Здоровьесберегающие приёмы на уроках в начальной школе
материал по зож (1 класс) на тему

Опыт многолнтней практики с испольхованием здоровьесберегающих приёмов на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         «Здоровьесберегающие приемы на уроках в начальной школе»

Нравственное и физическое здоровье - богатство человека.

Каждый человек неповторим!

План

1. Организация урока

-конторки

-движение

-пересаживания

2. Организация перемен

«Здоровье» означает отсутствие болезней в сочетание с полным физическим, психическим и социальным  благополучием.

Однако, в  настоящее время найти абсолютно здорового школьника крайне сложно. В связи с чем актуальным является вопрос: «Какие причины могут привести к нарушениям в здоровье при организации учебной  деятельности на уроке?»

Ответ на это вопрос является очевидным и все его знают, но, тем не менее, учителя поглощённые подачей материала на уроке, порой мало уделяют внимания причинам, которые впоследствии могут отрицательно сказаться на здоровье детей.

Такими причинами являются:

      1. Неправильное сидение за партой.

      2. Неверная конструкция или размер школьной парты.

  1. Гиподинамия.
  2. Расстояние от рабочего места до доски, которое влияет на работу мышц глазного яблока.

Между тем, существуют вполне простые превентивные меры, которые позволяют избежать многих проблем со здоровьем.

 Театр начинается с вешалки, а работа на уроке с парты.

Парта, которой пользуется ученик во время работы, должна соответствовать размерами  возрасту ученика, иметь наклон. Параметры парты, позволяющие проводить процесс обучения без вреда здоровью, закреплены в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Этим постановлением предусмотрена очень полезная возможность, которую мало кто использует – конторки, при наличии которых дети имеют возможность выбора: работать стоя или сидя.

О сидячем образе жизни написано много и наши дети используют любую возможность, чтобы подвигаться и его избежать.

Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.


Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.


Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, в т.ч. связанных с родоразрешением, и т.д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии.


Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления-укоренение в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счет использования в учебном процессе специальной мебели — конторок.

Во время стояния за конторкой задействованы крупные группы мышц и меньше нагрузка на спину. Интересно, что Менделеев, Некрасов, Пушкин, да и почти все люди до начала 20 века много работали за конторкой.

Великий Н.В.Гоголь все свои произведения написал стоя за конторкой. Петру Первому изготовили в Санкт-Петербурге Петропавловской крепости конторку по индивидуальному проекту, поскольку он отличался высоким ростом. Стоя за ней он строил стратегические планы по развитию флота .

Конечно, крайне важно на уроке использовать разгрузочные физкультминутки. Но случается, что физкультминутка переключает выработанное стойкое внимание ученика и сосредоточиться после неё  бывает трудно.

Мною конторки были опробованы на практике. Конторки были поставлены в кабинет в начале учебного года. На 28 человек детей было 6 конторок. Сначала всем детям было интересно использовать  разный тип нахождения своего положения тела на уроке. Всем хотелось поработать стоя. Приходилось устанавливать строгую очерёдность. Но через какое то время ажиотаж прошёл и класс разделился на тех, кто 90% времени работал за конторкой, тех кто половину урока сидел, а вторую стоял. И тех, кому конторка была безразлична.

 Проведенный эксперимент меня убедил, что конторки обязательно должны быть в кабинете.

А теперь немного о зрении.

Причин приводящих к его нарушению может быть много. Конечно  неправильное освещение,  постоянное расстояние от парты до доски, неправильная посадка во время письма.

Для предотвращения развития болезней глаз мною был опробован метод  ежедневного пересаживания детей на новое рабочее место по принципу синергии. Каждый день ребёнок сидит на новом рабочем месте. Визуально это передвижение можно представить в виде движения змейки по рабочим местам парт. Если представить себе класс, состоящий из трёх рядов парт, то сидящий у окна ребёнок на первой парте каждый день пересаживается на сзади стоящую парту. Оказавшись на последней парте в ряду  он пересаживается на «другой вариант» и затем каждый день двигается вперёд. Затем пересаживается на следующий ряд и пересаживание повторяется.

Один раз мой класс проходил диспансеризацию в поликлинике и офтальмолог пригласила меня к себе в кабинет с вопросом: «Ни у одного ребёнка из вашего класса не отмечено ухудшение зрения! Каким образом Вы достигаете такого результата?»

Отмечу, что одновременно проходили диспансеризацию в параллели 4 класса. Думаю большей награды за использование данного метода представить себе трудно.

Про дыхание!

Во время уроков письма уделяю большое внимание дыханию ребят. Давно замечено, что дети перед ответственным написанием элементов букв, слов, предложений задерживают дыхание и перестают его контролировать, выдыхая после выполнения элемента, или написания слова, предложения. Этот процесс может привести к кислородному голоданию (гипоксии) мозга. Для предотвращения данного процесса у меня во время уроков письма в классе звучит спокойная равномерная музыка по своему ритму приближенная к ритму дыхания. Также во время работы напоминаю ребятам о контроле собственного дыхания.

А теперь немного о разгрузке на уроках при использовании физических упражнений.

В качестве физкультминуток на уроках  часто использую методику профессора Ю.А.Афанасьева.

Юрий Анастасьевич Афанасьев был моим преподавателем в институте. Непосредственное общение с ним, демонстрация его методики на лекциях послужила толчком использования его техник на уроках. Мастер рекомендует использовать «простые» движения из жизни в качестве разгрузки с обязательным восстановлением дыхания после каждого упражнения. Это имитация плавания разными стилями: брасс, кроль, баттерфляй, на спине. Сидя на стуле крутить педали велосипеда. Подниматься по лестнице, подтягивая себя руками, поднимать и притягивать тяжёлые предметы, достать с верхней полки что-то, или сорвать с дерева высоко растущее яблоко. Все эти движения наши мышцы  хорошо помнят, включается визуализация  и воспроизведение происходит  с точностью.

А теперь о тренажёрах.

Часто на уроках в качестве разгрузки использую тренажер-эспандер «Самсон».  Это две палочки-болванки соединенные между собой веревкой длинной 5 сантиметров.

 Этот тренажер абсолютно безопасный в применении, прост в обращении, очень эффективен в использовании и, что не мало важно, мало занимает места в кабинете. При всей его внешней простоте имеет 100% КПД!

Вот несколько упражнений с тренажёром «Самсон»:

И.П. Руки подняты вверх, слегка согнуты в локтях. Правая тянет в сторону левую руку, а затем левая тянет в сторону правую.

При выполнении этого упражнения развиваются мышцы спины, дельтовидные мышцы, мышцы живота.

Работа с тренажёром в паре. И.П. Спиной друг к другу. Руки опущены. Подъём рук через сторону. Один сопротивляется, другой преодолевая сопротивление поднимает через стороны руки вверх (бабочки летают).

Некоторые дети носят «Самсон»  в портфеле. Он провоцирует на выполнение упражнений, а по своему оздоровительному эффекту вправе носить имя «Волшебных палочек-выручалочек».

 Его можно использовать и в индивидуальной работе, парной и групповой. С ним можно придумать много интересных игр на перемене.

Этот тренажёр по своей значимости и эффективности можно сравнить с шахматами. Шахматы сами по себе красивые деревянные фигурки, и человек используя свою уникальность, создал комбинационную игру, которая по своему воздействию на тренировку ума, несравнима даже с современными компьютерными играми. Кстати, шахматы и шашки всегда в доступе ребятам на перемене.

Естественные нужды и урок!

Никогда мои ученики не поднимают руку для получения разрешения выйти из класса на уроке в туалет. Считаю данный вопрос недопустимым на уроке из этических соображений. Если ребёнок почувствовал необходимость выйти из класса, он спокойно встаёт из-за парты, и, не привлекая к себе внимания, выходит.

Вопросы личной гигиены относятся к категории интимных вопросов. Не каждый человек способен озвучит прилюдно свою потребность независимо от возраста. За 25 лет работы с детьми никогда мои ученики не пользовались этим правилом, чтобы  выйти просто так.

Перемена.

 Во время перемены дети не знают как им нагрузить-разгрузить свои мышцы, которые в течении 40 минут могли быть  мало задействованы. В лучшем случае используют бег, в худшем затевается потасовка. Между уроками детей так же надо учить осознанному отношению к собственному организму.

Очень полезно в классе иметь диск «Здоровье». Он способствует повышению работоспособности, снятию напряжения, улучшает координацию движений, развивает вестибулярный аппарат, повышает подвижность позвоночника, улучшает кровообращение.

Также на перемене дети с удовольствием играют со скакалкой на одну ногу с вращающимся вокруг колесом. Современный и забавный заменитель прыгалок. Этот тренажер для мышц ног и развития чувства ритма. Надо надеть кольцо на щиколотку ноги и совершая легкие вращательные движения раскрутить тренажер так, чтобы ролик вращался вокруг ноги, на которую надет. Подпрыгивая и переступая через ось колеса-ролика можно регулировать скорость вращения.

Физические нагрузки всегда требуют индивидуального подхода.

Какие правила гимнастики транслируются  перед каждой мини-тренировкой:

  • наше тело очень чувствительно и каждый из нас должен уметь регулировать необходимую ему нагрузку;
  • дышите спокойно, не напрягая дыхание при усилии, упражняйтесь на фоне спокойного дыхания;
  • развивайте природную силу добродушия: минус напряжения, плюс объёмная телесная волна-так мы избежим «опасностей»;
  • если дыхание углубляется, сердце заколотилось, появился телесный дискомфорт-значит надо остановиться и успокоиться;

И в завершении всего написанного крайне важно, для поддержания не только физического, но и душевного здоровья, учить детей быть благодарными!

Всегда быть благодарным тем, кто поддерживает нас в трудную минуту!

Всем, кто так или иначе влияет на нашу судьбу!

Быть благодарным друзьям, врагам,  особенно трудностям и успехам!

Соблюдая все эти вышеперечисленные правила, возможно приблизиться к пониманию  фразы, с которой начинается данная статья: «Нравственное и физическое здоровье-это богатство человека.  Каждый человек неповторим!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе

Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Доклад на ШМО. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе. (из опыта работы)

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей совреме...

Эффективные приёмы начала урока в начальной школе

В работе представила свои эффективные приёмы для организации начала урока в начальной школе, которыми пользуюсь уже продолжительное время. Некоторые из них  применяются достаточно давно, некоторы...