Рабочая программа "Школа мяча"
рабочая программа (физкультура, 1 класс) на тему

Иванец Елена Сергеевна

Программа по баскетболу для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_myacha_programma.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим  советом                                              Директор начальной школы- детского

Протокол №       от                                                сада №40 «Солнышко»

                                                                __________________ Извольская Н.В.

                                                          Приказ № ______ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА

 «Школа мяча»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 лет (УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА)

Автор: Иванец Е.С.- инструктор физической культуры

МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа- детский сад№40 компенсирующего вида «Солнышко»

 Пояснительная записка.

Современную  систему воспитания можно  рассматривать как  систему социального  становления  личности. Всё  больше  в  ней  отводится активным  приёмам  и  средствам  воспитания,  таким  как  игры  и  соревнования.  Известные  педагоги  прошлого  и  настоящего Песталоцци, Ушинский,  Сухомлинский  и  др.  относились  к  игре как  к  уникальному  явлению  детства .Игра – не  имитация  жизни,  это  очень  серьёзная  деятельность,  которая  помогает  ребёнку  самореализоваться. Огромное  значение  для  ребёнка  имеет  участие в  жизни  класса  вне  школьных  уроков.  Для  многих  ребят - это  основной  мотив  посещения школы,  так  как  есть  возможность  проявить  инициативу  и  самостоятельность,  ответственность  и  открытость.          В  игре  преодолеваются  трудности,  даётся  выход  энергии.   Элемент  соревнования  пробуждает  смекалку,  нацеливает  на  творчество.  В первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений.

Повышение эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте продолжают закладываются основы физического развития человека.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

  1. недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года)
  2. большая загруженность статическими занятиями
  3. желание реализовать себя в движении
  4. взаимосвязь с  программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта  с первого класса
  5. желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным
  6. коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
  7. преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);
  8. активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.        

Дополнительная образовательная программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа   полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).

Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.

Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность  и точность выполнения упражнений с мячом.

Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:

- «Старт», Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;

- «Программа Олимпийского образования дошкольников», И.А. Филиппова;

- «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.);

- Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В.Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко;

- Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол»

Адашкявичене Э.Й.

МОУ  начальная школа-детский сад « Солнышко» работает по «Программе воспитания, обучения в детском саду», под редакцией   М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года), коррекционная работа в детском саду проводится по программе Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (М.,Просвещение 2003г)

Программа обеспечивает

  1. всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков
  2. способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном совершенствовании своих результатов
  3. создает оптимальные условия для реализации творческой активности

Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом,  использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и, снимает напряжение.

Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.

Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.

Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала  в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.

Принимая во внимание необходимость  индивидуальной  и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.

Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей младшего  школьного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей  младшего школьного возраста, и специфику работы учреждения.

На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения  в действии кистью при передаче, ведении, броска  мячом по кольцу.

Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в школе. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию МОУ и начальной школы.

Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

           ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Цель работы кружка «Школа мяча» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники  игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Задачи кружка «Школа мяча»

  1. Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
  2. Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
  3. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
  4. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
  5. Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
  6. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
  7. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Принципы физического воспитания.

Принципы физического воспитания, в соответствии с которы ми складываются закономерности, правила и требования, предьявляемые  к учителю, определяют его деятельность по всесто ронней физической подготовке ребенка к будущей жизни, рас крытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими ди дактическими принципами (сознательности и активности, нагляд ности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выра жают специфические закономерности физического воспитания. Пе речислим основные из этих принципов:

  1. всестороннее и гармоническое развитие личности;
  2. связь физической культуры с жизнью;
  3. оздоровительная направленность физического воспитания;
  4. непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
  5. постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
  6. цикличное построение занятий;
  7. возрастная адекватность направлений физического воспи тания.

Общепедагогические принципы
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию дви жений.
Осознание техники движения, последовательности его выпол нения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоро вительное воздействие физических упражнений на организм, ре бенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; приду мывает комбинации движений, их варианты, организовывает зна комые игры и придумывает свои.
П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выпол нять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельно сти в действиях и волевым проявлениям.
Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последую щего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего до школьного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последователь ность физкультурных занятий с обязательным чередованием на грузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.
Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими меро приятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровитель но-воспитательный режим, тогда как прекращение систематичес ких занятий снижает функциональные возможности его организ ма и уровень физической подготовленности.
Усвоение движений, формирование двигательных навыков тре буют их повторяемости.
Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повто рений образуются двигательные навыки, вырабатываются дина мические стереотипы.
Система повторения физических упражнений строится на усвое нии нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.
Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение
принципа постепенности. И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.
Стратегия и тактика систематического и последовательного обу чения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительно го восприятия с мышлением.
Он способствует направленному воздействию на функции сен сорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная на глядность.
Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.
Опосредованная наглядность представлена демонстрацией по собий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обес печивающих представление о выполняемом действии.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, раз вивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формиро вание двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип наглядности осу ществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точ ное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенно сти в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важ ные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно вли яет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступ ности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выпол нении определенного упражнения.
Соблюдение принципа доступности предполагает, что, моби лизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.
Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги по лучают путем тестирования и диагностирования, изучения резуль татов медико-педагогического контроля.
Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функ циональным и приспособительным возможностям детского орга низма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширя ются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.
По мере развития физических и духовных сил ребенка изменя ются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые по степенно усложняются в различных формах двигательной деятель ности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упраж нений способствует преодолению трудностей при усвоении двига тельных навыков.
Реализация принципа доступности требует соблюдения после довательности в создании методических условий. Поскольку дви гательные умения и навыки базируются на уже приобретенных уме ниях, важным условием принципа доступности является п р еемственность физических упражнений. Распределение мате риала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с по следующим, обеспечивает усвоение программного содержания.
Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к не освоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному. Од нако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка [23, с. 94]. Оптимальное по строение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принци па доступности в работе дошкольного учреждения.
Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать поло жительные качества и способности ребенка.
Принцип индивидуализации в физическом воспитании осу ществляется на основе общих закономерностей обучения и вос питания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог все сторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его раз витие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребен ка, его двигательных способностей и состояния здоровья намеча ются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигатель ной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важ нейших принципов, обеспечивающих последовательность и пре емственность между занятиями, частоту и суммарную протяжен ность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие мор-фофункциональных свойств организма, которые развиваются и со вершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип не прерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса [23, с. 94]. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы па раметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от эта па к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на ос нове
принципа постепенного наращивания развивающе-тренирую-щих воздействий. Она выражает поступательный характер и гаран тирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе фи зического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от зако номерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
Реализация потенциальных двигательных возможностей орга низма, прогрессивное изменение психофизических качеств про исходит волнообразно и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания способствует
принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последова тельности занятий, что обеспечивает повышение тренированно сти, улучшает физическую подготовленность ребенка.
Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функцио нальные возможности организма развиваются в физическом вос питании на основе
принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет
принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он со действует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нрав ственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укреп ления здоровья ребенка.
Подбор физических упражнений для ребенка направлен не толь ко на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его рабо тоспособности, совершенствование психофизических качеств, под-Держание эмоционально-положительного состояния, жизнерадо стности и любви к жизни.
Физические упражнения в сочетании с определенными проце дурами повышают функциональные возможности организма, спо собствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.
Все принципы физического воспитания осуществляются в един стве. Они реализуют оздоровительную направленность физическо го воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жиз нью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, фор мируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Нормативно- правовая база  

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». (№124-ФЗ от 24.07.98 г.)
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». (№12-ФЗ от 1992г.)
  4. Концепция дошкольного воспитания. (16.06.1989г.)
  5. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№80-ФЗ от 29.04.99 г.)
  6. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ от 30.03.99г.)
  7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (№ 666 от 12.09.2008г.)
  8. Приказ МО РФ №448 от 22.08.96г. «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»
  9. Письмо МО РФ №65/23 - 16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  1. Приказ МО РФ и МЗ РФ № 186/272 от 30.06.1992г.
  2. Приказ МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
  3. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 1249 – 03)
  4. «О преемственности дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура» МО.  РФ
  5. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
  6. Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля за детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс.2001)

Содержание программы кружка «Школа мяча»

Количество занятий –2занятия в неделю, 64 занятий в учебный год ( с сентября по май).

Длительность кружкового занятия для детей младшего школьного возраста-30 минут.

Место проведения кружка – спортивный зал МОУ
     
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Необходимо научить детей определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков мяча. Постепенное усложнение достигается систематическим включение в занятия:

- в упражнениях на месте, затем в движении, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока, в сочетании разных действий с мячом и без мяча;

- в играх – усложняя действия с мячом и взаимодействия игроков между собой.

I.Подготовительная работа.

  1. Дети должны освоить технику игры в баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
  2. Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину.
  3. Основная стойка баскетболиста: ноги  согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги.
  4. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.
  5. Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.

II.        Обучение способам действия.

  1. Учить детей остановкам необходимо в такой последовательности: остановка после ходьбы, потом после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе и неожиданная остановка
  2. Учить ребенка правильно держать мяч: и.п. держать мяч на уровне груди обеими руками, при этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади/сбоку, пальцы широко расставлены.
  3. Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом.
  4. Мяч в руках долго не задерживать, действовать быстро (передавать его другому, бросать, вести и т.д.).
  1. Учить  передаче мяча сначала двумя руками, а потом правой и левой ( на месте и в движении).
  1. При передаче мяча держать его на уровне груди.
  2. Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком.
  3. Учить ребенка правильно держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку, не бить по мячу, а толкать его вниз, вести вперед – сбоку, а не прямо пред собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч.
  4. Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди ( при этом способе  игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину.
  5. Одной рукой от плеча  (мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе и придерживается другой; слегка согнутые ноги выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти руки направляется в корзину).
  6. Первоначальное расстояние до корзины в период обучения броскам по кольцу 1м, потом 2 -2,5м, высота детского щита с корзиной 1,5 – 2м.

.        

III.        Подводящие упражнения.

  1. Отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте.
  2. Ведение мяча, передвигаясь шагами,
  3. Ведение мяча, передвигаясь бегом по прямой
  4. Ведение мяча, передвигаясь со сменой направления
  5. Ведение мяча при противодействии другого игрока

IV.        Организация игры.

  1. Игра делится на два тайма по 5 минут.
  2. Между таймами планируется обязательный перерыв.
  3. Педагог следит за продолжительностью игры.
  4. Во время перерыва происходит замена уставших детей.
  5. При перелетании мяча через боковую линию игра останавливается.
  6. Возвращает мяч в игру команда противника
  7. С мячом в руках игрок может сделать не более 3 шагов. После этого он должен вести мяч, передать его другому игроку или забросить в корзину
  8. Запрещается вести мяч двумя руками одновременно
  9. Запрещается бежать с мячом в руках
  10. Запрещается толкать игроков, держать их за одежду, руки.

Тематический план кружка «Школа мяча»

Раздел, к-во часов,

Тема занятия

Основные виды деятельности

1

Упражнения и игры с передачей мяча

10 часов

Первоначальное обучение

2 часа

Перемещения

Передача мяча двумя руками

Вводное слово учителя о школе мяча.

1.Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом.

2. Перемещение в стойке боком, спиной вперед.

  1. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
  2. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
  3. Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте парами.
  4. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.
  5. Передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его.
  6. Передача мяча одной рукой от плеча на месте.
  7. Передача мяча одной рукой в движении.

Игры «10 передач», «Мяч водящему

2

Углубленное разучивание:

6   часов

передача мяча

  1. передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево)
  2. Передача мяча в тройках, пятерках.
  3. передача мяча в колоннах с переходом в конец своей колонны, а затем противоположной колонны.

Игры «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».

3

Совершенствование:

2 часа

Передача мяча

Передача мяча парами при противодействии защитника

Игры «Поймай мяч», Займи свободный кружок»

Упражнения и игры с ведением мяча

10 часов


Первоначальное обучение:

2 часа

Ведение мяча

1.Ведение мяча на месте.

2.Ведение мяча вокруг себя

3.        Ведение мяча, продвигаясь вперед шагом

Углубленное разучивание:

6 часов

1.        Ведение мяча с изменением

-направления движения

-скорости передвижения

-высоты отскока мяча

2.        Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него.

3.        Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча

Совершенствование:

2 часа

Игры: «Вызовы по номерам», «ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафета с ведением мяча»

Упражнения и игры с бросками мяча в корзину

10 часов

Бросок мяча в корзину

Первоначальное обучение:

2 часа

  1. Бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом.
  2. Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.
  3. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

Игры «пять бросков», «Чья команда больше».

Углубленное разучивание:

6 часа

  1. Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки).
  2. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

Совершенствование:

2 часа

Игры «Мяч ловцу», «Мяч капитану»; игра в баскетбол по облегченным правилам.

Игры «бросание мяча в парах», «Метко» в корзину»

Сочетание действий:

- ловли – бросков мяча,

- ведения – бросков мяча,

- ловли – ведения мяча,

- ведения - передачи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ тактическим  ПРИЕМАМ  ИГРЫ

4 часа

Передвижения без мяча и с мячом

Тактика нападения

1.Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом.

2. Перемещение в стойке боком, спиной вперед.

3. Остановка двумя шагами и прыжком.

4. Ведение с изменением направления.

5. Игра в мини-баскетбол.

6. Ведение с пассивным сопротивлением.

7. Учебная игра.

 

Тактика защиты

  1. Защитные действия против игрока без мяча.
  2. С мячом.
  3. Командные защитные действия.
  4. Подстраховка.
  5. Персональная опека игрока
  6. Учебная игра.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

17 часов

  Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоик на расстоянии 1,5 – 2 м. По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает.

    Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

    Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает.

    Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е.  игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.

    Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.

Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его  вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает.

Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.

Колесо. Играющие стоят в колоннах по три, расставленных лучами по окружности лицом от центра. У первых игроков по мячу. По свистку первые игроки бегут с ведение мяча по кругу, обегая  колонны (в одном заданном направлении). Добегая до своей колонны,  передают мяч из рук в руки первому, а сами встают в конец колонны. И так до тех пор, пока первый вновь не становится в начале. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.

Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.  

Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.

Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.

Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.

Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее.

Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

16 ЧАСОВ

Развитие двигательных качеств

1.Пробегание отрезков по 6-10 м,

2.Стартовые рывки с места.

3.Ускорения из различных

исходных положений.

  1. Прыжки на батуте.
  2. Метание мяча в движущуюся цель с места и в движении.
  3. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов.
  4. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.
  5. Прием нормативов.

ТЕОРИЯ

1 час

Правила соревнований

Жесты судей.

Правила игры в мини-баскетбол.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

У детей младшего школьного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель у детей младшего школьного возраста становится правильнее, свободнее, все движения достигаются определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.

Ребенок младшего школьного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры  с мячом, цель и правила ее. Во время игры он должен уметь определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и  упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом. В 5-7 лет дети могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней  обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий.  Для одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски в корзину. Они выполняются разными способами в зависимости от умения детей, их физической подготовленности и ситуации в игре.

Важнейшим требованием к уровню  подготовки воспитанников является принцип отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей. Выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой  подвижной игры с мячом, которые доступны детям младшего школьного возраста, соответствуют его физическому развитию и дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.

Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимых для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей

I блок: упражнения с передачей мяча

Тест

Условия выполнения

Результат

Высокий уровень

3балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1балл

1

Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте

Расстояние 2, 5-3м

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

2

Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю

3-4м

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

3

Передача мяча двумя руками в парах, передвигаясь вперёд боковым галопом

10м  (не уронить мяч)

8-10м

5-7м

1-2м

II блок: упражнения с ведением мяча

1

Ведение мяча на месте двумя руками

10с

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

2

Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя

Время не ограничено

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

3

Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд

Расстояние 10м (не потерять мяч)

10м

1-2м

III блок: упражнения с бросками мяча в корзину

1

Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди

10 бросков, расстояние до корзины 2м

8-10 раз

3-7 раз

0-2м

2

Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы

5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м

4-5раз

2-3 раза

0-1раз

3

Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксации остановки

3 броска, ведение – 5м

3 раза

1-2 раза

0

Сумма балов за тесты

27

18

9

Высокий уровень – от 19 до 27 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.

Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.

Пособия и оборудование

Оборудование площадок и инвентаря для игры.

Оборудование площадок для обучения игры в баскетбол должно отвечать определенным требованиям. Применительно к участку детского сада, с учетом возраста младших школьников, наиболее удобна площадка для игр с мячом, уменьшенная наполовину по сравнению со взрослой.

Список литературы:

Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников.  М., 1983.

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость.  М., 1981.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981.

Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.

Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.

Дайлидене И.Ю. Поиграем, малыш! М.. 1992.

Данчева Р., Ганева М., Живкова К. Спортивноподготовительные упражнения и игры в детских садах. София, 1985.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века / автор-составитель Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М., 2000.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989.

Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. Син., 2002.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.,  1993.

Программа «Физическая культура» (начальная школа), под ред. А.М. Матвеева, совместно М.В. Малыхиной  М.,1999.

Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. СПб., 2001

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

Плаксина Л.И.Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду( Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида.

М.: Просвещения 2003 г.

 Сековец Л.С. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Н.Новгород 2001г.

 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт,1992г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспет урока "Ведение мяча и передача мяча 2-я руками" 4 класс

Цель:   Закрепить  навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр. Задачи:  Образовательная: закрепить технику ведения и передачи мяча 2...

Ловля и передача мяча в движении. Ведение мяча.

Умение владеть мячом: держание, передачи на расстоянии, ловля, ведение мяча....

Ловля и передача мяча в баскетболе. Ведение мяча.

Презентация  уроку на тему: "Ловля и передача мяча в баскетболе. Ведение мяча"....

Обучение ведению мяча в движении и передаче мяча в парах»

Содержание урокаДозировкаОрганизационно-методические указания       Построение. Приветствие. Рапорт. Сообщение задач урока. Сегодня мы продолжаем знакомиться с техн...

«Элементы техники владения футбольным мячом (ведение мяча, остановка мяча подошвой, обводка)».

Повторение техники передачи мяча внутренней стороной стопы и остановки мяча подошвой....