Сообщение на тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
материал по зож (3 класс) на тему

Фоменко С.А.

Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных возможностей состояния здоровья обучающихся в школе нашего типа ставятся определенные цели по следующим направлениям:

- обеспечение физического развития воспитанников, использование здоровьесберегающих технологий;

- совершенствование материально-технической базы школы;

- совершенствование организации учебного процесса и повышения результатов обучения;

- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

- совершенствование системы воспитательной работы, как средства повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Сообщение на тему:

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ  ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Фоменко С.А.

        Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных возможностей состояния здоровья обучающихся в школе нашего типа ставятся определенные цели по следующим направлениям:

- обеспечение физического развития воспитанников, использование здоровьесберегающих технологий;

- совершенствование материально-технической базы школы;

- совершенствование организации учебного процесса и повышения результатов обучения;

- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

- совершенствование системы воспитательной работы, как средства повышения качества образования.

        Чтобы совершенствовать учебно-воспитательный процесс, мы должны сначала изучить  индивидуальность каждого ребенка. Индивидуальные различия и особенности воспитанников педагог накапливает в процессе личного изучения. Это невозможно сделать, опираясь на педагогику или возрастную психологию. Индивидуальность ребенка выражается в конкретных особенностях (отличиях). Возникновение их связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Эти особенности влияют на своеобразие возникающих качеств.

            К индивидуальным особенностям относятся: ощущение, восприятие, познавательные процессы, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер.

         Большое значение имеет изучение физического состояния и здоровья детей в классе, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. В этом учебном году кабинет был оборудован рабочим местом учителя, также произошло улучшение в плане освещения  кабинета, заменены старые столы и стулья на новые парты.

В классе ежедневно происходит проветривание и влажная уборка, что улучшает здоровье и работоспособность воспитанников класса.

         Весьма важно знать особенности познавательной деятельности обучающихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. В условиях нашей школы, в силу разнообразия последствий мозговых заболеваний у детей, в учебной и воспитательной работе учителем на уроке и вне урока должен быть соблюден индивидуальный подход к обучающемуся.

              Планируя свою работу в целом, планируя отдельные уроки, учитель обязан предусмотреть возможности каждого ученика в отдельности. Поэтому изучив особенности обучающихся, я разделила класс на три группы.

        Первую группу (43%) составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в рамках основной программы: Волкова Анастасия, Качур Владимир, Смоляр Артем. Все задания, даже измененные, они, как правило, выполняют самостоятельно, правильно используя имеющийся опыт. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. Для выполнения сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

               Ко второй группе (43 %) относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Это такие обучающиеся, как  Дубина Дарья, Лысенко Артем и Шамухаметов Николай.       Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание нового материала. Им трудно выделить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учеников значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе.

            К третьей группе (14 %) относится обучающийся, который занимается по индивидуальному плану программы 3 класса Некрылов Иван. Это особенный ребенок с расстройством аутистического спектра. Он овладевает учебным материалом на самом низком уровне. Индивидуальность этого ребенка обозначается наклонностью к рисованию и постоянством во всем.

В своей работе стараюсь применять такие методы и приемы, чтобы были охвачены все воспитанники класса. Чтобы более слабые ученики не считали себя ущемленными и не оказывались пассивными на уроке.

         Важным является вопрос об организации работы на уроке. На уроке может быть организована самостоятельная, групповая работа, работа по карточкам. Во время этой работы есть возможность оказывать индивидуальную работу отдельным учащимся.

Во время проведения любого урока обязательно используется элемент здоровьесбережения. Физминутки различного рода: для отдыха глаз, пальчиковая гимнастика, общеразвивающие движения туловища. Часто использую ИКТ.

        Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. К таким воспитанникам относятся Смоляр Артем и Шамухаметов Николай. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ребенка, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции не только  по отношению к учению, но и по происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также отношению к учителям, воспитателям, другим взрослым людям, коллективу товарищей в котором живут. Такие моменты хорошо прослеживаются во внеурочной воспитательной деятельности в различных направлениях: проведение классных часов, экскурсии, прогулки на свежем воздухе, спортивные часы, трудовые моменты, занятия по интересам, самоподготовки, воспитательские занятия и многие другие мероприятия.

        Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.  Малый педколлектив нашего класса тесно контактирует с родителями. Но это происходит  в основном в частном порядке.  Педагоги созваниваются с родителями по мере необходимости или родители интересуются жизнью детей в школе. Родительские собрания организовываются в основном  перед каникулами, когда возможно собраться всем вместе.

        В заключение хочу подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

Список литературы

1. Журавлев И.К. Дифференцированное обучение школьников // Народное образование – 1990 - №1.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.-2-е изд.-М.:Просвещение,Владос,1995.-112с.

3. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г.

4. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. ж. Начальная школа №1 2002г., стр.73

5. Рябунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.

6. Скрипченко Т.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса. Научно-практический журнал «Завуч» №8, 2005г. Стр.93

7. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. – 1990. - №6 – с.81-85.

8. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. ж. Начальная школа №5 2004г., стр.69