Методический семинар "Урок – это радость учения и сохранения здоровья обучающегося"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Еремина Ирина Валентиновна

Аннотация: в статье раскрыты положения о современном обществе и образовательном пространстве, изменившихся под воздействием глобальный тенденций; вызовы времени диктуют и новые требования к здоровью ребенка, которое в большей степени расходуется у детей в процессе учения. В статье раскрыты инновационные находки автора по проектированию технологий обучения и здоровьесбережения на подходах междисциплинарном, интегративном, деятельностном, аксиологическом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_urok-radost_obucheniya.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на конкурс

«Урок – это радость учения и сохранения здоровья обучающегося»

Россия. Ростов-на-Дону.

МАОУ Школа  53.

Учитель начальной школы

Еремина Ирина Валентиновна  

        Аннотация: в статье раскрыты положения о современном обществе и образовательном пространстве, изменившихся под воздействием глобальный тенденций; вызовы времени диктуют и новые требования к здоровью ребенка, которое в большей степени расходуется у детей в процессе учения. В статье раскрыты инновационные находки автора по проектированию технологий обучения и здоровьесбережения на подходах междисциплинарном, интегративном, деятельностном, аксиологическом.

        Ключевые слова: здоровье, обучение, логика технологии, междисциплинарный, интегративный, деятельностный, аксиологический подходы, технология урока.

        Здоровье обучающегося – это забота российского государства о человеческом ресурсе нации, что нашло отражение в требовании федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и выступает приоритетной целью любой образовательной организации – сохранить, поддержать и укрепить здоровье младшего школьника. Принятая нормативно-правовая база в сфере здоровьесбережения граждан РФ подчеркивает значимость здоровья для отдельного гражаднина и для России в целом: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция); «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Постановление Правительства РФ  от 29 декабря 2001 года 916; «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения". Приказ Министерства образования РФ от 15 мая 2000 г.  1418; Концепция национальной образовательной политики РФ; Стратегия государственной молодежной политики в РФ. Приняты документы на уровне государства актуализировали необходимость сохранения и воспроизводства здоровья как ценности нации и общества.

        Состояние здоровья (физического, психического, социального, эмоционального) детей, подростков, молодежи по данным ВОЗ на 2016 г. проявляют неблагоприятную ситуацию в России:

- 40% детей имеют ослабленную бронхо-легочную систему;

- 80% обладают плохим составом крови (снижен гемоглобин);

- дефицит селена отмечен у 100% населения России;

- 90% детей имеют эндемический зоб как следствие слабой работы щитовидной железы и эндемического йододефицита, что ведет к серьезным проблемам и последствиям: вялость сердечной мышцы, вегето-сосудистая дистония, плохое кровоснабжение всех органов, за счет чего у ребенка снижены способности к учебе;

- нарушениями кровообращения страдают 30% ребят, а заболевания костно- мышечной системы были выявлены у 20% обучающихся.

С помощью диагностики методами Безруких М.М. - состоящими из двух этапов: на превом этапе-анкетирование родителей с выявлением факторов риска, на втором этапе-проводилось углубленное обследование, включающее использование деятельностных методик, позволяющих в процессе выполнения заданий, адекватных возрасту оценить сформированность различных сфер развития ребенка и выявить дезаптационные риски. Анализ данных отдельных показателей состояния здоровья моих учеников позволил выявить некоторые отклонения от нормы в опорно-двигательной системе (15%), в способности концентрировать внимание на объектах познавательной деятельности в течение 20 минут (20%),   быстрая утомляемость (32%), которые снижают качество освоения учебного содержания. Данные по показателям здоровья выступили одной из проблем, требующих своего разрешения. По данным ВОЗ, Россия до сих пор не входит в число государств, где постоянно следят за состоянием здоровья школьников, что требует поиска инновационных технологий здоровьесбережения и формирования ЗОЖ через активную самостоятельную деятельность каждого члена общества – маленького или большого. 

        Проблема здоровья актуализирована во многих педагогических исследованиях как вызов времени на показатели состояния здоровья обучающегося. Научные идеи, повлиявшие на образовательные, социальные и культурные практики здоровьесбережения детей, подростков, молодежи, позволили кардинально изменить отношение человека к своему здоровью: здоровье стало осознаваться как личностная ценность и национальный ресурс общества; культурные практики здоровьесбережения и ЗОЖ понимаются как ресурс общества и личности, активные практики, двигательная деятельность, активный образ жизни стал путем здоровьесбережения (В.П.Озеров, Н.К.Смирнов, Н.О.Тимошенко, Л.М.Фридман и др.). Решения научно-практических конференций по здоровьюсбережению: Всероссийская конференция «Здоровьесбережение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии» (10.04.12 — 10.04.12. г. Стерлитамак); «Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы. (Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 7 – 8 октября 2015 г., Ростов-на-Дону) открывают новые возможности поиска инновационных путей решения одной из значимых задач образования – здоровьесбережения обучающихся.

        Начальная школа в XXI в. стоит на рубеже больших перемен, которые связаны с глобальными тенденциями: новыми способами получения знаний – IT – технологии, геймофикация, инфографика, робототехника, которые придают процессу обучения динамических характер, вносят игровую динамику, поддерживают мотивацию учения, стремление к успеху и победе, но не всегда активные методы познания обеспечивают сохранность здоровья обучающихся.  Когда сегодня происходит быстрое «старение» информации, то учителю начальных классов необходимо научить обучающегося более экономичным (в плане физических затрат, эмоционального и волевого напряжения), здоровьесберегающих, гуманитарных технологий поиска знаний, делающих ребенка практичнее, увереннее, работоспособнее, компетентнее, главное – здоровым. Проблема состоит в том, что при обеспечении учителем высокой активной мыслительной деятельности обучающихся, формирование у обучающихся опыта самостоятельного здоровьесбережения остается за пределами внимания педагогов. В качестве такого инновационного пути в организации обучения младших школьников определены междисциплинарный, интегративный, деятельностный, аксиологический подходы, создающие среду осознания своих значимых целей и средств их достижения без ущерба для здоровья (В.А. Болотов, А.А. Каспржак, А.П. Тряпицина, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.).

        От современного учителя начальной школы требуется освоения новых компетенций для реализации трудовых функций и действий относительно требований Профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ОСО, которые обуславливают проявление профессиональных компетенций и методического мастерства. От учителя требуется знание психологических и индивидуальных особенностей обучающегося, возможностей его здоровья и мотивов учения. Сохранению здоровья обучающегося, как высшей ценности человека, должен быть подчинен процесс обучения и решение всех задач образования. Девизом моей педагогической деятельности выступает тезис «Законы умножения здоровья со мной узнавай, делай как я, образ жизни на "5" на себя примеряй!», поскольку школьникам необходимо не только знать, как быть здоровым, но быть здоровым, в этом случае учитель выступает примером для подражания. Основная идея разработки инновационных технологий обучения и здоровьесбережения  заключалась в том, чтобы найти оптимальные интегрированные формы организации учебной деятельности, развивающие методы и приемы, позволяющие удерживать внимание младшего школьника на объекте познания, стимулировать мотивацию учения и опыта самостоятельного здоровьесбережения как показателей работоспособности и выносливости ребенка; поддерживать чувства радости от процесса учения и тех учебных успехов, которые рождают веру ребенка в свои силы и возможности, предупреждая тем самым эмоционально-психологический стресс и неуверенность; преодолевать трудности учения и испытывать удовольствия в познании окружающего мира, укрепляя таким образом волю ребенка в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов и способов самосохранения здоровья.

        Логика проектирования, разработки и развертывания развивающих технологий обучения и здоровьясбережения в  процессе урока определялась рядом научных положений:

        - деятельностный подход к разработке инновационной технологи обучения и здоровьесбережения смещает акценты со знаниевой парадигмы на  личную ответственности обучающегося за результаты и качество обучения и освоения опыта самостоятельного здоровьесбережения, на постановку собственных целей учения, осознания мотива учения и выбора средств достижения результатов учения, на самоанализ и саморегуляцию своего поведения в процессе учебной деятельности (А.Н. Леонтьев);

 - учет психологических особенностей развития ребенка – одновременная актуализация интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сфер коры головного мозга  ребенка - «запаралелить», что  обеспечивае связь мышления и эмоций, создает прочные нейроновые связи, образующие «картину мира» ребенка (Н.П. Бехтерева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин);

        - культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, раскрывшего значимость знаково-символической системы как средства учения и вхождения ребенка в мир культуры и социума, позволяющего раскрывать «тайные смыслы и значения» (воспринимать, кодировать, декодировать тесты) в поиске ответов на вопрос, которые возникают в процессе познания, поддерживать интеллектуальную активность и самостоятельность обучаюшихся.

        Научные положения определили мою позицию как учителя не дающего готовые знания, рецепты как учиться, а помогающего обучающему самостоятельно находить способы учения и открытия нового знания. Именно такая позиция учителя позволяет ему изменить не только собственную  педагогическую деятельность, но и деятельность обучающегося – учение по развивающему сценарию,  стиль взаимодействия и сотрудничества учителя и учеников. Я.Ш. Керимов писал «…Следует изменить отношение учеников к получению ими знаний в готовом виде, ведению самостоятельных поисковых работ для получения новой информации, творческой деятельности по выработке новых результатов… словом, обновить их деятельность в целом» [3. С. 171]. На это был и направлен инновационный поиск технологий учения, здоровьесбережения и развития обучающихся

        Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса, как отмечали отечественные ученые дидактики (М.И. Махмутов, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин и др.).  

В нашем понимании, инновационная технология обучения и здоровьесбережния – это целостная система организационной, проектной, коммуникативной, преподавательской деятельности учителя, смоделированная от  ожидаемого результата к отбору технологии, определяющей активную позиции учителя к активное учение обучающегося; от оценочной деятельности учителя к рефлексивной деятельности обучающегося.  Педагогическая Технология Учения и Здоровьесбережения, названная нами «ТУЗ», как показатель самостоятельного достижения высокого уровня достоинства (личностного, метапредметного, предметного), изменяющего окружающий мир,   представляет алгоритм педагогических действий по совместному с обучающимся достижению результатов учения (личностных, метапредметных, предметных), систему обусловленных форм организации деятельности, средства обучения и здоровьесбережения, методы развития, обучения, социализации, воспитания и формирования опыта здоровьесбережения, приемы сопровождающие процесс познания.

        Принципами проектирования инновационной Технологий Учения и Здоровьесбережения - «ТУЗ»  выступили:

- аксиологический подход, позволяющий обучающемуся раскрыть значимость и смысл  темы урока в жизни человека и свою значимость в открытии окружающего мира;

- интегративный подход, обеспечивающий взаимосвязь и единство технологий обучения и здоровьесбережения, оптимизацию урока при сохранении здоровья обучающегося (концентрация внимания, работоспособность, волевое саморегулирование и т.п.);

- гуманитарный подход, создающий возможности осознать гуманный смысл знаний и способов познания для формирования самостоятельного опыта здоровьесбережения, окружающей среды (природной, социальной, культурной), понять, открыть смысл и назначение своей жизни на Планете Земля.

Модель технологии обучения и здоровьесбережения - «ТУЗ» представляет взаимосвязь тематическую, содержательную, процессуальную, рефлексивно-оценочную, обусловленную ценностно-смысловой значимостью темы урока в жизни человека, поставленными развивающимися задачами учения, соответствующими компонентам содержания образования (знания о предметах, явления, процессах, отношениях; способы познания окружающего мира;  ценностное отношение к миру; социокультурный творческий опыт) (по  И.Я. Лернеру. В.В. Краевскому), деятельности преподавания и учения. Эффективность реализации технологии «ТУЗ» обеспечивалась научным подходом к отбору содержания знаний, осознанием ожидаемого результат учения, гибкостью применения методов и приемов, активной поисковой позицией обучающихся, поддерживающей и сопровождающей ролью учителя, эмоциональной доверительностью отношений между учителем и обучающимися, рефлексией своих возможности в достижении результатов учения (групповой и индивидуальной).

Составляющие технологии учения и здоровьесбережения - «ТУЗ». Доминирующей формой организации учебной деятельности младших школьников выступает проектно-исследовательская, обуславливающая появление у обучающихся проектных и исследовательских компетенций и ожидаемых результатов относительно требованиям ФГОС ОСО, необходимых для становления конкурентоспособности обучающихся. Средства обучения представлены интеграцией природных объектов, определяющих предметное содержание урока; художественных образов как вспмогательных средств раскрытия реальных природных объектов; самостоятельные виды деятельности учения (мыслительная и практическая) и здоровьесбережения  (активная двигательная и сохранная деятельность, культурная практика). Методы и приемы (проектные, проблемено-поисковые, поддерживающие, стимулирующие и т.п.), создающие активную и гибкую среду познания, общения, исследования, поиска, решения, интеллектуальных и практических проб и т.п.  Логика и алгоритм технологии реализации темы урока «Тайны растений» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Логика и алгоритм технологии

учения и здоровьесбережения – «ТУЗ»

Структура урока

Цель

Форма организации

Методы сопровождения учения

Вспомогательные приемы

Организационная составляющая

Концентрация внимания и стимулирование мотивации учения

  • Актуализация  внимания на себя, учителя, объекты.
  • Проблемная ситуация как вектор движения и поиска неизведанного в объекте
  • Доверительность в обсуждении опыта учителя в проблемной ситуации.
  • Ключевое неизвестное слово - объект – как запуск процесса познания и учения

Вопрос - размышление по ключевому неизвестному слову-объекту

Запуск урока

Поиск ответа на вопрос

  • Исследование смысла неизвестного слова-объекта и открытие его тайны
  • Аналогии и обобщения
  • Поиск общего и различного
  • Формулировка вывода на основе сравнения разных систем (человека и природы).
  • Установления аналогов объектов и слов, букв, звуков.
  • Актуализация речевого опыта

Вопрос - поиск значений слова, определяющего объект.

Выбор:

вопрос-подсказка или отказ от помощи

Процессуальная составляющая

УУД - Развитие самостоятельности в поиске информации о неизвестном растении способами сравнения и сопоставления

Исследовательская деятельность

Показ слайдов: картинки 3 лекарственных растений и игра определениями, антонимами, анонимами; игра - движения, смыслы и значения; исследование слова и образа, образа и движения, слова и объекта

Исследовательский поиск – отношений, связей, доказательств, подтверждений

Развитие умений проводить аналогии и критичность мышления

Актуализация речевого, художественного, двигательного образа и опыта жизни обучающегося

Слово и его значения исследовании объекта, поиск аналогов объектов в контексте сказки и мультфильма.

Аналоги образа и опыта жизни обучающегося

Прямая подсказка: словесная, образная и интонационная

Актуализация опыта обучающихся  по сбережению здоровья

Проблемная ситуация и поиск вариантов практического решения

Показ проблемной ситуации на слайде и быстрое принятие адекватного или оригинального решения

Поиск ответа по здоровьесбережению средствами объекта

Метарезультат - закрепление навыков анализировать, сравнивать и обобщать, высказывать суждения, сохранять здоровье

Интеллектуальные бифуркации и доказательства

Интеллектуальные бифуркации и доказательства на основе синтеза, взаимозависимостей, показа и демонстрации объектов, слов, движений, образов

Награды за успех и результат

Коллективная и индивидуальная рефлексия

Итогово-рефлексивная составляющая

Личностные - актуализация социокультурного и рефлексивного опыта

Локальные мыслительные и практические пробы

Рефлексия своего движения от мотива к результату

Утверждения радости корпоративного успеха в движении к результату

Дискуссия о правилах использования лекарственных растений в опыте здоровьесбережения.

Индивидуальная рефлексия.

Анализ интеллектуального багажа (портфеля).

«Эмоциональное поглаживание» (Л.С. Выготский).

Подсказка иносказательная (при необходимости) – работа со  слайдами и демонстрация опыта здоровьесбережения, правил ЗОЖ, действий -предупреждений и т.п.

Применение инновационной технологии учения и здоровьесбережения «ТУЗ» в процессе познания окружающего мира позволило обнаружить позитивную динамику в достижении результатов учения и самостоятельном опыте здоровьесбережения. Например,  использование знаково-символических средств представления информации при изучении предмета «Окружающий мир» были перенесены обучающимися в предмет «Русский языка»; в речевых конструкциях появилась логика изложения информации согласно метарезультатам, отразившим логику действий – сравнение, анализ, синтез, обобщении и т.п.; процесс учения став радостным и активным поддерживал работоспособность обучающихся не только на одном уроке, но и на последующих двух и т.п.

        Таким образом, вопросы здоровьесбережения обучающихся в процессе познания окружающего мира звучат актуально по мере продвижения глобальных тенденций в образовательное пространство России, спада показателей по уровням здоровья детей, наращивания требований к учителю не только как транслятору знаний, а прежде всего к учителю, как человеку умеющему учить и сберегать здоровье обучающихся. Технологии учения и здоровьесбережения в младшей школе приобретают ярко выраженный междисциплинарный и интегрированный характер, а отношения учителя и ученика – доверительный свободный совместный поиск истины в процессе познания, что позволяет оптимизировать процесс учебной деятельности младших школьников и обеспечивать достижение результатов согласно требования ФГОС ОСО.

Список литературы

  • Безруких М.М. 2004. Здоровьесберегающая школа /М.М.Безруких. – М.- 240 с.
  • Ведерникова Ю.Ф. Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников// Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 4 (10). С. 40-45.
  •  Гаврюгина Л.В. 2008. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие/Л.В.Гаврюгина. М.: ТЦ. Сфера. 160 с.
  • Гурьянова М.П., Малинин В.М. Педагогическая инновация в сфере здоровья детей. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика 2015.  3. С.23-29.
  • Керимов Я. Ш. Методы обучения. Баку : РС Полиграф, 2009.
  • Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии: монография. – М.:«Академия», 2006. 256 с.
  • Сократов Н.В. 2005. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб.пособие. – М.: Сфера. 224 с.