Программа "Разговор о правильном питании" в 1-4 классах
рабочая программа по зож на тему

Хасанзянова Лилия Максумовна

Темы расписаны по классам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razgovor_o_pravilnom_pitanii_1-4_klassy.docx95.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

в 1-4 классах


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Планируемых результатов начального общего образования.
  • «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.

Программа рассчитана на  135 часов,  1час в неделю, что соответствует ОБУП (1-4)

Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как   главной человеческой ценности.

Курс «Разговор о правильном питании» ставит следующие задачи:

  • формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми  практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность                                                                                                  
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной  сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.     Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.

Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность                                                                                                    
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

    В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

   В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Содержание учебного предмета, курса.

Программа состоит из трех модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.                                    

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.                              

3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.

 Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

  1. "Самые полезные продукты",
  2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
  3. "Где найти витамины весной",
  4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
  5. "Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:

  1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
  2. "Плох обед, если хлеба нет",
  3. "Полдник. Время есть булочки",
  4. "Пора ужинать",
  5. "Если хочется пить";

культура питания:

  1. "На вкус и цвет товарищей нет",
  2. "День рождения Зелибобы".

2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:

  1. "Из чего состоит наша пища",
  2. "Что нужно есть в разное время года",
  3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";

гигиена питания и приготовление пищи:

  1. "Где и как готовят пищу",
  2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";

этикет:

  1. "Как правильно накрыть стол",
  2. "Как правильно вести себя за столом";

рацион питания:

  1. "Молоко и молочные продукты",
  2. "Блюда из зерна",
  3. "Какую пищу можно найти в лесу",
  4. "Что и как приготовить из рыбы",
  5. "Дары моря";

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".

3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:

  1. "Здоровье - это здорово";
  2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны",

режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:

  1. "Где и как мы едим",
  2. "Ты готовишь себе и друзьям";

потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:

  1. "Кухни разных народов",
  2. "Кулинарное путешествие",
  3. "Как питались на Руси и в России",
  4. "Необычное кулинарное путешествие".

  Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

  Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;
  • групповой метод;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • активные методы обучения.

 Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;
  • экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
  • встречи с интересными людьми;
  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
  • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
  • ярмарки полезных продуктов;
  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  • мини – проекты;
  • совместная работа с родителями.

Описание  места программы  « Разговор о правильном питании» в учебном плане.

  Преподавание программы  «Разговор о правильном питании» проводится  во второй половине дня. Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.  Программа  «Разговор о правильном питании»  изучается с 1 по 4 класс по одному  часу в неделю:  1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (теоретических – 51ч., практических – 84 ч.)  В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

Результаты изучения курса

            Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения программы «Разговор о правильном питании »

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                      

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                        

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;                                                                                        

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                          — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                        

 — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

—   применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                                    — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тематическое планирование

       I модуль

      1 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема

Цель

Формы работы

1-2

Если хочешь быть здоров.

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование; родительское собрание.

3-4

Самые полезные продукты.

Научить детей выбирать самые полезные продукты.

Сюжетно – ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование  «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»; тест.

5

Всякому овощу – своё время.

Познакомить детей с разнообразием овощей

Праздник урожая.

6-7

Как правильно есть.

Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

Игра – обсуждение  «Законы питания»;                                                  игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации.

8-9

Удивительные превращения пирожка

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник».

10-11

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Игра «Знатоки» ; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам,  родительское собрание « Меню младшего школьника»

12-13

Плох обед, если хлеба нет.

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

Игра  «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа.

14-15

Время есть булочки.

Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.

Конкурс «Знатоки молочных продуктов», демонстрация «Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о народном блюде «жаворонки»

16-17

Пора ужинать.

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.

18-19

На вкус и цвет товарищей нет.

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям, игра с участием родителей «Угадай с чем блинчик», рассказ о масленице.

20-21

Как утолить жажду.

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой»,  конкурс - дегустация с участием родителей «Такой ароматный чай», чтение по ролям, рассказ о правилах чаепития.

22-23

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест.

24-25-26

Где найти витамины весной?

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование. Экскурсия

27-28

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»

29-

30

Всякому фрукту – своё время

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод

Праздник урожая.

31-32

33

День рождения Зелибобы. Проверь себя.

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.

Организационно – деятельностная игра «Аукцион», конкурс на лучший подарок – совет

Всего -33ч.

Теоретических – 12ч.

Практических – 21ч.

      I I модуль

      2 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема

Цели

Формы работы

1

Вводное занятие

Обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.

Беседа, конкурс загадок, игра «Что? Где? Когда?», чтение по ролям, работа с картой.

2

Давайте познакомимся!

3

Из чего состоит наша пища.

Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

Игра «Третий лишний», исценирование, практическая работа, игра – путешествие по сказке «Мороз Иванович», творческое задание.

4

Дневник здоровья

Пищевая тарелка

5

Что нужно есть в разное время года.

Сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков; познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа.

Конкурс «Кулинарной книги», игра, чтение по ролям, практическая работа «Мой напиток»

6

7

Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня

8

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека; сплотить коллектив родителей и детей; привлекать родительский коллектив к проблеме воспитания здорового поколения.

Спортивное состязание совместно с родителями,  конкурс загадок, игра «Что можно есть спортсмену», игра «Собери пословицу», игра «Полезные продукты»,                    игра «Собери бонусы»,               частушки о питании.

9

« Пищевая тарелка» спортсмена

10

11

12

Где и как готовят пищу.

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; познакомить с основными признаками несвежего продукта.

Экскурсия в школьную столовую, игра «Знаток», самостоятельная работа, творческое задание (составить кроссворд).

13

Как правильно накрыть стол.

Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

Сюжетно – ролевая игра «К нам идут гости», практическая работа «Сервировка стола», беседа о правилах поведения за столом

Конкурс                                 « Салфеточка»

14

Как правильно накрыть стол  ( практикум)

15

16

Молоко и молочные продукты.

Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

Практическая работа «Молочное меню»

Игра – исследование « Это удивительное молоко»

17

Кто работает на ферме?

Расширить представление детей о профессиях

Отгадывание загадок, игры, практическая работа, составление рассказа по картинкам, викторина

18 19

20

Блюда из зерна.

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширить представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Отгадывание загадок

 Игра- конкурс                  « Хлебопеки» практическая работа Составление рассказа по картинкам                    Конкурс « Венок  из пословиц», Викторина Исценирование.

21 22

23

Какую пищу можно найти в лесу.

Экскурсия в лес

Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; дать представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

Игра « Походная математика», спектакль « Там, на неведомых дорожках»

« Мы рисуем мультфильм»

Экскурсия в лес

24

25

   

Что и как приготовить из рыбы.

Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширить представление детей о местной фауне, продолжить формирование навыков правильного поведения в походе.

Конкурс рисунков           « В подводном царстве»

Конкурс пословиц и поговорок

26

27

Дары моря.

Расширить представление детей о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Викторина « В гостях у Нептуна»

Экскурсия в магазин

Работа с энциклопедиями

Творческая работа

28 29

30

Кулинарное путешествие по России

Сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях  культуры своего народа.

Конкурс рисунков   « Вкусный маршрут»

Игра – проект                « Кулинарный глобус»

Практическая работа

31

32

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

Практическая работа

Дневник здоровья              « Моё недельное меню»

Конкурс « На необитаемом острове»

33

34

Как правильно вести себя за столом.

Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

Практическая работа

Сюжетно – ролевая игра « О застольном невежестве»

Всего – 34ч.

Теоретических – 13ч.

Практических – 21ч.

             

      I I I модуль

      3-4 классы (68 часов из расчёта 1 час в неделю)

Тема

Цели

Формы работы

1

Вводное занятие

формирование и развитие представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;  формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

 развитие коммуникативных навыков у подростков умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Анкетирование родителей

2

Здоровье – это здорово! Основные понятия о здоровье. Цветик - семицветик

Цветик - семицветик практическая работа

3

От каких факторов зависит наше здоровье?

Понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье

Правильное питание. развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Практическая работа «Древо здоровья»

4

Черты характера и здоровье

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от поведенческих навыков; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков; расширить представления детей о роли и регулярности  питания  для здоровья человека;

Дневник здоровья

«Помоги Кубику или Бусинке»

5

Привычки и здоровье

6

7

Мой ЗОЖ

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека;

тестирование 

Игра – путешествие  « Лесной тропой»

8

Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания»

Рацион питания, калорийность пищи. дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                              формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Представление о роли минеральных веществ

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

Практическая работа «Составление собственной пирамиды питания»

9

Рациональное, сбалансированное питание

Тест «Самые полезные продукты»

конкурс загадок

Творческая работа

10

« Белковый круг»

Игра «Третий лишний»

Дневник здоровья

Работа с энциклопедиями

Творческая работа

11

« Жировой круг»

пословицы и поговорки о правильном питании.

12

Мой рацион питания

«Минеральный круг»

Игра-инсценировка песни «Шел по городу волшебник»

Игра «Чем не стоит делиться»

13

Умейте правильно питаться. Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников

Пищевые вещества

Понятие рационального питания, знание о структуре ежедневного рациона питания

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Дневник  здоровья

14

Режим питания. «Пищевая тарелка»

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье

Дидактическая игра «Морские продукты»  

Игра «Вкусные истории»

15

16

Витамины и минеральные вещества

Роль витаминов и минеральных веществ;                           формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;             формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Динамическая игра «Поезд» .Игра «Отгадай название»                           Игра-соревнование  «Витаминный калейдоскоп»

17

Влияние воды на обмен веществ.

Напитки и настои для здоровья.

Взаимосвязь здоровья и воды.          Представление о напитках здоровья;                                     развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»

Игра «Посещение музея Воды»

Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки )

18

19

20

Энергия пищи. Источники       «строительного материала» Игра « Что? Где? Когда?»

знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья                

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Игра « Что? Где? Когда?»

21

22

Роль пищевых волокон на организм человека

Продукты, содержащие пищевые волокна;                                              умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия;                        формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;

Венок из пословиц

Игра «Угадай-ка»

Игра «Советы Хозяюшки»

Игра «Лесенка с секретом»

23

24

Где и как мы едим

Правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания;                               дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;                  сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;                              познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне – бытовые травмы.                

Викторина

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся          

Игра «Помоги Кубику и Бусинке»

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

25

« Фаст фуды»

Заведения общественного питания навыки, связанные с этикетом в области питания;           дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;                      сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать;

Кроссворд

Игра – демонстрация « Мы не дружим с сухомяткой»

Ролевая игра «Фаст фуды»

26

27

Где и как мы едим. Правила гигиены

навыки, связанные с этикетом в области питания                                  дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;                          сформировать представление об основных правилах гигиены; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Кроссворд

Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»)

28

29

Меню для похода

Сформировать представление об особенностях питания в походе;          развивать знания учащихся о здоровом правильном питании, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи; продолжить формирование навыков правильного поведения в походе

Дневник здоровья

Поход « Отдыхаем всей семьёй»

30

Ты - покупатель

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;                          формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;          формирование умения самостоятельно совершать покупки,  в которых содержится наибольшее количество питательных  веществ;      познакомить с основными признаками несвежего продукта

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

31

Срок хранения продуктов

Экскурсия в продовольственный  магазин

Мини - проект

32

Пищевые отравления, их предупреждение

Экскурсия в поликлинику

33

Ты - покупатель Права потребителя

умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Анкетирование родителей

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

тестирование

34

Ты - покупатель Правила вежливости

35

36

Ты готовишь себе и друзьям

Бытовые приборы для кухни

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                                    дать представление о предметах  кухонного оборудования, их назначении;            формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Игра «Угадай прибор»                  Викторина «Печка в русских сказках»

37

38

« У печи галок не считают»

Правила работы с кухонным оборудованием;                              знание основного принципа устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;                                 развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

  Экскурсии на пищеблок школьной столовой, хлебопекарные предприятия

39

Помогаем взрослым на кухне

освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

  развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;  

   знание правил техники безопасности   на кухне и сервировки стола для ежедневного приёма пищи;    

   осознание важности знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека

Игра «Приготовь блюдо» Практическая работа «Определи вкус продукта»                         Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста)

40

Ты готовишь себе и друзьям

Блюдо своими руками

41

42

43

Салаты .        Ты готовишь себе и друзьям

 Блюдо своими руками                  

КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

Праздник «Капустник» «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета)

44

Кухни разных народов

 информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,  

расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран; формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; развитие коммуникативных навыков

                              Игра «Знатоки»

  Игра «Поварята»

 Ролевая игра «Русская трапеза»;

Игра «Поварята»

Игра «Пословицы запутались»  

 Русская сказка «Вершки и корешки»

Игра «Какие овощи выросли в огороде»

Конкурс «Самый оригинальный овощной салат»

Праздник «Каждому овощу –  свое время»

Игра-эстафета «Собираем овощи»

Ярмарки полезных продуктов  

Мини – проекты:

  «Вопросы тетушки Почемучки»         «Информбюро: советы мудрой Совы»                             «В гостях у Алены Ивановны»

Старинный рецепт

45

Традиционные блюда Болгарии и Исландии

46

Традиционные блюда Японии и Норвегии

47

Блюда жителей Крайнего Севера

48

Традиционные блюда России

49

Традиционные блюда Кавказа

50

Традиционные блюда Кубани

51

«Календарь» кулинарных праздников

52

Кухни разных народов праздник

53

Кулинарная история. Как питались наши предки?

54

Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника.

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                                    Регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Мини – проект          « Здоровое питание»

55

Кулинарные традиции Древнего Египта

расширить знания детей о кулинарных традициях своей страны и других стран;              показать  взаимообусловленность возникновения  традиционных блюд от географии  территории, а также особенностях ведения хозяйства;

 сформировать представление детей о многообразии, простоте и пищевой ценности  многих традиционных блюд русской национальной кухни, возможности  ежедневного включения  некоторых из них  в рацион питания школьников;

познакомить детей с традиционными рецептами приготовления  блюд русской национальной кухни (по краеведческому материалу);

способствовать формированию у детей  толерантности: уважения к  национальной культуре собственного народа и других народов.

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

  Путешествие – практикум

Выставка « Уголок крестьянской избы»,

кроссворд

Трактир « Здоровье»

Игра «Знатоки»

Встречи с интересными людьми

Праздник чая

Сказки современной кухни

56

Кулинарные традиции Древней Греции

57

Кулинарные традиции Древнего Рима

58

Правила гостеприимства средневековья

59

60

Как питались на Руси

61

Традиционные напитки на Руси

62

Необычное кулинарное путешествие. Музеи продуктов

63

«Мелодии, посвящённые каше»

64

« Продукты танцуют»

65

66

Составляем формулу правильного питания

« Формула правильного питания»

Закрепление  представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания;

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровьеразвитие, коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей

Игра «Правильно-неправильно»

Конкурс «Курочки и петушки»                       Игра «Доскажи словечко»

Организационно-деятельностная игра «Аукцион»

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)

Мини – проект « Секреты здорового питания»

67

Сахар его польза и вред

Взаимосвязь здоровья  и потребления сахара

Мини – проект          « Меню для Сиропчика  и Пончика»

68

Путешествие по «Аппетитной стране»

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценносте;                    формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;  упражнять детей в названии составных частей предмета, совершенствовать умение оживлять предметы, находить похожие части, признаки, свойства предметов, подбирать слова противоположного значения, видеть прошлое предмета. Развивать творческое воображение. развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

Игра – путешествие

                                    Сказки современной кухни

Теоретических – 26 ч.

Практических – 84 ч.


Календарно-тематическое планирование

      I модуль

      1 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности,

формы работы

Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися

УУД

1

Если хочешь быть здоров.

1

Сюжетно – ролевая игра ; демонстрация картинок, тематическое рисование.Сюжетно – ролевая игра;игра – соревнование , тест.

Знать о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

Коммуникативные:

 

  • Развивать потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

  • Умение слушать собеседника.

  • Ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение  иной точки зрения.

  • Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

  • Умение договариваться, находить общее решение.

  • Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Личностные:

  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, уменя противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья.

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • Анализ, синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Подведение под понятий, выведение следствий.
  • Формулирование проблемы

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • оценка

2

Если хочешь быть здоров.

1

3

Самые полезные продукты.

1

Сюжетно – ролевая игра;игра – соревнование , тест.

Уметь выбирать самые полезные продукты.

4

Самые полезные продукты.

1

5

Всякому овощу – своё время.

1

Соревнование; игра, демонстрация, тест.

Знать разнообразие овощей

6

Как правильно есть.

1

Игра – обсуждение,                                                  игра – инсценировка  моделирование ситуации

Знать основные принципы гигиены питания и следовать им.

7

Как правильно есть.

1

8

Удивительные превращения пирожка

1

Соревнование; игра, демонстрация, тест.

Знать о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

9

Удивительные превращения пирожка.

1

10

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

Игра «Знатоки» ; викторина, рассказ по картинкам.

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

11

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

12

Плох обед, если хлеба нет.

1

Инсценирование сказки «Колосок», сюжетно – ролевая игра «За обедом».

Сформировать у детей представление об обеде, как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре

13

Плох обед, если хлеба нет.

1

14

Время есть булочки.

1

Конкурс «Знатоки молочных продуктов».

Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.

15

Время есть булочки.

1

16

Пора ужинать.

1

Игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

17

Пора ужинать.

1

18

На вкус и цвет товарищей нет.

1

Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», рассказ о масленице.

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

19

На вкус и цвет товарищей нет.

1

20

Как утолить жажду.

1

конкурс - дегустация с участием родителей «Такой ароматный чай», рассказ о правилах чаепития.

Иметь представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

21

Как утолить жажду.

1

22

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Игра «Мой день», игра «Меню спортсмена», тест.

Иметь представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

23

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

24

Где найти витамины весной?

1

Конкурс загадок, игра «Отгадай название» ,тематическое рисование. Экскурсия

Знать значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

25

Где найти витамины весной?

1

26

Где найти витамины весной?

1

27

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

1

Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»

Знать разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

28

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

1

29

Всякому фрукту – своё время

1

Праздник урожая.

Знать разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

30

Всякому фрукту – своё время

1

31

День рождения Зелибобы.

1

Организационно – деятельностная игра «Аукцион», конкурс на лучший подарок – совет

Знать и применять законы здорового питания; знать  полезные блюда для праздничного стола.

32

День рождения Зелибобы.

1

33

Проверь себя.

1

       I I модуль

      2 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности,

формы работы

Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися

УУД

1

Вводное занятие.

1

Беседа, конкурс загадок, игра «Что? Где? Когда?», чтение по ролям, работа с картой.

Знать основы рационального питания.

Коммуникативные:

 

  • Развивать потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

  • Умение слушать собеседника.

  • Ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение  иной точки зрения.

  • Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

  • Умение договариваться, находить общее решение.

  • Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

  • Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

  • Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные:

  • Формировать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, уменя противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья.
  • Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
  • Развитие доброжелательности доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • Анализ, синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Подведение под понятий, выведение следствий.
  • Формулирование проблемы

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • оценка

2

Давайте познакомимся!

1

3

Из чего состоит наша пища.

1

Игра «Третий лишний», исценирование, практическая работа, игра – путешествие по сказке «Мороз Иванович», творческое задание.

Знать основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли., функциях этих веществ в организме

4

Дневник здоровья. Пищевая тарелка

1

5

Что нужно есть в разное время года.

1

Конкурс «Кулинарной книги», игра, чтение по ролям, практическая работа «Мой напиток»

формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

6

Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня

1

Знать блюда, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, иметь представление о пользе овощей, фруктов, соков; знать некоторые традиции и блюда национальной кухни жителей разных регионов.

7

Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня

1

8

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

Спортивное состязание совместно с родителями,  конкурс загадок, игра «Что можно есть спортсмену», игра «Собери пословицу», игра «Полезные продукты»,                    игра «Собери бонусы»,               частушки о питании.

расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека

9

« Пищевая тарелка» спортсмена

1

10

Где и как готовят пищу.

1

Экскурсия в школьную столовую, игра «Знаток», самостоятельная работа, творческое задание (составить кроссворд).

Знать предметы кухонного оборудования, их назначении; знать и применять основные правила гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знать один  из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;

11

Где и как готовят пищу.

1

12

Где и как готовят пищу.

1

13

Как правильно накрыть стол.

1

Сюжетно – ролевая игра «К нам идут гости», практическая работа «Сервировка стола», беседа о правилах поведения за столом.Конкурс                        «Салфеточка»

Знать предметы сервировки стола, правила сервировки стола и соблюдать эти правила как проявления уровня культуры человека.

14

Как правильно накрыть стол  (практикум)

1

15

Молоко и молочные продукты.

1

Практическая работа «Молочное меню»

Игра – исследование « Это удивительное молоко»

Иметь представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; знать молочные блюда, которые готовят в разных регионах страны

16

Молоко и молочные продукты.

1

17

Кто работает на ферме?

1

Отгадывание загадок, игры, практическая работа, составление рассказа по картинкам, викторина

Расширить представление детей о профессиях

18

Блюда из зерна.

1

Отгадывание загадок

 Игра- конкурс                  « Хлебопеки» практическая работа Составление рассказа по картинкам                    Конкурс « Венок  из пословиц», Викторина Исценирование.

Знать о полезности продуктов, получаемых из зерна; иметь представление  о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна;

19

Блюда из зерна.

1

20

Блюда из зерна.

1

21

Какую пищу можно найти в лесу.

1

Игра « Походная математика», спектакль « Там, на неведомых дорожках»

« Мы рисуем мультфильм»

Экскурсия в лес

Иметь представление о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; знать об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; знать флору края; знать и уметь применять  правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

22

Какую пищу можно найти в лесу.

1

23

Какую пищу можно найти в лесу. Экскурсия в лес.

1

24

Что и как приготовить из рыбы.

1

Игра « Походная математика», спектакль « Там, на неведомых дорожках»

« Мы рисуем мультфильм»

Экскурсия в лес

Иметь представление об ассортименте рыбных блюд, их полезности; о местной фауне, знать навыки правильного поведения в походе.

25

Что и как приготовить из рыбы.

1

26

Дары моря.

1

Викторина « В гостях у Нептуна»

Экскурсия в магазин

Работа с энциклопедиями

Творческая работа

Иметь представление  о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены;  о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

27

Дары моря.

1

28

Кулинарное путешествие по России

1

Конкурс рисунков   « Вкусный маршрут»

Игра – проект                « Кулинарный глобус»

Практическая работа

Иметь

29

Кулинарное путешествие по России

1

30

Кулинарное путешествие по России

1

31

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1

Практическая работа

Дневник здоровья              « Моё недельное меню»

Конкурс « На необитаемом острове»

Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; знать основные требования, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

32

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1

33

Как правильно вести себя за столом.

1

Практическая работа

Сюжетно – ролевая игра « О застольном невежестве»

Иметь представление о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; знать  правила поведения за столом, уметь соблюдать эти правила, как проявления уровня культуры человека.

34

Как правильно вести себя за столом.

1

      I I I модуль

      3 класс (68 часов из расчёта 1 час в неделю)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности,

формы работы

Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися

УУД

1

Вводное занятие

1

практическая работа

Уметь заботиться и укреплять собственное здоровье;  

Коммуникативные:

 

  • Развивать потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

  • Умение слушать собеседника.

  • Ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение  иной точки зрения.

  • Ориентация на партнера по общению.

  • Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

  • Умение договариваться, находить общее решение.

  • Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

  • Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

  • Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные:

  • Формировать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, уменя противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья.

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • Анализ, синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Подведение под понятий, выведение следствий.
  • Формулирование проблемы
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • оценка

2

Здоровье – это здорово! Основные понятия о здоровье.

Цветик - семицветик

1

3

От каких факторов зависит наше здоровье?

1

Практическая работа «Древо здоровья»

Иметь представление о ЗОЖ. Уметь заботиться и укреплять собственное здоровье

4

Черты характера и здоровье

1

Дневник здоровья

«Помоги Кубику или Бусинке»

Иметь представление о зависимости  рациона питания от поведенческих навыков; уметь оценивать свой  рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков; знать о роли и регулярности  питания  для здоровья человека;

5

Привычки и здоровье

1

6

Мой ЗОЖ

1

тестирование 

Игра – путешествие  « Лесной тропой»

Иметь представление о зависимости  рациона питания от физической активности; уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; иметь представление о роли питания и физической активности для здоровья человека;

7

Мой ЗОЖ

1

8

Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания»

1

Практическая работа «Составление собственной пирамиды питания»

Иметь представление о рационе питания, калорийности пищи. об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Иметь представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах.

Иметь представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                              уметь самостоятельно работать с информационными источниками.

Иметь представление о роли минеральных веществ

Иметь представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

9

Рациональное, сбалансированное питание

1

Тест «Самые полезные продукты»конкурс загадок

Творческая работа

10

« Белковый круг»

1

Игра «Третий лишний»

Дневник здоровья

Работа с энциклопедиями

Творческая работа

11

« Жировой круг»

1

пословицы и поговорки о правильном питании.

12

Мой рацион питания

«Минеральный круг»

1

Игра-инсценировка песни «Шел по городу волшебник»

Игра «Чем не стоит делиться»

13

Умейте правильно питаться. Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников

1

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Дневник  здоровья

Иметь представление о рациональном питании, знать о структуре ежедневного рациона питания

14

Режим питания. «Пищевая тарелка»

1

Дидактическая игра «Морские продукты»  

Игра «Вкусные истории»

Иметь представление  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, уметь  заботиться и укреплять собственное здоровье

15

Витамины и минеральные вещества

1

Динамическая игра «Поезд»                        Игра «Отгадай название»                           Игра-соревнование  «Витаминный калейдоскоп»

Знать о роли витаминов и минеральных веществ;                           иметь представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;   уметь самостоятельно работать с информационными источниками.

16

Витамины и минеральные вещества

1

17

Влияние воды на обмен веществ.

Напитки и настои для здоровья.

1

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»

Игра «Посещение музея Воды»

Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки )

Знать о взаимосвязи здоровья и воды. Иметь         представление о напитках здоровья;                                    

18

Энергия пищи. Источники       «строительного материала»

1

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Игра « Что? Где? Когда?»

Знать основные группы питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

иметь представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья                

19

Энергия пищи. Источники       «строительного материала»

1

20

Энергия пищи. Источники       «строительного материала» Игра « Что? Где? Когда?»

1

21

Роль пищевых волокон на организм человека

1

Венок из пословиц

Игра «Угадай-ка»

Игра «Советы Хозяюшки»

Игра «Лесенка с секретом»

Знать продукты, содержащие пищевые волокна;                                              уметь самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия;                        иметь представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;

22

Роль пищевых волокон на организм человека

1

23

Где и как мы едим

1

Викторина

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся          

Игра «Помоги Кубику и Бусинке»

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

Знать правила полезного питания; иметь навыки, связанные с этикетом в области питания; представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;                   об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;                              знать  одно из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; иметь навыки осторожного поведения на кухне – бытовые травмы.                

24

Где и как мы едим

1

25

« Фаст фуды»

1

Кроссворд

Игра – демонстрация « Мы не дружим с сухомяткой»

Ролевая игра «Фаст фуды»

Иметь представление о заведениях общественного питания; иметь  навыки, связанные с этикетом в области питания;  иметь представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;                      об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать;

26

Где и как мы едим. Правила гигиены

1

Кроссворд

Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»)

Иметь навыки, связанные с этикетом в области питания                                  о предметах кухонного оборудования, их назначении;                          об основных правилах гигиены.

27

Где и как мы едим. Правила гигиены

1

28

Меню для похода

1

Дневник здоровья

Поход « Отдыхаем всей семьёй»

Знать об особенностях питания в походе; иметь знания  о здоровом правильном питании, иметь навыки  правильного поведения в походе

29

Меню для похода

1

30

Ты – покупател

1

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

Иметь  представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; уметь самостоятельно совершать покупки,  в которых содержится наибольшее количество питательных  веществ;знать  основные признаки несвежего продукта

31

Срок хранения продуктов

1

Экскурсия в продовольственный  магазин

Мини - проект

32

Пищевые отравления, их предупреждение

1

Экскурсия в поликлинику

33

Ты - покупатель Права потребителя

1

Анкетирование родителей

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» тестирование

Уметь самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

34

Ты - покупатель Правила вежливости

1

       I I I модуль

      4 класс (68 часов из расчёта 1 час в неделю)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности,

формы работы

Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися

УУД

1

Вводное занятие.

Ты готовишь себе и друзьям

1

Игра «Угадай прибор»                  Викторина «Печка в русских сказках»

Иметь представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                                  о предметах  кухонного оборудования, их назначении;            уметь самостоятельно работать с информационными источниками.

Коммуникативные:

 

  • Развивать потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

  • Умение слушать собеседника.

  • Ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение  иной точки зрения.

  • Ориентация на партнера по общению.

  • Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

  • Умение договариваться, находить общее решение.

  • Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

  • Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

  • Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

  • Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные:

  • Формировать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, уменя противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья.
  • Формирование единого целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • Анализ, синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Подведение под понятий, выведение следствий.
  • Формулирование проблемы
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция

оценка

2

Бытовые приборы для кухни

1

3

« У печи галок не считают»

1

Экскурсии на пищеблок школьной столовой, хлебопекарные предприятия

Знать правила работы с кухонным оборудованием;                               основные принципы устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;                                

4

« У печи галок не считают»

1

5

Помогаем взрослым на кухне

1

Игра «Приготовь блюдо» Практическая работа «Определи вкус продукта»                         Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста)

КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

Праздник «Капустник» «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета)

Иметь практические навыки рационального питания;  

 Знать правила техники безопасности   на кухне и сервировки стола для ежедневного приёма пищи;    Знать правила сервировки стола, соблюдать эти правила как проявления уровня культуры человека

6

Ты готовишь себе и друзьям

Блюдо своими руками

1

7

Салаты .        Ты готовишь себе и друзьям

1

8

Салаты .        Ты готовишь себе и друзьям

1

9

Салаты .        Ты готовишь себе и друзьям

1

10

Блюдо своими руками                  

1

Игра «Знатоки», игра «Поварята», ролевая игра «Русская трапеза»; игра «Поварята» , игра «Пословицы запутались»  

Русская сказка «Вершки и корешки»

Игра «Какие овощи выросли в огороде»

Конкурс «Самый оригинальный овощной салат»

Праздник «Каждому овощу –  свое время»

Игра-эстафета «Собираем овощи»

Ярмарки полезных продуктов   Мини – проекты:

«Вопросы тетушки Почемучки»         «Информбюро: советы мудрой Совы»                             «В гостях у Алены Ивановны»

Старинный рецепт

Иметь представление о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,  

Знать об истории и традициях своего народа и народов других стран; уважать чувства  к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

Знать об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания

11

Кухни разных народов

1

12

Традиционные блюда Болгарии и Исландии

1

13

Традиционные блюда Японии и Норвегии

1

14

Блюда жителей Крайнего Севера

1

15

Традиционные блюда России

1

16

Традиционные блюда Кавказа

1

17

Традиционные блюда Кубани

1

18

«Календарь» кулинарных праздников

1

19

Кухни разных народов праздник

1

20

Кулинарная история. Как питались наши предки?

1

Мини – проект          

« Здоровое питание»

Иметь представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;                                    Регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие;

21

Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника.

1

Путешествие – практикум

Выставка « Уголок крестьянской избы»,

кроссворд

Трактир « Здоровье»

Игра «Знатоки»

Встречи с интересными людьми

Праздник чая

Сказки современной кухни

Знать  о кулинарных традициях своей страны и других стран;              уметь показать  взаимообусловленность возникновения  традиционных блюд от географии  территории, а также особенностях ведения хозяйства; иметь  представление  о многообразии, простоте и пищевой ценности  многих традиционных блюд русской национальной кухни, возможности  ежедневного включения  некоторых из них  в рацион питания школьников;

знать  традиционные рецепты приготовления  блюд  русской национальной кухни (по краеведческому материалу);

22

Кулинарные традиции Древнего Египта

1

23

Кулинарные традиции Древней Греции

1

24

Кулинарные традиции Древнего Рима

1

25

Правила гостеприимства средневековья

1

26

Как питались на Руси

1

27

Традиционные напитки на Руси

1

28

Необычное кулинарное путешествие. Музеи продуктов

1

29

«Мелодии, посвящённые каше»

1

30

« Продукты танцуют»

1

31

Составляем формулу правильного питания

1

Игра «Правильно-неправильно»

Конкурс «Курочки и петушки»                       Игра «Доскажи словечко»

Организационно-деятельностная игра «Аукцион»

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)

Мини – проект « Секреты здорового питания»

Иметь представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания;  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, уметь заботиться и укреплять собственное здоровьеразвитие,

32

« Формула правильного питания»

1

33

Сахар его польза и вред

1

Мини – проект          « Меню для Сиропчика  и Пончика»

Знать взаимосвязь здоровья  и потребления сахара

34

Путешествие по «Аппетитной стране»

1

Игра – путешествие

Сказки современной кухни

Иметь представление  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; уметь  заботиться и укреплять собственное здоровье;  

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:                                                                                                                      

1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни

2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты.

   Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».

Наряду с принципом наглядности  в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Разговор о правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы  «Разговор о правильном питании», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.

2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.

3.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.

4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по правильному питанию в 4 – классе

расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в ...

Конспект занятия по программе "Разговор о правильном питании"во 2 классе. Тема "На охоту вместе с Шариком"

Занятие проводится в рамках реализации программы " Разговор о правильном питании". Обучающиеся в игровой форме знакомятся с лесными ягодами - полезными и вредными для здоровья.Цель данного занят...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса

Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...

Рабочая программа факультативного курса "Разговор о правильном питании". 1 - 2 класс.

 Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе ФГОС,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной...

Конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" в 4 классе, опираясь на Сингапурскую систему обучения, по УМК "Начальная школа XXI века"

Подробный конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" составлен по Сингапурской системе обучения. Урок очень насыщенный и интересный, все новые обучающие структуры описаны. Данный матери...

Программа внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании" 1-4 класс

Содержание программы отвечает следующим принципам:- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подрост...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...