Ориентация подрастающего поколения на здоровый образ жизни
учебно-методический материал по зож на тему

Романова Анна Сергеевна

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»     Василий Александрович Сухомлинский

    Состояние подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Основная задача семьи и школы - подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни, создав предпосылки для социализации личности. Одним из факторов успешной социализации является здоровье.

    Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

     Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа детей, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.

      Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ориентация подрастающего поколения на здоровый образ жизни

 «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»     Василий Александрович Сухомлинский

    Состояние подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Основная задача семьи и школы - подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни, создав предпосылки для социализации личности. Одним из факторов успешной социализации является здоровье.

    Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

     Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа детей, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.

      Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы.

     Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

        Можно выделить несколько групп здоровьесберегающих технологий (ЗТ), в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно – разные методы и формы работы.

Медико-гигиенические технологии (МГТ)

В первую очередь это контроль и помощь обеспечения надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинская служба, организация медицинских и других специализированных кабинетов.

Физкультурно-оздоровительные  технологии (ФОТ)

Реализуются на уроках физкультуры, в работе спортивных секций.

Лечебно- оздоровительные технологии (ЛОТ)

Лечебная педагогика. Лечебная физкультура.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Это обустройство  придворовой или пришкольной территории, зелёные растения, живой уголок, участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Грамотность детей по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Социально-адаптирующие и

личностно-развивающие технологии (САЛРТ)

Сюда относятся: социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗТ)

Их следует признать наиболее значимыми по степени их влияния на здоровье учащихся.

Все ЗОТ подразделяются на три группы:

  • санитарно- гигиенические (СГ)
  • медико-профилактические (МП)
  • педагогические (ПТ)

В свою очередь педагогические (ПТ) разделяются на:

организационно- педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебно-воспитательного процесса;

психолого-педагогические (ППТ), связанные с непосредственной работой на уроке;

учебно- воспитательные (УВТ)- обучение грамотной заботе о своём здоровье, мотивация учащихся к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек и т.п.

     Итак, наиболее значимая группа - здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Это системно организованная совокупность программ, методов, приёмов организации образовательного процесса не наносящего ущерб здоровью его участников.

     Цель  ЗОТ обучения  является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

      Цели ЗОТ обучения определяют принципы. Они выступают в органичном единстве, образуя систему:

  • принцип сознательной активности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности;
  • принцип повторения;
  • принцип доступности и индивидуализации (опора на индивидуальные особенности ребенка);
  • принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения;
  • принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (игровые технологии);
  • принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию и укреплению здоровья на практике.

       Под методами ЗОТ обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются 2 группы методов: 
специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех процессах обучения и воспитания). 
   
Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ЗОТ  обучения. 
     
На основе существующей педагогической практике можно выделить следующие методы: рассказ, демонстрация, видеометод, упражнение, наглядность, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, беседа, активный метод обучения, воспитательные и образовательные программы. 
      Приёмы здоровьесберегающих технологий:

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, самомассаж, психогимнастика, тренинги);

- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии, ароматерапии);

- информационно-обучающие.

     Для  реализации  данных  технологий используются  различные  элементы здоровьесберегающих технологий: проведение физминуток, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для дыхания, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (похвала за старание),  правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой.

Узнаем поподробнее о  пальчиковой гимнастике.

    Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)...
   «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Кант.
На ладони  много биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный палец - печень, средний палец - кишечник, указательный палец - желудок, большой палец - голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.
   Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5- 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить  и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы.

      Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми пропорциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

      Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Пальчиковая гимнастика

 1. «Кольца». 
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики». 
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос». 
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка». 
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

8. «Восьмерки». 
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

9.«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .

10. «Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.

 11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

     Подводим итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. 

Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Взрослый  должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку  ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

     Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе  даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

     «Здоровье - это драгоценность, и при том единственная, ради которой стоит не только не  жалеть сил, времени, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится  нестерпимой и унизительной»

                                                                           Мишель де Монтень

Литература:

1. Митяева А.М.

"Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие"

Издательство «ACADEMIA», 2012год

2. Харитонова Л.А. "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Издательство «Феникс», 2011год

3. Бабенкова Е.А. "Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты"

Издательство «Генезис», 2013год

4. Цабыбин С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Издательство «Учитель», 2009год

5. Ковалько, В. И. «Здоровьеразвивающие технологии в начальной школе»

Издательство  «ВАКО», 2004

6. Смирнов  В. Н.  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  и  психология  здоровья  в  школе.  -  

Издательство «АРТКТИ»,  2005.

7. «Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении»
Сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева 

Издательство «Учитель», 2010год

8. ТкаченкоТ.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальцев»

Издательство «Эскимо»,  2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое поколение выбирает здоровый образ жизни

презентация для проведения родительского собрания...

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»...

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (Программа по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы)

Цель и задачи программыЦель: способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жиз...

Здоровый образ жизни - залог здорового поколения.

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизниЗдоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активно...

«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»

laquo;Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»...

Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения

Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения...