Программа по Ритмике
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

тупикина наталья владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1a_klass_vneur.deyat_._ritmika.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная программа для занятий по ритмике в 1 классе  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Ритмика» на 2017-2018 учебный год введен как элемент внеурочной деятельности.Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития  детей, страдающих детским церебральным параличом  средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных
упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: палками, мячами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с НОДА нарушены двигательных функции  и мышечная сила пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

                    Коррекционная  направленность работы на уроках ритмики.

Обучающиеся с НОДА испытывают при обучении ритмики трудности:

Нарушение моторной координации

Нарушение пространственных представлений, ориентации Неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания.

Неготовность выполнить задание без пошаговой инструкции и помощи.

Непонимание, неумение выполнять многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых).

Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов.

Коррекция внимания

1.Развивать целенаправленное внимание.

2.Развивать наблюдательность. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.    

3.Развивать  сосредоточенное  (концентрированное) внимание на одном объекте.

4. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

5.Воспитывать устойчивость внимания ( не отвлекаться).

6.Пробуждать активность внимания.

  Коррекция мышления

1. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью  детей
(сниженная двигательная активность, переутомления и т. п.)

2.Учить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье

3.Учить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации)

4.Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, учить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня 

5.Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

6.Развивать целенаправленность в работе

7.Учить организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.)

Коррекция речи

1.Создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности.

2.Расширять пассивный словарь.

3.Учить последовательности выражения мысли.

4.Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

5.Работать над развитием активного словаря.

   Коррекция памяти

1. Корректировать двигательную (моторную) память.

2.Развивать логическую память.

3. Развивать механическую память.

4.Развивать смысловую память.

5.Совершенствовать навыки прочного запоминания.

6. Развивать словесно-логическую память.

7. Корректировать двигательную память.

8. Развивать скорость запоминания.

9. Развивать полноту запоминания.

10.Развивать преднамеренное запоминание.

11.Развивать произвольное запоминание.

12.Развивать образную память, тренировать память.

  Коррекция восприятия, ощущения, представления

1.Работать над расширением зрительного восприятия.

2.Работать над ориентировкой в новой ситуации.

3.Развивать   представление   и   творческую   активность.

4.Расширять   представления   через   сопоставления, сравнения.

 

Коррекция самооценки

1.Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.

2.Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребности занимать достойное место среди других людей.

3.Устранять навыки некритичной, неустойчивой и положительной самооценки.

4. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. П. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, сказок.
Обучению  детей с НОДА  танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
                           
Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Ритмика» в1 классе начальной школы в соответствии с новым Базисным учебным планом отводится 1 ч в неделю как вид внеурочной деятельности. На 2017-2018 учебный год программа рассчитана в 1 классе на  33ч (33   учебные недели)

Содержание курса

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
 РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. Д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник)

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. Д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание.  Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Основные требования к умениям учащихся
 МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
 Учить выполнять различные ритмические движения под музыку: ориентироваться в пространстве зала, знать центр (середину) зала, собираться в середине и расходиться по всему залу (по сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.
Учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной инструкции взрослого, а также самостоятельно.
Учить детей следующим движениям под музыку: развивать все танцевальные движения, с которыми познакомились на 1—2 годах обучения (совершенствовать их, выполнять в большем объеме, использовать в упражнениях и танцах); образовывать круг, сходиться в центре, затем отступать на место; ходить по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками; бежать друг за другом легким шагом  без высокого подъема ног; бежать друг за другом (руки на поясе); двигаться по кругу приставными шагами, останавливаясь по сигналу; двигаться приставными шагами с приседаниями; ходить парами по кругу (свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки держат край платья), следить за выразительностью движения; соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову, поворачивая кисти рук; выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч, поднимать вперед).
В процессе музыкальных игр уделяется особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький ледок…» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», «Теремок» (русские народные песни).
Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С. Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения.
Пляски: «Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» (карельская песня); «Полька» Ю. Чичкова; «Петрушки», «Снежинки» Ю. Слонова; «Аннушка» (чешская полька); «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии); «Матрешки» Ю. Слонова.                                  
Планируемые результаты.

Личностные:

- воспитание и развитие социально значимых качеств;

- внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам; уважительное отношение к своему и чужому труду; адекватная самооценка

Метапредметные:

- с помощью учителя учиться определять цель деятельности на уроке

-делать выводы о результатах совместной работы всего класса

- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать выявленную проблему

умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самовыражение ребенка в движении, танце.

Предметные:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом,  двигаться по залу в разных направлениях,  не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций,  не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя
-понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно);

-сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

-самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

- выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

-правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умение координировать свои усилия с усилиями других.

Тематическое планирование.

Тема

ч

Речь с движением под музыку. «Деревья».

1

Ритм и движения. «Осень».

1

Ходьба друг за другом приставным шагом. «Грибы».

1

Разучивание ритмической игры «Мы идём». Ягоды

1

Мимические упражнения под музыку. «Овощи».

1

Отхлопывание ритма по схеме. «Фрукты».

1

Ходьба с остановкой по сигналу. «Овощи и фрукты».

1

Ходьба со сменой направления. «Одежда»

1

Упражнение на развитие чувства ритма «Постучи в дверь» Дикие животные.

1

Движения под музыку с остановкой по сигналу. Дикие животные.

1

Упражнения на развитие чувства ритма. Новогодние хороводы.

1

Игра – танец новогодний хоровод.

1

Новогодние игры и пляски. Речь с движениями.

2

Развитие умения перебрасывать мяч под музыку. «Продукты».

1

Игра на развитие внимания, умения быстро реагировать на изменения характера музыки.

1

Игра на развитие чувства ритма и внимания «Оркестр». «Игрушки».

1

Игры на внимание, развитие умения реагир. на сигнал. «Наземный и воздушный транспорт»

1

Речь с движением. «Водный транспорт».

1

Музыкально ритмические упражнения без предметов. «Профессии».

1

Ходьба на месте в парах. «Профессии».

1

Развитие умения повторять ритмический рисунок. «Семья».

1

Музыкально ритмическое упражнение «Паровоз». «Домаш. жив.».

1

Упражнение в подскоках. «Домашние животные».

1

Музыкально ритмические игры. «Домашние птицы».

1

Хороводная игра «Венок» «Весна».

1

Хороводная игра «Венок», «Весна».

1

Перестроение в пары, ходьба. «Перелётные птицы».

1

Развитие умения повторять ритмический рисунок. «Цветы».

1

Музыкально ритмические игры. «Насекомые».

1

Ходьба с остановкой по сигналу. «Светофор».

1

Игры с пением. Пальчиковые игры.

1

Ходьба со сменой ведущего. Игры диалоги. Наш театр.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ритмике 1 класс

Программа разработана для  работы по внеурочной деятельности 1 классе (2011-2012)...

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Программа по ритмике 1-4 класс для детей с нарушением интеллекта

Рабочая  программа по ритмике представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требова...

Программа Логопедическая ритмика

Пояснительная записка.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ. Современный этап развития коррекционного образования характеризуется процессами модернизации.Теоретико-методологические основы комплексного под...

Программа по ритмике в коррекционном классе 1-2 класс

В данном материале представлено полное планирование курса предмета "Ритмика"....

Программа ФГОС. «Ритмика» для учащихся 1-х классов на 2012\2013 учебный год. Руководитель: Елисеева О.В.

Педагогические принципы и идеи.Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; интеграции; осуществление,...

Рабочая программа кружка "Ритмика"

рабочая программа кружка предназначена для учащихся 1-4 классов...