Использование эффективных приёмов на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гончарова Людмила Михайловна

Текст выступления на педсовете. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  эффективных приёмов на уроках  в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Выступление на педсовете

  от 06.10.2019 г.

Учитель начальных классов:

Гончарова Людмила Михайловна

(Слайд 1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке.

 (Слайд 2)

Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

(Слайд 3) Давно убедилась в том, что только мотивированный ребенок будет внимать моим словам. Педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС способствуют этому.

(Слайд 4) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы  игры.  Игра,  являясь основным видом деятельности дошкольника,  продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности  младших школьников — учения.

(Слайд 5)

Методические приёмы активации учащихся на уроках:

  • «Кластер»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Инсерт»
  • «Дневники и бортовые журналы»
  • «Лови ошибку!»
  • «Решение творческих учебных задач»
  • «Верите ли вы»
  • «Корзина идей»
  • Таблицы «З-Х-У», «Н-С-О»
  • «Синквейн» и т.д.

(Слайд 6)

 Кластер прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), данный приём предполагает  выделение смысловых   единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии.

(Слайд 7) Например, на открытом уроке русского языка при повторении о частях речи я использовала этот приём на этапе Актуализация знаний.

 (Слайд 8)

Инсерт - Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём работает и на стадии осмысления.

(Слайд 9)

«Фишбоун»  в переводе означает «рыбья кость». Чаще всего использую на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение  данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема;  верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.

(Слайд 10)

Таблица  «Знаю-Хочу узнать- Узнал»

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. 

(Слайд 11)

Таблица «тонких» и «толстых вопросов» – этот приём развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку?  «Толстые» вопросы: Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?

(Слайд 12)

 «Дерево предсказаний»Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

(Слайд 13, 14, 15)

Синквейн– в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. 

(Слайд 16)

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

помогает снять чувство усталости;

раскрывает способности детей, их индивидуальность;

усиливает непроизвольное запоминание. 

(Слайд 17)

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

В итоговой части открытого урока я применила игру «В свои ворота»

Задание :  Я вам буду читать слова,  а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):

1 группа записывает - существительные,  2 – глаголы, 3 – прилагательные, 4- местоимения.

Багряный, полевки, вы, закурлычут, она, листопад, браконьерская, с ней, пятый, соболь, улетают, журавль, долго, пожары, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.

(Слайд 18-19,20) Игровые приёмы на уроках математики, русского языка, чтения.

(Слайд 21)

Игры-драматизации

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

У Татьяны Николаевны дети инсценировали отрывки из произведений Н.Носова. У меня на открытом уроке дети представляли собой часть речи, которую нужно было отгадать.

(Слайд 22)

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. 

Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

при закреплении нового материала;

при поведении самостоятельной, проверочной работы;

при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

(Слайд 23)

Групповая работа

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

(Слайд 24)

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

(Слайд 25)

Современный  урок  невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!”

(Слайд 26)

Использование карточек- сигналов

(Слайд 27)

Приёмы «Рабочий гул», «Я  - учитель»

(Слайд 28)

Проектная деятельность- продуктивный способ активации познавательной деятельности.

(Слайд 29)

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

(Слайд 30)

Рефлексия

(Слайд 31)

Рефлексия у меня на уроке

Обведи кружочком цифру с высказыванием.

Я:   1. Доволен собой.

       2. Не совсем доволен своей работой.

       3. Не доволен своей работой.

Дело: 1. Вспомнил все  части речи.

           2. Допускаю ошибки в распознавании     частей речи.

           3. Так и не научился распознавать   части  речи.

Мы:   1. Принимал активное участие.

          2. Не совсем доволен своей  работой в группе.

          3. Не доволен своей работой в группе.

(Слайд 32)

«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций)

Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

(Слайд 33)

У каждого учителя должны быть свои заповеди

  • Знание никогда не бывает бесполезным.
  • Творчество – неиссякаемый источник новых открытий.
  • Авторитет учителя – путь к успеху ученика.
  • Надо любить дело, которому ты служишь.
  • Никогда не бойся повернуть назад с неверного пути.
  • Доброта - это золотой ключик, подходящий к любой двери.
  • Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку.
  • Не отчаивайся. Если тебе трудно, помни: скоро Последний звонок.

И будь уверен в том, что наступит 1 СЕНТЯБРЯ!

(Слайд 34)    Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование эффективных приёмов на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС Составила: учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 99 г. Новосибирска Гончарова Людмила Михайловна

Слайд 2

ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся

Слайд 3

ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕ В ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Заставить учиться нельзя, учебой нужно увлечь

Слайд 4

« Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». китайская пословица

Слайд 5

Методические приёмы «Кластер» «Дерево предсказаний» «Толстые и тонкие вопросы» «Инсерт» «Дневники и бортовые журналы» «Лови ошибку!» «Решение творческих учебных задач» «Верите ли вы» «Корзина идей» Таблицы «З-Х-У» «Синквейн» и т.д.

Слайд 6

Слайд 7

Часть речи Самостоятельные Служебные Имя существительное Глагол Наречие Имя прилагательное Местоимение Числительное Наречие Наречие

Слайд 8

ИНСЕРТ « V » - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее

Слайд 9

Приём «ФИШБОУН» («РЫБНАЯ КОСТЬ») Проблема Вывод Причина Причина Факты Факты (экологическая проблема) (браконьерство) (неумелое орошение) (нужно беречь зону пустынь). (погибают животные, растения) (не хватает воды)

Слайд 10

Таблица «Знаю – Хочу узнать– Узнал»

Слайд 11

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа

Слайд 12

Слайд 13

Первая строка – существительное , тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 14

Слайд 15

метод «СИНКВЕЙН» важный периметр нужный Сложить длины всех сторон. сумма измерять складывать находить

Слайд 16

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра помогает лучше усвоить учебный материал вызывает у детей живой интерес к процессу познания активизирует их деятельность Помогает снять чувство усталости Усиливает непроизвольное запоминание Раскрывает способности детей, их индивидуальность

Слайд 17

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы

Слайд 18

Игровые приемы, используемые на уроках математики Логические разминки Игра «Да – нет» «Магические квадраты» «Веселый счет» «Домики» «Веселые задачи в стихах»

Слайд 19

Игровые приемы на уроках русского языка «Придумай слово» Отгадай загадку (отгадка – словарное слово) Заучивание песенок, правил в стихах «Чудесная яблоня» Ребусы, кроссворды «Картинный диктант»

Слайд 20

Игровые приемы на уроках литературного чтения и окружающего мира Игры – драматизации (инсценирование сказки) «Путешествие по станциям» «Кто быстрей назовет ответ» Викторины «Знаешь ли ты?» Загадки, кроссворды

Слайд 21

Прием драматизации формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов очень важен для развития речи и эмоционального развития ребенка

Слайд 22

Работа с тренажёрами Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма

Слайд 23

Групповая работа учатся работать в командах высказываются, выдвигают версии обсуждают выдвинутые идеи координация версий и приход к правильному ответу подведение итога, обоснование выдвинутой версии

Слайд 24

К.Д.Ушинский: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Слайд 25

Использование ИКТ

Слайд 26

Использование карточек-сигналов

Слайд 27

Приемы: «Рабочий гул», «Я – учитель» Парная работа Групповая работа

Слайд 28

Проектная деятельность – продуктивный способ активизации познавательной деятельности

Слайд 29

Критерии оценивания

Слайд 30

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ» «МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ» «ТАБЛИЧКА» «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ» «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»» «ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА» «ХОЧУ СПРОСИТЬ»

Слайд 31

Рефлексия. Обведи кружочком цифру с высказыванием. Я: 1. Доволен собой. 2. Не совсем доволен своей работой. 3. Не доволен своей работой. Дело: 1. Вспомнил все части речи. 2. Допускаю ошибки в распознавании частей речи. 3. Так и не научился распознавать части речи. Мы: 1. Принимал активное участие. 2. Не совсем доволен своей работой в группе. 3. Не доволен своей работой в группе.

Слайд 32

«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций) Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение.

Слайд 33

У каждого учителя должны быть свои заповеди Знание никогда не бывает бесполезным. Творчество – неиссякаемый источник новых открытий. Авторитет учителя – путь к успеху ученика. Надо любить дело, которому ты служишь. Никогда не бойся повернуть назад с неверного пути. Доброта - это золотой ключик, подходящий к любой двери. Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку. Не отчаивайся. Если тебе трудно, помни: скоро Последний звонок. И будь уверен в том, что наступит 1 СЕНТЯБРЯ!

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос об использовании ИКТ на уроках в начальной школе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...