Статья: «Педагогические технологии - как способ развития здоровьесозидающего взаимодействия в начальной школе».
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Харитонова Алена Ивановна

В контексте создания здоровьесозидающей образовательной среды целесообразно говорить об организации здоровьесозидающего взаимодействия учителя и ученика на уроке, так как урок – это основная форма организации учебного процесса в современной школе. Здоровьесозидающие педагогические технологии – важный способ осуществления такого взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогические технологии - как способ (инструмент) развития здоровьесозидающего взаимодействия на уроках в начальной школе».

Харитонова А.И., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №81

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж. Руссо

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, формирование у них здорового стиля жизни является одной из главных задач, поставленных нашим государством перед институтом образования.        

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности школы.

Особенно значима эта проблема для начальной школы, так как связана с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». В связи с этим стало ясно, что гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Следовательно, основная работа в этом направлении ложится на плечи учителей, осуществляющих педагогическое взаимодействие.

Решение проблем здоровья в системе образования в настоящее время не исчерпывается его сохранением (или «сбережением»); кроме того, в системе образования неизбежно доминирующими становятся педагогические способы обеспечения здоровья человека, в том числе обучение его управлению собственным здоровьем. Здоровьесозидание – это относительно новый термин, который в образовании рассматривается как творческая деятельность, направленная на совершенствование здоровья участников образовательного процесса.

В контексте создания здоровьесозидающей образовательной среды целесообразно говорить об организации здоровьесозидающего взаимодействия учителя и ученика на уроке, так как урок – это основная форма организации учебного процесса в современной школе. Здоровьесозидающие педагогические технологии – важный способ осуществления такого взаимодействия.

Цель применения здоровьесозидающих технологий на уроке состоит в том, чтобы обеспечить ученику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, содействовать формированию у него культуры здоровья.

В понимании некоторых педагогов-практиков,  «здоровый урок» – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся, удерживая её на индивидуально-высоком уровне. «Здоровый урок» – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. «Здоровый урок» – это тот урок, который не научает, а развивает» .

На практике создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий цели и задачам урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.

Известный педагог В.И. Ковалько отмечает, что в начальной школе здоровьесозидающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Такие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения и здоровьесозидания, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося.

Как же организовать урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

Остановлюсь, в частности, на уроках окружающего мира, так как «Окружающий мир» в начальной школе - это та дисциплина, где учитель без труда может включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа, таким образом формируя у учащихся знания о здоровье. Однако, по моему мнению, любой урок может и должен выполнять свою здоровьесозидающую функцию.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры. Сюжетные игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика; учащиеся играют различные роли, проигрывают определенный сценарий, включаются в диалог. Активизация деятельности школьников достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Например, при изучении темы «Разнообразие растений» учащиеся выступают в роли ботаников, которые путешествуют по родному краю и изучают жизнь растений. Проверку домашнего задания и актуализацию знаний можно проводить также в игровой форме («Лото», «Ты - мне, я - тебе»). Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, решающих экологические проблемы.

Очень часто для активизации здоровьеформирующего взаимодействия школьники включаются в групповую и парную работу. Так, при изучении новой темы, предполагающую работу с текстовым материалом можно использовать приёмы технологии развития критического мышления. Работая в группе, ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и ощущать, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары создаются несколькими способами: выбор делают сами ученики, основываясь на общих интересах или дружбе; случайный выбор; решение принимает сам учитель. 

Чередование видов деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7 (планируется смена вида занятий через 7-10 мин.); выдача заданий, решение которых может быть связано с использованием личного жизненного опыта, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие, также способствуют снятию усталости на уроке.

Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, важно следить за посадкой учащихся, проводить зарядку для глаз, психофизические паузы. При проектировании урока отдавать предпочтение методам обучения, способствующим активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», – убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха известный русский писатель К.Д. Ушинский в 1948 году.

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся на уроках используются видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес детей, обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. С позиций личностно-ориентированных технологий применение дифференцированных заданий обязательно, обязателен также учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.

Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Применяя свои знания, они учатся использовать компьютер в обучающих целях, учатся общению, пытаются представить результат деятельности в виде цифрового продукта. Средства ИКТ позволяют применять на уроках интерактивные методы обучения. Практически на всех уроках в начальной школе можно использовать электронное приложение к учебнику(на разных этапах ).

С целью укрепления здоровья школьников на уроке важно добиться благоприятного психологического настроения. Это достигается посредством создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Учителю важно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций (как для себя, так и для учащихся), поскольку такие эмоции являются здоровьеразрушающими.

Для создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; необходимо обеспечить доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей. Ключевое значение имеет эмоционально-положительная оценка деятельности школьника.

Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа.

Вышеизложенное позволяют сделать вывод о том, что любой урок в начальной школе в зависимости от способов организации учебного взаимодействия в полной мере может реализовать свой здоровьесозидающий потенциал, раскрыть возможности для формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных, универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения.

С целью повышения здоровьесозидающего потенциала взаимодействия «учитель-ученик» на уроках в начальной школе применяются педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Это такие технологии, как: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии развивающего обучения, проблемное обучение; технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов), коллективный способ обучения, ИКТ-технологии, некоторые приемы технологии развития критического мышления и др.

На этих уроках значительно повышается активность учащихся, материал усваивается лучше, возникает познавательный интерес и стремление детей к дальнейшему получению информации, формируются умения учиться, заботясь о своем здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Внимание как необходимый фактор развития учащихся в начальной школе"

В данной статье собрана необходимая информация о внимании, способов диагностики и улучшения...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Групповая работа, как один из способов развития УУД учеников начальной школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»         СообщениеГрупповая работа, как один из способов ...

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...