Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в аспекте требований ФГОС
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Кроитор Ольга Геннадьевна

В статье ставиться задача рассмотреть, согласно требованиям ФГОС, неоходимые методы сохранения и укрепления здоровья учащихся.Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихся.На современном этапе наблюдается пониженная двигательная активность детей. Это связно с тем, что много времени они проводят в школе на уроках, дома – за выполнением домашних заданий и сидя у телевизора и за компьютером. Это приводит к нарушению их здоровья.Для повышения двигательной активности детей и мотивации занятий физическими упражнениями выбрана китайская гимнастика Цигун.Цигун не требует предварительной физической подготовки, упражнения выполняются медленно, плавно без резких движений и изменяют не только структуру тела и приносят расслабление, но и приводят ум и эмоции в спокойное сбалансированное состояние. Особенно полезно начинать занятия с семи лет, так как в этом возрасте происходит активный рост организма, а тонус мышц не всегда успевает за ростом костей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кроитор О.Г., учитель ГБОУ СОШ № 253

Приморского района Санкт- Петербурга

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На современном этапе наблюдается пониженная двигательная активность детей. Это связно с тем, что много времени они проводят в школе на уроках, дома – за выполнением домашних заданий и сидя у телевизора и за компьютером. Это приводит к нарушению их здоровья.

Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихся.

Для повышения двигательной активности детей и мотивации занятий физическими упражнениями выбрана китайская гимнастика Цигун. Выбор китайской гимнастики для здоровьесбережения школьников обусловлен известными успехами китайской педагогики в области здорового образа жизни и физической культуры.

Цигун не требует предварительной физической подготовки, упражнения выполняются медленно, плавно без резких движений и изменяют не только структуру тела и приносят расслабление, но и приводят ум и эмоции в спокойное сбалансированное состояние. Особенно полезно начинать занятия с семи лет, так как в этом возрасте происходит активный рост организма, а тонус мышц не всегда успевает за ростом костей.

Именно в данный момент большое значение имеет развитие мышц и тренировка их эластичности. Китайская медицина рассматривает организм как целостную систему.  «Если болит голова, не факт, что нужно лечить голову» – подход доктора китайской медицины.

Изученные источники позволили выбрать наиболее доступные для учащихся упражнения системы Цигун для выполнения их на уроках физической культуры с таким расчетом, чтобы принять во внимание физические и ментальные особенности ребенка, так же как и его потребности. Такую разминку хорошо проводить в подготовительной части, они занимают двадцать процентов от общей плотности урока. При этом мною четко ставились задачи, которые должны были быть достигнуты: устойчивость организма к вирусным  инфекциям средствами упражнений, нормализация функции внешнего дыхания и кровообращения, так как это необходимое условие жизнедеятельности организма, насыщение двигательного режима детей доступными упражнениями для их полноценного физического развития и поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности. Все задачи легко было решить, используя систему Цигун, так как все физические упражнения используются в комплексном подходе. Например, упражнения тренируют дыхательную мускулатуру грудной клетки и диафрагмальное дыхание, восстанавливают правильное носовое дыхание, что является естественным массажем с сильным раздражающим действием в зонах и точках кожной чувствительности, связанных непосредственно с дыханием. Регулярные занятия физической  культурой являются основой для сохранения хорошего здоровья, но не любые, а адекватные растущему организму ребенка. Цигун уделяет много внимания работе с позвоночником, ведь для выполнения упражнений надо не только ощущать позвоночник, но и опираться на него. Правильная работа и выравнивание позвоночного столба и суставов тела, растягивание и энергичный мышечный тренинг для укрепления различных групп мышц тела, а так же глубокое дыхание  –  ключевые моменты успеха занятия. После годовых занятий дети отметили улучшение самочувствия, ощутили равновесие, как физическое, так и душевное. Они стали спокойнее, научились контролировать ситуацию и проявлять крайние эмоции.

Основой любого обучения является передача информации. Цигун – это дисциплина, фантазия и беседа. Все уроки можно делить или сочетать по разделам: дыхание, концентрация, релаксация и уроки моральных ценностей.

Названия движений способствует развитию детского воображения (большой тигр смотрит на дорогу, змея выходит из пещеры, золотой петух стоит на одной ноге), и от этого обучение становится радостным и ярким. Неважно, какие практики будут применяться в процессе занятий физической культурой, главным является только одно – желание ребенка заниматься и развиваться, ведь здоровый человек – это будущее страны.

Примеры упражнений

Воздушный шарик.

И. п. стоя, сидя, лежа. Руки лежат на нижней части ребер. Выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы грудная клетка втянулась, вход через нос, выдох ртом. Живот и плечи остаются неподвижными. Выполнить 5–10 повторов.

Упражнения на равновесие и координацию помогают в освоении пространства и умении координировать в нем свои действия, сохраняют хорошую гибкость суставов, укрепляют мышцы и вырабатывают устойчивость при опоре на небольшую или ограниченную поверхность.

Золотой петух стоит на одной ноге.

И. п. стоя на одной ноге (правой или левой) с закрытыми глазами, нога несколько согнута в колене. Вторая нога поднята примерно под прямым углом к телу, ниже колена свободно опущена вниз. Рука над поднятой ногой направлена параллельно ноге вперед, вторая рука чуть отведена и свободна. Затем ноги меняются. Выполнить упражнение до 30 вдохов.

Литература

Рафиев А.А.О., Сухорукова И.А. Интеграция технологий, формирующих здоровье, на уроке физической культуры // Развитие современного образования: от теории к практике сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 341-347.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Текст выступления на городском конкурсе педагогического мастерства.

В тексте раскрывается значимость здоровьесберегающих технологий. Перечисляются данные технологии и приводятся примеры использования в реальной педагогической практике....

Статья "Сохранение и укрепление здоровья школьников в аспекте требований ФГОС"

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность. В соответствии с треб...

Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."

В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время.....