«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»
проект по физкультуре

Фадеев Сергей Николаевич

«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКСЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

СОГЛАСОВАНО

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №

ОТ ______________________

УТВЕРЖДЕНО

ДИРЕКТОРОМ СОШ»

БЕДРДИНОВОЙ А.И._________________

Образовательный проект

«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»

Разработал: Фадеев С.Н.

учитель физической культуры высшей квалификационной категории

     

        Аксеново – 2018 г

Тип проекта: долгосрочный

Проблема: Интенсивность учебного труда учащихся начальной школы очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.  Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психа -эмоциональные изменения.

Цель - сформировать у ученика начальной школы основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Актуальность данного проекта в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения, сформировать у детей начальных классов положительного отношения к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.

Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации  задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.

Всего этого можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.

Главная цель физического воспитания - содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

  Чрезмерно большая двигательная активность, в результате также происходит нарушение оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Игра представляет собой первую доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. Использование у учеников начальной школы игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.

Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания школьников, разработке новых педагогических, здоровьеформирующих технологий на их основе. Поэтому роль педагога  состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка школьного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей младшего начальных классов. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны.

При обучении спортивным играм необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.

Новизна моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровье сберегающей направленностью. Применяю физические упражнения для профилактики заболеваний, «лечебную физкультуру», выполнение занятий на свежем воздухе, игры, турпоходы и т.д. Проведение комплексной диагностики физического здоровья учащихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, будут в огромной степени повышать активность в этом процессе самих учащихся, будут успешно развиваться и оздаравливаться, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.

Ведущая педагогическая идея: создание условий для физического развития, и формирование основ здорового образа жизни у учеников начальных классов

Основной задачей учебной деятельности является:

1. Комплексная реализация базовых компонентов программы СОШ.

2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения учеников начальной школы.

При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию учеников начальной школы.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ источников по проблеме исследования;

2. Наблюдение за детьми в ходе урока;

3. Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

Гипотеза: если использовать спортивные игры на уроках по физической культуре, то повышается интерес у детей начальный школы к физической культуре, улучшаются физические показатели и формируются понятия о здоровом образе жизни.

Предмет: спортивные игры.

Объект: спортивные игры как средство укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни.

База исследования: МОУ «Аксеновская СОШ», 1-4 классы..

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности направленную на формирование основ здорового образа жизни.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной физической деятельности, разработке  и апробации программы по развитию физических способностей детей начальных классов на уроках, через использование спортивных игр.

Познавательная значимость состоит в том, что:

- в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (частично-поисковый, исследовательский);

- применяется личностно-ориентированный подход к построению образовательного процесса.  

Чтобы деятельность ребенка развивала культуру мышления, необходимо создавать определенные условия:

1. Связать обучение с жизнью школьника.

2. Применение новых знаний и умений.

3. Познание мира должно носить наглядный характер.

4. Обязательно учитывать содержание базовой программы СОШ.

5. Правильное определение главной цели основ формирования здорового образа жизни.

6. Ученик должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели.

Участники проекта.

1. Ученики начальной школы.

2. Учителя.

3. Учитель по физической культуре.

4. Директор.

5. Заместитель директора.

6. Родители.

Ожидаемые результат в конце проекта:

1. Повысить успеваемость по предмету физическая культура.

2. Повысить динамику роста физической подготовленности учеников начальных классов.

3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровье сберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурные уголки в классе.

2. Спортивный зал.

3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т.д.).

5. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей школьного возраста через использование спортивных игр”.

План реализации образовательного проекта

 (длительность работы над опытом – 4 года, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап–аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития физических способностей учеников начальной школы.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики физического развития учащихся нач.школы.

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Циклы занятий

1. Комплексы утренней гимностики

2. Физкультурные занятия по теме «Спортивные игры..»

3. Подвижные игры с правилами, с мячом; игры средней и малой подвижности

4. Физкультурные досуги и спортивные развлечения

5. Игровые упражнения

6. Соревнования, эстафеты

7. Самостоятельная двигательная деятельность детей

Групповая деятельность

2-3 год работы по проекту

3 класс

4 класс

  1. Предварительная работа

  1. Повышение педагогической культуры родителей

  1. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с учениками.

Обогащение родительского опыта по развитию физических способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и физических действий, лежащих в основе развития физических показателей учеников начальной школы.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Список литературы:

1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения . – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.

3.  Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьника; Школьные технологии - Москва, 2013. - 128 c.

 4. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни. Учебное пособие; Омега-Л - Москва, 2013. - 436 c.

 5. Справочник для младших школьников; Литур-опт - Москва, 2013. - 320 c.

 6. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися, беседы с родителями; Учитель - Москва, 2007. - 128 c.

7. Астахова Т. В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников; Владос - Москва, 2014. - 102 c.

  8. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е. Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников; Просвещение - Москва, 2012. - 128 c. 

Перспективный план работы

3 класс

Сентябрь

  • Диагностика

Октябрь

  • ИМП «У кого мяч»
  • ПИ «Проведи мяч»
  • ПИ «Отбей волан»
  • ПИ «Попади в корзину»

Ноябрь

  • ОРУ «Мяч о стенку»
  • ОРУ «Мяч водящему»
  • ОРУ «Перебрось и поймай»
  • ПИ “Кто быстрее»
  • МПИ «Не перепутай»

Декабрь

  • ОРУ «Кто дальше бросит»
  • ПИ «Кто скорее до флажка»
  • ОРУ «Метко в цель»
  • ПИ «Забей шайбу»

Январь

  • ПИ «Сбей кеглю»
  • ОРУ «Пробеги не задень»
  • ПИ «Не оставайся на полу»
  • Самостоятельная деятельность

Февраль

  • ОРУ «Точный пас»
  • ОРУ «Забрасывание мячей в корзину»
  • ОВД «Отбивание мяча от пола в ходьбе»
  • Эстафета «Передай мяч»
  • МПИ «Три движения»

Март

  • ОРУ «Перебрасывание мяча друг другу»
  • Эстафета «Мяч водящему»
  • ПИ «Проведи не задень»
  • ПИ «Поймай мяч»

Апрель

  • ОРУ «Метение в вертикальную цель»
  • ОРУ «Перебрось и поймай»
  • ПИ «Мяч в кругу»
  • ОРУ «Сбей кеглю»
  • МПИ «Быстрей шагай»

Май

  • ОРУ «Бросание мяча о стенку»
  • ОВД «Пас друг другу»
  • МПИ «Западня»
  • Диагностика

4 класс

Сентябрь

  • Диагностика
  • ИУ «Ловкие ребята»
  • ОРУ «Мяч через шнур друг другу»
  • МПИ «Пройди бесшумно»

Октябрь

  • ОРУ «Броски мяча с хлопком»
  • ПИ «Перебрось и поймай»
  • ОВД «Ведение мяча по прямой»
  • ПИ «Мяч водящему»

Ноябрь

  • ПИ «Мяч аодящему»
  • ОВД «Мяч об стенку»
  • ОРУ «Бросание мяча друг другу»
  • Эстафета «Передай мяч»

Декабрь

  • ОРУ «Бросание мяч вверх одной рукой, ловля двумя руками»
  • Эстафета «Передача мяча в колонне»
  • ПИ «Кто быстрее»
  • ИУ «Кто дальше бросит»

Январь

  • ИУ «Поймай мяч»
  • ПИ «Кто быстрее до флажка»
  • МПИ «Три движения»
  • Самостоятельная деятельность

Февраль

  • ОРУ «Броски мяча о пол одной рукой»
  • ИУ «Пас на клюшку»
  • ИУ «Попади в круг»
  • ПИ «Жмурки»

Март

  • ОРУ с малым мячом
  • ОРУ «Мяч о стенку»
  • ИУ «Перебрасывание мяча через сетку»
  • ПИ «Охотники и утки»

Апрель

  • ОРУ «Прыжки в длину с разбега»
  • Эстафета «Мяч водящему»
  • ОВД «Пас ногой»
  • ПИ «Поймай мяч»

Май

  • ПИ «Брось – поймай»
  • ОРУ «Ведение мяча вокруг предметов»
  • МПИ «Западня»
  • Диагностика

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР.

Участники проекта: ученики 1-4 класса.

Направления

Возрастная группа

Сила

Гибкость

Скорость

Координация

Выносливость

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

3 класс

4

3

2

4

3

2

4

3

2

4

3

2

4

3

2

%

45

33

22

45

33

22

45

33

22

45

33

22

45

33

22

4 класс

5

3

1

5

3

1

5

3

1

5

3

1

5

3

1

%

55

33

12

55

33

12

55

33

12

55

33

12

55

33

12

Количество детей:

2018-2019 уч.год (3 класс) – 9 человек

2020 уч.год (4 класс) – 9 человек

Выводы: результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, тематических игр:

1. повысились физические показатели учащихся начальной школы ( сила, гибкость, скорость, координация, выносливость)

2. Повысилась успеваемость по предмету физическая культура.

3. Повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4. Повысилась динамика состояния здоровья учащихся.

5. Дети стали более ответственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способн...

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления

Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по фор­мированию фундамента физического и психического здоровья ребенка....

Формирование основ здорового образа жизни у детей и подростков

Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших ус...

Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья подрастающего поколения.

—При создании условий для внедрения новых форм воспитания и физического развития детей посредством интеграции в образовательный процесс научно-обоснованных двигательных режимов и эффективных технологи...

«Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания»

Материал будет полезен педагогам и учителям в урочной и внеурочной деятельности...