10 ПРИЗНАКОВ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИНТЕРНЕТА – ВРЕД КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
материал по зож на тему

Зинаида Васильевна Блохина
Споры о вреде и пользе компьютера для малышей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших квартирах. Причем, никем уже даже не обсуждается вопрос времени, проведенного за монитором (всем известно, что чем реже – тем здоровее), а речь идет о конкретном вреде и привязанности, которую уже приравнивают к серьезной зависимости. В чем же вред компьютера для ребенка, и как определить, что уже пора «лечить» зависимость?

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 ПРИЗНАКОВ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИНТЕРНЕТА – ВРЕД КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Споры о вреде и пользе компьютера для малышей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших квартирах. Причем, никем уже даже не обсуждается вопрос времени, проведенного за монитором (всем известно, что чем реже – тем здоровее), а речь идет о конкретном вреде и привязанности, которую уже приравнивают к серьезной зависимости. В чем же вред компьютера для ребенка, и как определить, что уже пора «лечить» зависимость?

Виды компьютерной зависимости у ребенка, врага необходимо знать в лицо!

Известно две формы компьютерной зависимости (основные):

  • Сетеголизм — форма зависимости от самого интернета. Кто такой сетеголик? Это человек, не представляющий себя без выхода в Сеть. В виртуальных мирах он проводит от 10 до 14 (а то и больше) часов в сутки. Чем заниматься в интернете – для них значения не имеет. Соцсети, чаты, музыка, знакомства – одно перетекает в другое. Такие люди обычно неряшливы, эмоционально неустойчивы. Они постоянно проверяют почту, с нетерпением ждут следующего выхода в Сеть, с каждым днем все меньше времени отдают реальному миру, без сожаления тратят в Сети реальные деньги на виртуальные иллюзорные «радости».

Слайд  2

  • Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Ее можно, в свою очередь, разделить на два вида: ролевые и неролевые игры. В первом случае человек полностью отрывается от реальности, во втором целью является набор очков, азарт, выигрыш.

10 признаков компьютерной зависимости у ребенка – как узнать, что ребенок зависим от компьютера?

Все мы помним о случаях зависимости людей от игровых автоматов – проигрывались последние деньги, рушились семьи, уходили на задний план близкие люди, работа, реальная жизнь. Корни компьютерной зависимости те же: регулярная стимуляция центра удовольствия в человеческом мозге приводит к тому, что постепенно сформированный недуг вытесняет из потребностей человека все, что не относится к его любимому занятию. С детьми все еще сложнее – зависимость более сильная, а удар по здоровью – двойной. Каковы признаки подобной зависимости у ребенка?

Слайд 3

  • Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера. Причем, забрать компьютер у ребенка удается в итоге только со скандалом.
  • Ребенок игнорирует все дела по дому, включая даже свои обязанности – убраться в комнате, повесить вещи в шкаф, убрать за собой посуду.
  • Праздникам, общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.
  • Ребенок сидит в Сети даже во время обеда и в ванной.
  • Если у ребенка забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон.

Слайд  4

  • Ребенок постоянно заводит новые знакомства в Сети.
  • Из-за времени, которое проводит ребенок в Сети, начинает страдать учеба: домашние задание остаются несделанными, учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность и рассеянность.
  • Оставшись вне доступа к Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным.
  • Ребенок не знает – чем себя занять, если нет возможности выйти в Сеть.
  • Вы не знаете, чем именно занимается ребенок в интернете, а любые ваши вопросы на эту тему ребенок воспринимает в штыки.
  • Слайд 5

Вред компьютера для детей – это возможные физические и психические отклонения у зависимого от компьютера ребенка.

Психика и физическое здоровье ребенка намного более слабые и «шаткие», чем у взрослых. И вред от компьютера, при отсутствии должного внимания родителей к этому вопросу, может стать очень серьезным. 

Чем же конкретно опасен компьютер для ребенка? Мнение специалистов…

  • Излучение электромагнитных волн. Для детей вред излучения вдвойне опаснее – в «перспективе» любимый ноутбук может аукнуться эндокринными заболеваниями, нарушениями в работе мозга, постепенным снижением иммунитета и даже онкологией.
  • Слайд 6

  • Психическое перенапряжение. Обратите внимание на свое чадо в момент его полного погружения в виртуальный мир – ребенок никого не слышит и не видит, обо всем забывает, напряжен до предела. Психика ребенка в этот момент подвергается сильному стрессу.
  • Духовный вред. Ребенок – это «пластилин», из которого лепится человек соответственно той информации, которую малыш впитывает извне. А «извне», в данном случае – интернет. И редкий случай, когда ребенок использует ноутбук для самообразования, прочесывания развивающих игр и чтения книг. Как правило, внимание ребенка сосредоточено на той информации, от которой мама с папой в реальной жизни его отгораживают. Безнравственность, выползающая из интернета, крепко обосновывается в сознании ребенка.
  • Зависимость от интернета и компьютерных игр вытесняет потребность в чтении книг. Падает уровень образованности, грамотности, кругозор ограничен играми, форумами, соцсетями и сокращенными версиями книг из школьной программы. Ребенок перестает думать, потому что необходимости в этом нет – все можно найти в Сети, там же проверить орфографию, там же решить задачи.

Слайд 7

  • Теряется потребность в общении.
  •  Реальный мир уходит на задний план. Реальные друзья и близкие люди становятся менее нужными, чем тысячи лайков под фотографиями и тысячи «друзей» в соцсетях.
  • При замене реального мира на виртуальный ребенок теряет способность общаться с людьми. В Сети он уверенный в себе «герой», а в реальности не может связать и двух слов, держится обособленно, не способен наладить контакт со сверстниками. Все традиционные моральные ценности теряют свою значимость, и им на замену приходят «олбанский язык», сетевая безнаказанность, низменность желаний и ноль стремлений. Еще опаснее, когда на сознание ребенка начинает влиять информация с ресурсов порнографического характера, сектантского, ритуального, нацистского и пр.

Искаженное мировосприятие – беда современных детей

Отдельно хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.

СМИ, медики и учителя бьют в набат по поводу обострившейся проблемы детской жестокости. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А истоки этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу.

У детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:

  • ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
  • ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
  • за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

Просто задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил в социуме по законам «стрелялки»?

Вместо навыков общения, умения находить компромиссы и слышать других, решал все проблемы, как мускулистые мужики в играх, обвешанные оружием?

Слайд 8

При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Слайд 9

Начнем с того, что любые стрелялки детские – это война, а значит, агрессия. Если уж это неизбежно, нужно хотя бы выбрать тот вариант, где нет убийств, сцен насилия, вида крови. Уже доказано, что игры для детей, стрелялки в частности, очень серьезно влияют на психику малышей, воспитывают в них жестокость, буквально уничтожая ростки добра в детской душе. Но как найти ту грань, где заканчивается забава и начинается война, где благородный рыцарь становится идеальной машиной для убийства? Выход у родителей один: самим тестировать все игры, стрелялки детские, прежде чем допускать к ним юных гаджетоманов. Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры (RPG — role playing games), где игрок (геймер) принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект «присутствия». Происходит то, что можно назвать «Эго-распадом» на «Я виртуальное» и «Я реальное». Такие игры подрывают психическое состояние и способны кардинально изменить представление о себе и окружающем мире. Все это способствует нарастанию тревоги и дисгармонии.

Что же могу сделать родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка?

Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.

Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!

Слайд 10

  • Катастрофически быстро портится зрение. Даже при хорошем дорогом мониторе. Сначала боль в глазах и краснота, потом снижение зрения, двоение в глазах, синдром сухого глаза и более серьезные заболевания глаз.
  • Малоподвижный образ жизни отражается на неокрепшем позвоночнике и мышцах. Мышцы ослабевают, становятся вялыми. Позвоночник искривляется – появляется сутулость, сколиоз, а за ним и остеохондроз. Туннельный синдром запястья – одна из самых «популярных» проблем у зависимых от ПК людей. Ее признаки – сильные боли в районе запястья.
  • Повышается утомляемость, растет раздражительность и агрессивность, снижается сопротивляемость организма заболеваниям.
  • Слайд 11

  • Появляются головные боли, нарушается сон, головокружение и потемнение в глазах становятся чуть ли не нормой из-за своей частоты.
  • Возникают проблемы с сосудами. Что особенно чревато последствиями для детей с ВСД.
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника приводит к плохому кровоснабжению мозга и его кислородному голоданию. Как следствие – мигрени, апатия, рассеянность, полуобморочные состояния и пр.
  • Образ жизни ребенка, постоянно просиживающего за компьютером, изменить впоследствии будет очень сложно. Не только спорт – даже обычная прогулка на свежем воздухе, необходимая юному организму, отвергается в угоду мировой паутины. Снижается аппетит, замедляется рост, возникают проблемы с массой тела.
  • Слайд 12

Конечно, компьютер – не страшное чудовище, и он во многом может стать полезной техникой и помощником в учебе.

Слайд 13

Но только в том случае, если используется во благо ребенка под неусыпным контролем родителей и строго по времени. Но и в тоже время, дети, играющие в  более интеллектуальные, логические варианты, развивают у детей внимание, память, мелкую моторику и, наконец, вырабатывают у них быструю реакцию, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие «компьютерно-развитые» дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверенны в своих знаниях.
 
Учите ребенка черпать информацию в книгах и научных фильмах, во внешнем мире. И учите его получать удовольствие от жизни, чтобы не было необходимости искать это удовольствие в интернете.

Дети отвыкают от чтения книг. К тому же из-за частого мелькания экрана монитора нарушаются ритмы головного мозга. Возбуждение определённых структур в мозге доставляет удовольствие, расслабляет и оказывает влияние как наркотик на детей. Компьютерные игры, такие, как бродилки и стрелялки, приводят ребёнка к технологическому мышлению, а не творческому.

Многочисленные психологические тесты показали, что большинство компьютерных игр делают ребёнка эгоистичным, безнравственным и жестоким. Однако не все игры оказывают отрицательное воздействие на детей. Есть также развивающие игры, но и в них четырёхлетнему ребёнку можно играть не более 20 минут.

В жизни человека слух имеет огромное значение. Он является самым главным из пяти чувств человека. Мы не задумываемся, какое это богатство – хороший слух. Слух играет важную роль в общении, получении знаний, эмоций. Слух предупреждает об опасности. Из этого следует, что нарушение слуха доставляет человеку массу неудобств и неприятностей.

В современном мире  с развитием электронных технологий появилась масса разнообразных гаджетов. Стало модным  постоянно  использовать наушники для прослушивания музыки. На улицах города, в транспорте, в общественных местах встречаешь молодых людей в наушниках. Но так ли уж безобидны новинки технического прогресса?

В целях определения популярности наушников у школьников  опросили 100 учеников нашей школы, задав каждому 4 вопроса.

  1. Используешь ли ты наушники для прослушивания музыки?
    Ответили «да» - 90% учащихся, «нет» - 10% учащихся.

Слайд 14

2. Как часто ты используешь наушники? ( при положительном ответе на 1 вопрос)

Ответили: 1 раз в месяц – 30%, раз в неделю – 30%  , каждый день -40% .

Слайд 15

3. Как громко ты любишь слушать музыку?

Ответили: тихо – 0% , громко – 70%, очень громко – 30% .

Слайд 16

4. Считаешь ли ты, что слушать музыку через наушники вредно?

Ответили «да» - 20% , «нет» - 80% .

Слайд 17

Проанализировав результаты анкетирования, я сделала вывод, что наушники в современном мире пользуются большой популярностью среди школьников. Большинство опрошенных (90%) используют наушники для прослушивания музыки, из них 40% пользуются ими каждый день, и все предпочитают громкий и очень громкий звук. А вот о вреде наушников предполагают только лишь 20% анкетируемых.

В связи с этим меня заинтересовал вопрос: может ли использование наушников отрицательно повлиять на слух человека? Если да, то при каких условиях?

Мнения учёных.

   Громче всех забили тревогу американские ученые, и это не случайно: всем хотя бы по кинофильмам знаком образ "типичного американского подростка", который не расстаётся с наушниками ни на улице, ни в спортзале, ни в библиотеке. Научный сотрудник университета Пердью Роберт Новак заявляет, что американские  и  наши  российские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение слуха оказывается необратимым и приводит к полной глухоте. Новак напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью.
 

Профилактика нарушения слуха при использовании наушников

1. Помните о том, что после длительного прослушивания громкой музыки через наушники вы можете на время потерять способность воспринимать тихие звуки. Акустические травмы никогда не проходят бесследно. Вредоносный эффект от них   может накапливаться и проявиться через длительное время совершенно неожиданно.

2. При использовании обычных наушников можно без вреда для здоровья слушать музыку с громкостью чуть выше половины от максимальной в течение часа в день. Для большей части наушников-вкладышей время безопасного прослушивания снижается ровно вдвое.

3. Старайтесь не делать громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум (громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие).

4. Если вы не хотите к сорока годам сменить наушники на слуховой аппарат, то старайтесь придерживаться следующих советов:
- уровень громкости не должен быть больше 60% от максимально возможного;
- громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие;
- люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
- если, общаясь с людьми, вы переходите на крик, значит, громкость слишком большая.

5. Через каждые 30 мин давайте ушам отдохнуть в течение 5-10мин.

6. Включайте в свой рацион как можно больше фруктовых и овощных блюд, хлеб, злаки. Пища с обильным содержанием жира вредна для ушей в такой же мере, как и для сердца. Высокое кровяное давление и жировые отложения на стенках сосудов ухудшают кровоток в области уха, способствуя снижению слуха.

7. Зимой, весной и осенью обязательно носите шапку, защищая уши от холода. Берегите уши и горло от простуды и травм.

8. При появлении таких симптомов, как звон в ушах, заметная приглушенность звуков, сложности в понимании человеческой речи, сложности в понимании речи в шумных местах или комнатах с плохой акустикой, не медлите с обращением к врачу.

Таким образом, я считаю, что отрицательное воздействие на слух человека оказывает частое использование наушников типа «вкладыши» и превышение допустимого уровня громкости прослушивания музыки в них.

  Надеюсь, что данное  исследование заинтересует  учащихся и их родителей, т.к. затрагивает три актуальных аспекта:      

   Первый - этический. Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий шипящий  плеер - это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение и шум из его наушников.

Второй - это вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Возникает серьезная угроза безопасности жизни человека в наушниках.

Литература:

1. Н.В Гулиа. Удивительная физика. (О чем умолчали учебники). – М.: НЦ ЭНАС,2003.

2. Журнал Stereo&Video, №6, 1997г

3. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья – М.: Физкультура и спорт, 1992.

4. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Гл.ред. В.А.Володин – М.: Аванта+,  2002.

5. http:// ru.wikipedia.org/wiki

6. http://www.stereohead.ru

- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/104729/strelyalki-detskie-polza-i-vred

Автор: Игорь Полоз 
Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/27590/
© Shkolazhizni.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание вред компьютера

    Большое значение уделяется правильному и здоровому образу жизни. В своей работе я часто провожу с детьми классные часы, беседы, дни здоровья, вношу в уроки по окружающему миру доп...

Статья и тест для родителей по теме "Зависимость детей от компьютерных игр"

Данный материал может быть использован  к родительскому собранию по теме "Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?"...

Родительское собрание. "Интернет, компьютер и дети."

Презентация  поможет провести  родительское собрания по указанной теме. А тема актуальна. Многие родители обеспокоены  чрезмерным увлечением своих детей компьютером. В школе с 1-г...

Классный час " Компьютерная зависимость. Компьютер для детей"

В современном мире компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Кроме того, наука не стоит на месте, и компьютеризация мира все больше и больше нас поглощает, внедряясь в повседневную жизнь. С од...

Исследовательская работа: "Компьютерные игры: польза или вред?"

АннотацияЦель исследования: выяснение влияния компьютерных игр на развитие младших школьников.План исследования:Изучить материал по интересующей меня проблеме.Опросить одноклассников и их родителей.Пр...

Компьютерные игры: польза или вред?

Консультация для родителей о пользе и вреде компьютерных игр для детей....

Исследовательская работа по теме "Компьютерные игры. Польза или вред?"

В работе описана история компьютерных игр и проведено исследование влияния содержания и продолжительности компьютерных игр на здоровье детей. Даны рекомендации  провильного использования компьюте...