий коллег.

    Только комплексное использование оздоровительных мероприятий в ГПД позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, формирует всесторонне развитую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ № 1320

Данная работа рассказывает о том, как реализуются здоровьесберегающие технологии в нашей школе....

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС НОО

Для реализации данного направления необходимо применять здоровьесберегающие образовательные технологии, т.е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести уще...