СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Текст выступления на городском конкурсе педагогического мастерства.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Андреева Татьяна Васильевна

В тексте раскрывается значимость здоровьесберегающих технологий. Перечисляются данные технологии и приводятся примеры использования в реальной педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Т.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Самое главное в жизни любого человека – это здоровье. Но в нашем безумном, вечно спешащем мире люди часто забывают об этом. Так и хочется крикнуть : «Люди, остановитесь!» В погоне за знаниями, успехом родители и, к сожалению, педагоги не всегда адекватно оценивают физические, психические и духовные возможности своих детей. Это часто приводит к непоправимым расстройствам здоровья подрастающего поколения.

Удельный вес выявленных на профилактических осмотрах нарушений у детей (в % к числу осмотренных детей) в 2016 году составил 7,59 из них первое место по числу нарушений занимает понижение остроты зрения (3,2), на втором месте находится нарушение осанки – 2,1, сколиоз занимает четвертую ступень – 0,9, после дефектов речи (1,3). Наибольший удельный вес нарушений выявляется у подростков 8-10 классов, перед окончанием школы и составляет 20,56, относительно высокий удельный вес отмечается и у детей перед поступлением в ДОУ (3-4 лет). В 2016г. он составил 17,83 от всех нарушений сколиоз и нарушения занимают здесь третье место - 0,2 и 1,3 соответственно.

В своей личной жизни и профессиональной деятельности я стараюсь донести до окружающих, что только мы в ответе за своё здоровье и здоровье своих детей. Для этого я стараюсь создать для учеников в классе все возможные условия комфортного и безопасного пребывания.

На уроках и во внеклассной деятельности я использую здоровьесберегающие технологии, направленные на

  1. комфортное обучение;
  2. профилактику заболеваний;
  3. здоровый образ жизни.

Для комфортного обучения учащихся я использую

  1. проветривания по графику;
  2. освещённость класса;
  3. озеленение классной комнаты;
  4. поддержание положительного психологического климата на уроке (право выбора, похвала, эмоциональные разгрузки, релаксация, аутотренинг, шутки, лирические отступления, технические средства обучения);
  5. соблюдение питьевого режима.

Для профилактики заболеваний учащихся я слежу за

  1. отработкой гигиенических навыков (посещение туалета, мытьё рук, приём пищи, уход за личными вещами, искоренение плохих привычек);
  2. позой на уроке;
  3. утомляемостью детей при помощи зарядки, физминутки, «весёлых перемен», подвижных дидактических игр, пальчиковая гимнастика, смены поз на уроке (часть детей на уроке работает стоя, затем меняются), слежу за объёмом домашних заданий;
  4. для предупреждения заболеваний глаз использую офтальмологические гимнастики различных видов, в том числе с использованием компьютерных программ, подвижный наглядный материал;
  5. для предупреждения заболеваний опорно-двигательного аппарата провожу физминутки с упражнениями для шейного и грудного отдела позвоночника (сидя и стоя), слежу за весом портфеля (берут самое необходимое, для остального есть индивидуальные ячейки);
  6. для профилактики простудных заболеваний включаю элементы дыхательной гимнастики, регулярные проветривания, обучаю детей правильному поведению при повышенной заболеваемости среди окружающих.

Для формирования здорового образа жизни школьников я использую

  1. создание мотивации на здоровый образ жизни;
  2. тематические уроки и внеклассные мероприятия (с вхождением в роль человека с ограниченными возможностями или человека с утраченными свойствами своего организма, для понимания важности здоровья того или иного органа);
  3. беседы с родителями, совместные с психологами тематические родительские собрания о возрастных особенностях детей;
  4. пешие прогулки по городу и выезд за город;
  5. посещение музеев, связанных с медициной и здоровьем (по возрасту).

При использовании здоровьесберегающих технологий я следую принципам:

  1. не навреди!;
  2. систематичность, непрерывность;
  3. личный пример.

В настоящее время в нашем обществе здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает лидирующее место среди других потребностей человека. Но если уже сегодня ребёнка научить бережно и ответственно относиться к своему организму, то есть надежда, что следующее поколение будет физически, интеллектуально и духовно более крепким.

Если не мы сами будем заботиться о своём здоровье, то кто?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."

В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время.....

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в аспекте требований ФГОС

В статье ставиться задача рассмотреть, согласно требованиям ФГОС, неоходимые методы сохранения и укрепления здоровья учащихся.Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихс...