Главные вкладки

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы
    статья

    Казакова Любовь Сергеевна

    Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kazakova_l.s._formir-ie_zozh.docx33.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

    АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    "СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

     П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

    Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

    тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. e-mail: Urengoy_2@mail.ru

    ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

    (выступление на КМО)

                                                                                      Подготовила учитель начальных классов

                                                                  Казакова Любовь Сергеевна

    п. Уренгой, 2015 г.

    Исследовать- значит видеть то,

    что видели все,

    и думать так, как не думал никто.

    А. Сент- Дьёрдьи

    Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

    Огромную роль в этом играет классный руководитель. На современном этапе методика работы с детьми строится в направлении личностно -ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий.

    Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

    Рассмотрим проектную деятельность в рамках курса «Окружающий мир».

    Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.

    Внеурочные работы проводятся в кабинете, в природе, в музее разного типа и т.д. Они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий. Значительное внимание этому вопросу уделяется в проектной исследовательской деятельности. Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирования тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно оценивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность содержит как групповой, так и индивидуальный ход. Курс «Окружающий мир» включает большое количество экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.

    Несколько примерных направлений проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности её организации.

    Примерные направления проектной деятельности

    Формы и особенности организации проектной деятельности

    Объект исследования: объекты и явления природы

    Ядовитые дикорастущие растения своего региона

    Индивидуальная (д/з),

    Групповая (экскурсия)

    Объект исследования: деятельность человека в природе

    Правила поведения в экосистеме

    Индивидуальная (д/з),

    Групповая (экскурсия)

    Объект исследования: организм человека

    Связь между состоянием природы и здоровьем человека

    Индивидуальная (беседа с родителями, изучение литературы)

    Изменение частоты пульса в течение суток

    Индивидуальная (д/з)

    Изменение температуры тела в течение дня

    Индивидуальная (дополнительные задания)

    Режим дня младшего школьника

    Групповая, индивидуальная

    Рациональное питание младшего школьника

    Групповая

    Источники шума вокруг нас

    Групповая, индивидуальная

    Объект исследования: наша безопасность

    Правила дорожного движения

    Индивидуальная (д/з, дидактические игры),

    Групповая (беседа с инспектором ГИБДД, экскурсия)

    Объект исследования: экологическая безопасность

    Защита от загрязнения воды

    Индивидуальная (д/з),

    Групповая (экскурсии, проведение опытов, наблюдение)

    Системно, последовательно, углубленно продолжается работа над проектами, связанными с содержанием курса «Окружающий мир», в рамках клубов «Если хочешь быть здоров - правильно питайся!»,  «Я – исследователь».

    Клуб «Если хочешь быть здоров- правильно питайся!»

    Занятия, реализуемые в рамках программы, содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты и исследования, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов, деловые игры, общение с природой), необходимыми для развития навыков ребёнка. На компьютере дети составляют диафильмы из картинок по теме здорового и безопасного образа жизни.

    Изучаются такие темы: «Поговорим о продуктах», «Еда- наш друг, еда- наш враг», «Давайте узнаем о продуктах. Витамины», «Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания»,«Поговорим о кулинарных волшебниках».

    Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания.
    Задачи:
    - закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
    - воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
    - развивать творческие способности детей, поисковую деятельность , развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

    - формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;
    - воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

      Дети в рамках клуба работали над проектами по темам: «Витамины», «Влияние полости рта на здоровье зубов» (Приложение), «Выращиваем овощи», «Шоколад», «Правильное питание как элемент здорового образа жизни»  др.

    Клуб «Я – исследователь».

    Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
    Задачи:
    - развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

    - формирование представления о красоте природного мира, о положительном и отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли;

    - формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность разработать стратегии поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию , воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления (познавательные универсальные учебные действия);
    - обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    - формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
         Исследование- ведущий способ контакта с окружающим миром и даже шире- стиль жизни, способ развития поведения, основанного на проявлении поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

     Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка. Она стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а так же ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

             Для обеспечения свободы и расширения поля выбора были предложены разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые, коллективные и др.) Поэтому все проекты были разные и интересные. При оформлении проектов учащиеся активно сотрудничали с членами своей семьи. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом- презентация (защита) проекта- способствовали формированию метапредметных коммуникативных умений.
           Дети в рамках клуба подготовили проекты по следующим темам, связанные с ведением здорового образа жизни: «Физкультура в жизни человека», «Эмоции и здоровье»,«Как бороться с бессонницей» (опирались на материал Ступницкой М.А. Что такое учебный проект?), «Моё увлечение –гимнастика» и др.

           На занятиях клуба учащиеся познакомились с понятием здоровый образ жизни, его функциями и значением, расширили знания о профилактике заболеваний. Показали влияние вредных привычек на здоровье человека. Закрепили знания о влиянии физкультуры и спорта в жизни людей.

    • Конечным результатом над проектной деятельностью по данной проблеме является сформированность у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.

    Использованная литература:

    1. А.Маслоу. Мотивация и личность. СПб., 2006
    2. Гигиенические требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования
    3. А.Плешаков. «Окружающий мир». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, 3 класс
    4. В.Н.Просвиркин. Преемственность в системе непрерывного образования: Теория и психология, М.2007
    5. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
    6. В.Ф.Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011
    7. О.В.Дыбина. Ребёнок в мире поиска. – М.: ТЦ Сфера, 2005
    8. Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова. Здоровьесберегающая деятельность: рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2012
    9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010

    Приложение

    Исследовательский проект

    (групповой)

    «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»

    Тема проекта: «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов».

    Гипотеза: правильный уход за зубами – гарантия стоматологического здоровья.

    Цель проекта: научиться правильно ухаживать за зубами.

    Задачи.

    Образовательные: обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека.

    Развивающая: развивать навыки исследовательской работы.

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Введение 

    Я верю, что будущее за медициной предупредительной…

    Н.И.Пирогов

    В современной стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих стоматологических заболеваний.

    Профилактика является единственным истинно гуманным разделом стоматологии и медицины в целом, так как она направлена на сбережение здоровья, органов и систем.

    Именно правильный уход за зубами (каким бы на первый взгляд это ни показалось малозначительным) играет большую роль в поддержании здоровья всего организма). Незнание этих прописных истин приводит к заболеваниям полости рта и организма в целом. Считаем, что школьникам необходимо соблюдать правила ухода за зубами и полостью рта – это будет способствовать профилактике стоматологических заболеваний.

    Ι этап. Подготовительный.

    На этом этапе поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты для учащихся класса.

    ΙΙ. этап. Исследовательская часть.

    Вопросы анкеты:

    № п/п

    Уход за полостью рта

    Ответы

    1

    2

    3

    1

    Чистишь ли ты зубы каждый день?

    Да

    Нет

    2

    Сколько раз ты чистишь зубы?

    Один

    Два

    3

    Продолжительность твоей чистки зубов?

    Меньше 3 минут

    3 минуты

    4

    Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов?

    Да

    Нет

    5

    Полощешь ли ты ротовую полость после приёма пищи?

    Да

    Нет

    6

    Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приёма пищи?

    Да

    Нет

    7

    Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год?

    Да

    Нет

    Инструкции к анкете: подчеркни ответ, с которым ты согласен.

    В анкетировании участвовало 23 человека.

    Полученные результаты и выводы приведены в таблице:

    Уход за полость рта

    Количество человек

    Чистят зубы каждый день

    23

    Чистят зубы один раз в день

    16

    Чистят зубы два раза в день

    7

    Чистят зубы меньше 3 минут

    20

    Чистят зубы 3 минуты

    3

    Очищают поверхность языка при чистке зубов

    3

    Полощут ротовую полость после приёма пищи

    10

    Пользуются жевательной резинкой после приёма пищи

    10

    Посещают стоматолога 2 раза в год

    12

    Выделено 3 человека, которые соблюдают все правила гигиены полости рта.

    После проведенного анкетирования обратились за помощью к специалисту – к стоматологу, чтобы он помог проанализировать результаты анкетирования и обследования здоровья зубов и полости рта (учащихся класса).

    Полученные результаты и выводы свидетельствуют о следующем:

    1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта в полном объеме, имеют здоровые зубы (3 человека).
    2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем больше проблем со здоровьем зубов и полости рта (20 человек).
    3. У большинства учащихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.

    ΙΙΙ. этап. Обобщение материала.

    Учащиеся, принимавшие участи в анкетировании, были ознакомлены с результатами исследования. Полученные результаты расстроили детей, и они высказали пожелания больше узнать о правилах ухода за зубами и полостью рта.

    Нами были предложены следующие темы для самостоятельной подготовки:

    1. Строение зубов.
    2. Правила гигиены полости рта.
    3. Как прожить без кариеса?

    Учащиеся изъявили желание подготовить доклады для классного часа, а некоторые решили готовить проекты по предложенным темам.

    Заключение

    В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Эта работа помогла нам расширить знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеемся, что проделанная работа поможет одноклассникам сохранить свои зубы здоровыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

    Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...

    Программа "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"( начальная школа)

    Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных состав...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся школы I ступени с ОВЗ, как одно из основополагающих требований ФГОС второго поколения...

    Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

    «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе»

    Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу  начина...

    Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»

    Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе внеурочной деятельности

    Статья посвящена проблемам противодействия школы формированию вредных превычек у детей. Работа содержит конкретные рекомендации и педагогические приёмы....