Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.
статья по зож (2 класс) на тему

Николаева Надежда Викторовна

Статья"Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности."Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.

«Человеку уже даны многие

умения и дарования.

Надо просто открыть эти дарования.

               Борис  Ничипоров.

        Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа для него стала  вторым домом.

       Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по следующим направлениям    

  •  интеллектуальное;
  •  культурное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • спортивно-оздоровительное.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов.

«Заразить здоровьем»- вот цель, к которой я стремлюсь.

Ведь здоровье так же заразительно, как и болезнь.

Для достижения поставленной цели, мною решаются следующие задачи:

•        сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;

•        укреплять физическое здоровье;

•        осуществлять профилактику заболеваний;

•        совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;

•        содействовать правильному физическому развитию;

•        способствовать увеличению знаний о здоровом образе жизни  путём обсуждения проблем;

   

  Зная, к каким результатам мы должны стремиться, понимая всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья, учитывая  возрастные особенности школьников, я  решила реализовать  работу по формированию  представлений о здоровом образе жизни через исследовательскую деятельность.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребёнок усваивается всё крепко и надолго, когда не только услышит и увидит, но и сделает сам.

   

  Начали с того, что сделала подборку познавательной и художественной литературы для детей («Моя первая книга о человеке», Чуковский «Мойдодыр», «Уроки Айболита» и др.)

      Совместно с родителями создали лабораторию по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей, которая постоянно пополняется новыми материалами.

   В лаборатории есть:

·  Различные приборы:  увеличительные стёкла, магниты,  лупы.

·  Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы.

·  Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт.

·  Ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки для измерения окружности головы, грудной клетки.

·  Природные материалы: песок, глина, земля, семена...

·  Мука, соль, сода, свечи...

             

 Для начала определились с темами («Уроки Мойдодыра», «Шоколад-вред или польза»», «Если хочешь быть здоров – правильно питайся»,  «Физкультура и спорт — путь к здоровью» «Вредные привычки»).

           

 В процессе проведения придерживаемся  разработанной структуры,  которая включает:

·  Постановку проблемы.

·  Выдвижение гипотезы.

·  Поиск и предложение возможных вариантов решения

·  Сбор материала.

·  Обобщение полученных данных

              Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность младших школьников, побуждает их к самостоятельным исследованиям.

Допустим, ставим проблему, полезен или вреден шоколад ? Мнения детей как всегда разделяются, и мы приступаем к  исследованию лакомства.  

Проводим несколько опытов: 

      Опыт 1. Обнаружение  жиров в шоколаде. Кусочек шоколада оборачиваем  бумагой и надавливаем  на него. Чем больше жиров , тем ярче пятно.

 Вывод: В белом шоколаде какао масла содержится большое количество, в молочном  среднее количество, а в тёмном шоколаде какао масла меньше всего. Значит он  полезнее.

 

  Опыт 2.Исследование белого и тёмного шоколада  на содержание  в нём  углеводов.

Экспериментальным путём устанавливаем, что в шоколаде есть сахар .          

Вывод:  Чем больше сахара , тем он вреднее.

Следующий и последний этап работы  подведение итогов и  составление таблицы «Польза или вред».

              Очень много внимания уделяем здоровому питанию. В рамках внеурочного мероприятия «Если хочешь быть здоров  –  правильно питайся»,  проводили  исследовательскую работу о пользе и вреде такого популярного напитка  как « Кока-кола» ,  исследовали чипсы и сухарики на предмет вреда для организма.  Опыты аналогичны предыдущим.

Так же проверяли чипсы и сухарики на содержание жиров, очищали ржавый гвоздь при помощи «Кока-колы» ( кстати, он  полностью очистился от ржавчины за 5 дней)  и поджигали чипсы. Вы знаете, они действительно горят! Вывод  был единогласным: чипсы, сухарики и  « Кока-кола» однозначно вредны для организма.      

 На познавательном занятии «Для чего нужен язык?», путём исследовательской деятельности мы с детьми выяснили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережёвывании пищи и в образовании речи. Они попробовали все эти действия проделать без его помощи, и пришли к выводу о важности языка для организма человека, а также закрепили правила ухода за ротовой полостью, которые выполняют сами и рекомендуют сверстникам и взрослым.

             

Мы живём в очень живописной местности. Вокруг  лес, на территории нашего села протекает река Савала, согласитесь, огромный потенциал для исследовательской деятельности.

    Допустим, ставим проблему «В нашем лесу растёт ель или сосна?». Делаем предположения и  далее собираем нужный материал из различных источников ( книги, Интернет, учебник, гербарий) в чём состоит отличие сосны от ели. А дальше составляем туристический маршрут и идём в лес. А вот там , опытным путём устанавливаем что мы живём в сосновом лесу. Определяем чистоту воздуха и делаем вывод:  на свежем воздухе дышится лучше, а это значит надо больше уделять времени прогулкам . Попутно собираем природный материал для изготовления поделок.

           

 О пропаганде здорового образа жизни  и профилактике вредных привычек можно говорить долго, этот аспект воспитания всегда был, есть и будет актуальной проблемой любого общества. Сделаем вывод, в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования  у школьников интереса к здоровому образу жизни.

А результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и сельской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Я буду продолжать начатую работу по вовлечению детей в исследовательскую деятельность, потому что убедилась:

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь к самообразованию, к самопознанию, к развитию творческих способностей.

Николаева Надежда Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

« Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной....

Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...