Программа по ЗКНФ
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

тупикина наталья владимировна

Рабочая адаптированная программа для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1a_klass_zknf.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная программа для занятий по коррекции нарушенных функций

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом особенностей данного образовательного учреждения и опыта работы школы по данной проблематике.

       Одной из важнейших задач начального образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – чрезвычайно тяжелое раннее заболевание, при котором нарушается формирование двигательных и психических функций детей. Это группа детей имеющих сложное нарушение развития.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями:

Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

 - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.

       Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА направлена на реализацию следующих общих целей:

диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, индивидуальных психофизиологических  особенностей детей (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении;

оказание помощи в освоении основной программы начального общего образования  детям с трудностями обучения;

коррекция недостатков в физическом и речевом развитии.

Задачи коррекционных занятий:

повышение уровня общего развития учащихся; восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;

коррекция отклонений  в развитии познавательной сферы и речи;

направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики  и коррекции развития. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей с ДЦП при усвоении учебных программ. Необходимо опираться на данные клинико-физиологического, психолого-педагогического и логопедического изучения ребенка с диагнозом детский церебральный паралич.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Достоверности - профессиональный анализ специалистами ОУ медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог); речевой (школьный логопед) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.

Гуманистической направленности - опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуации спеха в учении общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогической целесообразности - интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог и др.)

Программа позволяет оценить изменения, произошедшие в развитии обучающегося, оценить усилия коллектива.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.

Основной принцип организации коррекционной работы.

Активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в Типовой базисный план ОУ.

Содержание индивидуальных занятий:

- исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков и достижения отдельного результата;

- создать условия для улучшения возможностей развития ребенка в целом;

- направить коррекцию на источники и причины отклонений в развитии.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом, логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

При изучении школьников учитываются следующие показатели:

1.Физическое состояние и развитие ребенка:

динамика физического развития ребенка ( анамнез);

состояние речи, слуха, зрения

особенности развития  двигательной сферы, нарушения общей моторики  (общая  напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, навязчивых движений);

особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, усидчивость, темп работы, увеличение количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности, жалобы на головную боль).

2.Особенности и уровень развития познавательной сферы:

особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;

особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

особенности памяти: точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти ( зрительная, слуховая, двигательная, смешанная), преобладание логической или механической памяти;

особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, степень сформированности фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса;

-познавательные интересы.

3.Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности, осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, переживание, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность), отношение к похвале и порицанию;

способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля; умение планировать свою деятельность.

4.Особенности эмоционально-личностной сферы:

эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

способность к волевому усилию;

преобладающее настроение ( мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность;)

внушаемость;

наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства одиночества и др.);

отношение к самому себе, особенности самооценки;

отношение с окружающими, взаимоотношения со сверстниками и старшими;

особенности поведения в школе и дома;

нарушения поведения, вредные привычки.

5.Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой: общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире; сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу; характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.

Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.                           Место занятий в учебном плане
В соответствии с Учебным планом на коррекционные занятия в 1классе  на 2017-2018 учебный год отводится 2 часа в неделю.(33 учебные недели)

Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 25 минут. В группу можно объединять 2 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах  коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.п.). В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально - групповом занятии. С этой целью можно использовать систему условной  качественно-количественной оценки достижений ребенка.

         При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать особенности восприятия учащимися учебного материала и специфики их мотивации деятельности. Эффективно использование игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

                            ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3.Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;  навыков группировки и классификации;  умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;  умения планировать деятельность.

4. Развитие различных видов мышления:

наглядно-образного мышления;  словесно-логического(умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.

Индивидуально-групповая работа направлена на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнению пробелов предшествующего обучения и т.д.

Значительное место занимают также логопедические занятия.

Особенности устной и письменной речи у детей с НОДА.

1. Нарушение зрительного восприятия;

2. Недостаточность развития оптико-пространственных представлений;

3. Недостаточное развитие фонематического восприятия.

4. Нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук.

Нарушение зрительного восприятия характеризуется тем, что ребёнок с трудом овладевает письменной речью, не запоминает образ букв, путает их при чтении и письме (особенно сходных по написанию), с трудом «удерживает» строчку, с трудом списывает текст с доски, учебника, делает это очень медленно и с большим количеством ошибок. Недостаточность развития оптико-пространственных представлений проявляется в том, что дети с трудом запоминают понятия: «рабочая строка», «красная строка», понятия «левый-правый», «левый верхний угол», «правый нижний угол», то есть с трудом ориентируются в пространстве и на плоскости листа.

Допускают неточную запись букв, несоразмерность написания элементов, допускают зеркальность письма. При письме недостаточное развитие фонематического восприятия проявляется в пропуске и замене букв, сходных по звучанию звуков (б-п, в-ф), перестановка слогов местами, добавление несуществующего звука в слово. При чтении и на других устных предметах наблюдается непонимание устных инструкций в полном объёме. Как правило, у детей с церебральным параличом наблюдается нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук. Это проявляется в трудности овладения письменной речью: спастичность мышц кистей рук; ригидность мышц кистей рук; неправильный захват или ручки или карандаш; в тяжёлых случаях - невозможность овладеть письменной речью. Эти нарушения носят стойкий характер, но только комплексный подход к данной проблеме позволяет достичь наилучших результатов в обучении детей.  

Таким образом, учитывая особенности устной и письменной речи детей с НОДА, теоретические основы и наработки ведущих специалистов по этой проблеме: работы и статьи Мастюковой Е.М., Бабенковой Р.Д., Гришиной Е.А., Ипполитовой М.В., Малофеева Н.Н, опираясь на  наблюдения и многолетний опыт работы с учащимися с НОДА,  используются  в работе следующие методы и приёмы коррекции письменной речи учащихся.

Методы и приёмы по коррекции зрительного восприятия и развития оптико-пространственных представлений.

Графические диктанты. (Можно выполнять в двух вариантах: ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку; взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений, а ребенок выполняет работу на слух,  затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.)

Письмо с чередованием элементов букв или самих букв.

Запись слов в два столбика.(Отрабатываются понятия право-лево).

Выборочное списывание. (Из слов, написанных разным шрифтом, разным размером и цветом выбрать слова, относящиеся к какой-либо теме.)

Пальчиковая гимнастика. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает ученикам успешно овладеть навыками письма.

Конструирование букв, геометрических форм из палочек.

«Письмо» цифр и букв на бархатной бумаге нитью.

«Письмо» букв на доске мокрым пальцем.

Применение различных видов шнуровок-букв с направлением движения шнурка как при письме этой буквы.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Использование на уроках стихотворений и небылиц.

Запись под диктовку с последующим усложнением слоговой структуры

Предупредительные диктанты (включение в минутки чистописания слов сложной слоговой структуры).

Анализ  слов на заданный звук.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук и графических навыков.
Активные движения с речевым сопровождением и без него, направленные на развитие движений пальцев и кистей рук и формирование согласованных движений обеих рук: пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Предметные действия с речевым сопровождением и без.

Нанизывание(бусы, гирлянды, пирамидки); закручивание(фантики, веревочки, лены); выкладывание предметов слева – направо, фигур и узоров из геометрических форм; шнуровка; застегивание расстегивание пуговиц;

стимуляция мышечной активности (самомассаж с предметами и без);  обучение умению выделить каждый палец отдельно и называть его;

формирование графических навыков: проведение прямых, волнистых, ломанных непрерывных линий пальцем ведущей руки; проведение прямых, волнистых, ломаных непрерывных линий карандашом; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих  частей предметов; завершение узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков; копирование точек на листе в клетку;  графические диктанты.

                                                        Планируемые результаты.

Динамика изменения показателей, характеризующих внимание, память. Обучающиеся с НОДА получат возможность научиться включаться в учебную работу самостоятельно,  выполнять задания. Выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи. Понимать и выполнять многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых). Осознанно усваивать и применять алгоритмы. Формирование отдельных  мыслительных операций. Пользоваться полученными знаниями - умениями при решении стандартных учебных и практических задач. Контролировать ход и результат выполнения задания. Понимать и объяснять причину своей ошибки, исправлять ее. Применять знания в нестандартной ситуации. Решать учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнивать решения по степени рациональности. Повышение эмоциональной стабильности детей, снижение  уровня тревожности и компенсаций.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

1.Подход к обучающемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка). Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

2.Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. Оценивая работу ребенка, прежде всего, необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3.Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок  намного быстрее добьется успеха, если будет верть в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывать ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем надо еще поработать.

4.Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова: «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньше по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

5.Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь – от знания причины ошибки к ее устранению.

6.Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития.

Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка.

   а) что ребенок уже может делать самостоятельно;

   б) что он сможет сделать с помощью учителя;

   в) в чем эта помощь должна выражаться.

7. В обучении необходимо опираться на « сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

 8.Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащегося.

Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть  дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит наглядно-образного мышления, произвольности и т.п. Одним из средств для проведения коррекционной работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать – штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т.п.

9.Коррекционная работа должна осуществляться систематически и регулярно.

То,  чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

                                                       Тематическое планирование.

Обводка рисунка по контуру.                                                                          Пространственная ориентация.

Обводка рисунка по контуру.                    

 Пространственная ориентация.

Дорисуй узор.                                                                                        

 Игры на ориентировку в пространстве.

Дорисуй узор.                                                                                                                                Игры на ориентировку в пространстве.

Дорисуй узор.                                                                                                                                Игры на ориентировку в пространстве.

Штриховка в разных направлениях.                                                                

Игры на ориентировку в пространстве.

Штриховка в разных направлениях.                                                                

Игры на ориентировку в пространстве.

Рабочая строка и межстрочное пространство.                                                                              Ориентировка на листе.

Письмо элементов букв. Шнуровка.                                                                                              Коррекция мелкой моторики.

Письмо элементов букв. Шнуровка.                                                                                              Коррекция мелкой моторики.

Письмо элементов букв.                                                                                 Шнуровка. Коррекция мелкой моторики.

Письмо элементов букв.                                                                                Шнуровка. Коррекция мелкой моторики.

Игры на ориентировку: право - лево, верх - низ.                                                                               Игры в лабиринты.

Игры на ориентировку: право - лево, верх - низ.                                                                               Игры в лабиринты.

Игры на ориентировку: право - лево, верх - низ.                                              

 Игры в лабиринты.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

Рисование дорожек.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

Рисование дорожек.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

Рисование дорожек.

Обводка картинки по контуру.                                                                      

 Рисование прямых дорожек.

Обводка картинки по контуру.                                                                        

Рисование прямых дорожек.

Обводка картинки по контуру.                                                                      

 Рисование прямых дорожек.

Дорисуй узор.                                                                                                                                Дорожки разных конфигураций.

Дорисуй узор.                                                                                                  

Дорожки разных конфигураций.

Дорисуй узор.                                                                                                

Дорожки разных конфигураций.

Письмо элементов букв.                                                                                Шнуровка. Коррекция мелкой моторики.

Письмо элементов букв.                                                                                                              Шнуровка. Коррекция мелкой моторики.

Работа с конструктором.                                                                              

 Игры на ориентировку в пространстве.

Работа с конструктором.                                                                              

 Игры на ориентировку в пространстве.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                     Конструирование цифр.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                     Конструирование цифр.

Дорисуй узор.                                                                                                

 Дорожки разных конфигураций.

Дорисуй узор.                                                                                              

  Дорожки разных конфигураций.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                     Конструирование цифр.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                     Конструирование цифр.

Работа с конструктором.                                                                                

Игры на ориентировку в пространстве.

Работа с конструктором.                                                                                

Игры на ориентировку в пространстве.

Игры на внимание. Мозаика.                                                                        

 Рисование пластилином.

Игры на внимание. Мозаика.                                                                        

 Рисование пластилином.

Дорисуй узор.                                                                                                

Рисование пластилином.

Дорисуй узор.                                                                                                

Рисование пластилином.

Коррекция мелкой моторики.                                                                          

Рисуем по клеточкам узор.

Коррекция мелкой моторики.                                                                          

Рисуем по клеточкам узор.

Коррекция мелкой моторики.                                                                          

Рисуем по клеточкам узор.

Работа с конструктором.                                                                                

Вырезаем ножницами.

Работа с конструктором.                                                                              

 Вырезаем ножницами.

Коррекция фонематического слуха. Схемы слов.                                                                         Вырезаем ножницами.

Коррекция фонематического слуха. Схемы слов.                                        

  Вырезаем ножницами.

Коррекция фонематического слуха. Схемы слов.                                          

 Вырезаем ножницами.

Развитие речи. Составление предложений.                                                    

Кукольный театр. Диалог.

Развитие речи. Составление предложений.                                                    

 Кукольный театр. Диалог.

Развитие речи. Составление предложений.                                                    

 Кукольный театр. Диалог.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

Кукольный театр. Диалог.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

Кукольный театр. Диалог.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

 Кукольный театр. Диалог.

Игры на внимание. Мозаика.                                                                          

Развитие речи - потешки.

Игры на внимание. Мозаика.                                                                          

 Развитие речи - потешки.

Игры на внимание. Мозаика.                                                                          

Развитие речи - потешки.

Дорисуй узор.                                                                                                

Развитие речи- пословицы.

Дорисуй узор.   Развитие речи- пословицы.

Коррекция мелкой моторики.                                                                          

Развитие речи - пословицы.

Коррекция мелкой моторики.                                                                          

Развитие речи - поговорки.

Коррекция мелкой моторики.                                                                          

Развитие речи - поговорки.

Работа с конструктором.                                                                              

Развитие речи - поговорки.

Работа с конструктором.                                                                                

Коррекция внимания: симметрия.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                    

 Коррекция внимания: симметрия.

Конструирование букв из цветной бумаги.                                                  

  Кукольный театр. Диалог.

Коррекция фонематического слуха. Схемы слов.                                                                         Вырезаем ножницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...