Рабочая программа_Школа здоровья
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Петрова Валентина Ивановна

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваемости среди населения: около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений оздоровительной культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном здоровьесберегающем обучении младших школьников призвана служить работа учителя по программе «Школа здоровья», разработанной на основе Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Цель данного курса – через комплексное применение здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_zdorovya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Валентина Ивановна_учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Белгорода

Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов

Объяснительная записка

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваемости среди населения: около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений оздоровительной культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном здоровьесберегающем обучении младших школьников призвана служить работа учителя по программе «Школа здоровья», разработанной на основе Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Цель данного курса – через комплексное применение здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа  призвана решить следующие задачи: 

  1. укрепление здоровья детей;
  2. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  3. развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  4. создание условий реализации потребности в двигательной активности через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.

Программу следует рассматривать в трёх плоскостях:

  1. Участниками «Школы здоровья …» являются учащиеся младших классов, их родители, медицинские работники, психологи, учителя.
  2. Работа охватывает и учебный процесс, и свободное время учеников. Используются медицинские, психологические и образовательные методики.
  3. Важным результатом работы должно явиться достижение единства взглядов педагогов, медицинских служб, учащихся и родителей на проблему здоровья.

Работа учителя организовывается  в следующих направлениях:

  1. Работа с учащимися во время учебной и внеурочной деятельности
  2. Работа с родителями
  3. Работа с педагогическим составом

Здоровьесберегающие мероприятия в системе педагогических технологий

  1. Учебная деятельность

Перед началом учебных занятий,

на переменах и  после занятий

  • контроль над чистотой и опрятностью учащихся;
  • проветривание класса;
  • мытьё рук перед завтраком;
  • завтрак;
  • игры на переменах;
  • спортивный час на улице;
  • вытирание пыли влажной тряпкой на школьной мебели и подоконниках;
  • поливка цветов в классном кабинете;
  • влажная уборка учебного помещения после уроков первой смены;

Во время уроков

математики:

  • проведение комплекса упражнений для уроков математики (на 10 минуте урока)
  • проведение упражнений по профилактике близорукости (на 20 минуте урока):
  • счёт по таблице с числами от 1 до 9
  • счёт по таблице с числами от 1 до 10 красного и чёрного цвета
  • счёт по таблице с числами от 1 до 20
  • физкультминутка под музыку (на 20 минуте урока) из 5—6 упражнений (2—3 из них целенаправленно формируют осанку);
  • контроль правильной осанки учащихся (в течение всего урока);

обучения грамоте (русский язык):

  • проведение комплекса упражнений для уроков русского языка (на 10 минуте урока);
  • гимнастика для пальцев (на 20 минуте урока);
  • проведение упражнений по профилактике близорукости (на 20 минуте урока):
  • чтение алфавита по таблице с буквами
  • игра «Дрессированный кузнечик»

проведение упражнений для глаз по таблице с кругами;

  • контроль  правильной осанки учащихся (в течение всего урока);
  • Беседы по охране жизни и здоровья на уроках обучения грамоте:
  • Осторожность при обращении с колющими предметами (Знакомство с буквой «Ё»);
  • Опасность, исходящая от диких животных (Знакомство с буквой «Е» -  лес);
  • Как пользоваться швейными принадлежностями (Знакомство с буквой «И»);
  • Как вести себя  у водоёма (Знакомство с буквой «Р»);
  • Осторожность при общении с собаками (Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»);
  • Как не утонуть в реке (Чтение сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок»);
  • Ориентирование в лесу (В. Берестов «Как найти дорожку»);
  • Оказание первой помощи при ранах (Знакомство с буквой «Б» - бинт);
  • Опасность ожога (Знакомство с буквой «П» - печка);
  • Отчего возникает пожар (Знакомство с буквой «Ч» - спички);
  • Правила пользования инструментами (Знакомство с буквой «Щ» - клещи);
  • Можно ли открывать двери незнакомцам (Знакомство с буквой «Х» - «Малыш у себя дома»);
  • Собака – друг или враг? (Чтение рассказа Е.Чарушина «Томка»);

обучения грамоте  (чтение):

  • проведение комплекса упражнений для уроков чтения (на 10 минуте урока)
  • проведение дыхательных упражнений и  

работа со скороговорками (на 20 минуте урока)

  • контроль над правильной осанкой учащихся (в течение всего урока)
  • Беседы по охране жизни и здоровья на уроках чтения:
  • Профилактика простудных заболеваний (В.Сутеев «Под грибом»);
  • Как не замёрзнуть зимой (С.Маршак «12 месяцев»);
  • Правила поведения во время купания в водоёмах (Е.Чарушин «Как Томка научился плавать»);
  • Нужно ли обращаться к докторам (Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора»);
  • Надо ли  мыть овощи и фрукты (В.Сутеев «Яблоко»);
  • Правила питания (Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»);
  • Как вести себя с незнакомыми предметами (Н.Носов «Живая шляпа»);
  • Почему опасно бросать предметы из окна (В.Драгунский  «Тайное становится явным»);
  • Как вести себя у весенних водоёмов (С.Маршак «Апрель»);
  • Правила пользования режущими предметами (Е.Пермяк «Торопливый ножик»);
  • Осторожность в использовании садового инвентаря (А.Барто «Я лишний»);
  • Переправа через реку (Народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»);
  • Опасность пожара (К.Чуковский «Путаница»);

литературного чтения:

  • Беседы по охране жизни и здоровья на уроках литературного чтения:
  • Осторожность в лесу (И.Соколов – Микитов «Русский лес»);
  • Чем опасны дикие животные? (В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»);
  • Почему нельзя доверять незнакомым людям? (Ш.Перро «Красная шапочка»);
  • Как вести себя во время землетрясения или теракта (Урок творчества «Сказочные теремки»);
  • Чем плоха излишняя доверчивость (Народная сказка «Кот, петух и лиса»);
  • Если вас похитили (К.Чуковский «Муха – Цокотуха»);
  • Как одеваться зимой (С.Есенин «Поёт зима – аукает»);
  • Первая помощь при обморожениях (Русская сказка «Лисичка – сестричка и Волк»);
  • Правила поведения на болоте (В.Сутеев «Палочка – выручалочка»);
  • Как вести себя в лодке (Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»);
  • Правила поведения во время грозы (А.Барто «Весенняя гроза»);
  • Как пользоваться ножницами (Е.Ильина «Чик – чик ножницами»);

окружающего мира:

  • физкультминутка в стихах (на 10 минуте урока);
  • гимнастика на расслабление (на 20 мин урока);
  • контроль над правильной осанкой учащихся (в течение всего урока)
  • Беседы по охране жизни и здоровья на уроках окружающего мира:
  • Правила дорожного движения («Дорога от дома до школы»);
  • Правила дорожного движения («Улицы города»);
  • Осторожность в общении с незнакомцами («Мой воскресный день»);
  • Чего опасаться в парке («Прогулка в парк»);
  • Для чего нужно мыть овощи и фрукты («Что осень нам подарила»);
  • Правила личной гигиены (Поиграем: «Кто самый аккуратный»);
  • Что мы знаем о режиме дня («Что такое здоровье»);
  • Берегите слух и зрение («Наши помощники – органы чувств);
  • Правила поведения в спортивном зале («Урок в спортивном зале»);
  • Как защитить себя от укусов насекомых («Прогулка в парк»);
  • Правила поведения у воды и в воде (Прогулка на водоём);
  • Чем опасны дикие звери («Поиграем: лесные новости»);
  • Как не простудиться («Погода в ноябре»);
  • Осторожно, гололёд («Декабрь: свойства и состояния воды»);
  • Какие опасности подстерегают нас весной (авитаминоз, аллергия) («Звуки весны: апрель);
  • Секреты богатырского здоровья («День космонавтики»);
  • Правильно ли мы питаемся («Здоровая пища»);

изо и художественного труда:

  • физминутка под музыку (на 10 минуте урока);
  • упражнения на расслабление (на 20 минуте урока);

беседы «Как правильно пользоваться рабочими  инструментами: ножницами, иглами, карандашами...»

физической культуры:

  • подготовка спортивного зала и инвентаря к занятиям;
  • осуществление контроля за
  • дисциплиной учащихся;
  • наличием спортивной одежды и обуви;
  • проведение специальных профилактических упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия;
  • проведение бесед по ОБЖ;

проведение подвижных игр, эстафет, соревнований «Весёлые старты» и т. д.

  1. Внеурочная деятельность
  • утренняя гимнастика;
  • приём солнечных, воздушных ванн во время прогулки;  
  • игры в режиме продленного дня;
  • занятия в кружках физической культуры и спортивных секциях,
  • участие в спортивных соревнованиях  «Весёлые старты»;
  • проведение Дней здоровья (последняя суббота каждого месяца);
  • выполнение точечного массажа по А.А.Уманской для профилактики ОРЗ
  • приём водных процедур перед сном
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся:
  • Конкурс рисунков «Здоровые зубы – здоровью любы» (сентябрь);
  • Устный журнал «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (сентябрь);
  • Выпуск бюллетеня «Советы доктора Айболита» для  классного санитарного уголка (октябрь);
  • Обсуждение ситуации «А если руки не мыть» (октябрь);
  • Игра – соревнование «Ученическая скорая помощь» (ноябрь);
  • Практическое занятие по уходу за одеждой и обувью (ноябрь);
  • Праздник чистоты «Мойдодыр приехал» (декабрь);
  • Беседа «Осанка – стройная спина» (декабрь);
  • Чтение сказки К.Чуковского «Доктор Айболит» (январь);
  • Смотр – конкурс на лучшее санитарное состояние рабочего места (январь);
  • Классный час «Вред табачного дыма» (февраль);
  • Выпуск бюллетеня «Не бойтесь уколов, ребята» (февраль);
  • Конкурс пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» (март);
  • Занятие – презентация «Огонь – друг и враг» (март);
  • Беседа «Правила обращения с газовыми и электрическими приборами» (апрель);
  • Представление кукольного театра «Если хочешь быть здоров – закаляйся» (апрель);
  • Конкурс рисунков – кожа надёжная защита организма» (май);
  • Обсуждение ситуации «Зачем человеку уши» (май);
  • Работа над правилами дорожного движения:
  • что такое правила дорожного движения (сентябрь);
  • наша улица (сентябрь);
  • игра «Светофор» (октябрь);
  • городские улицы (октябрь);
  • чтение детских книжек С.Маршака по ПДД (ноябрь);
  • перекрёстки (ноябрь);
  • загородные дороги (декабрь);
  • мы идём в школу (декабрь);
  • пешеходные перекрёстки (январь);
  • настольные игры по ПДД (январь);
  • мы пассажиры (февраль);
  • презентация «Как должен вести себя пешеход» (февраль);
  • дорожные знаки (март);
  • викторина «Хорошо ли мы знаем дорожные знаки» (март);
  • где можно и где нельзя играть (апрель);
  • движение по улицам группами (апрель);
  • конкурс рисунков по ПДД (май);
  • конкурс детских творческих работ (сказки, стихи о ПДД) (май);
  • Профилактика злоупотребления психотропных веществ:
  • Я неповторимый человек (сентябрь);
  • О чем говорят чувства (октябрь);
  • Множество решений (ноябрь);
  • Нужные и ненужные тебе лекарства (декабрь);
  • Учусь делать здоровый выбор (январь);
  • Курение.
  • Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
  • Правда об алкоголе.
  • Что такое психоактивное вещество?

  1. Работа с родителями
  • Работа с родителями во внеурочное время:
  • привлечение родителей к участию в Днях здоровья;
  • привлечение родителей к проведению спортивных соревнований «Весёлые старты»;
  • Тематика бесед, проводимых на родительских собраниях:
  • Тестирование родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым» (I четверть)
  • «Каков он — здоровый ребенок? (II четверть)
  • «Основные принципы режима для младшего школьника» (III четверть);
  • «Гигиена питания» (IV четверть);

  1. Работа с педагогами
  • Выступления на МО учителей начальных классов по вопросам здорового образа жизни ("Помоги себе сам"):
  • Профилактика пищевых отравлений.
  • От чего зависит работоспособность
  • Здоровые и вредные привычки.
  • Консультации для воспитателей групп продлённого дня (по общению с детьми, культурным навыкам, санитарно-гигиеническим нормам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

Рабочие программы_Школа 2100_1 класс

Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...

Рабочая программа "Школа мяча"

Программа по баскетболу для 1 класса...

Рабочая программа "Школа здоровья"

Назначение рабочей программы– формирование у детей младшего школьного возраста представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; рациональной...