Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Проказникова Оксана Николаевна

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sozdanie_zdorovesberegayushchey_sredy.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни. А что такое здоровье? Это не только отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
 Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда.  У кого есть надежда у того есть всё».

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается  катастрофическое нарастающее ухудшение здоровья детей.

По данным исследований лишь
• 14% детей практически здоровы,
• 50% имеют функциональные отклонения,
• 35-40% хронические заболевания.
• Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения,
• в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы,
• в 5 раз - нарушение осанки,
• в 4 раза - нервно-психических расстройств.
• За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.
• К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,
• более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках.
• Абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.

Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся:
« Что для нас важнее –  физическое состояние ученика или  его успеваемость?»   Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя лишь традиционные педагогические технологии проведения урока.
Я считаю, что проблема здоровья детей возникает и по причине того, что для некоторых учителей главная задача их деятельности – это образование любой ценой. Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. Попадая в условия систематических школьных перегрузок, они оказываются неуспевающими учениками или учащимися, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения.

Как сделать учение безвредным для здоровья? Реализация современных школьных программ повышенного уровня, к сожалению, привела к ряду отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.

Здоровьесберегание подразумевает сохранение здоровья: физического, психического, социального, нравственного и духовного. Здоровьесберегающие технологии - система мер, направленных на сохранение здоровья. Включает в себя оранизацию всей работы в школе - учителей, администрации, техперсонала.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

 «Условия здоровьесбережения на уроке».

• Соблюдение этапов урока.
• Использование методов групповой работы.
• Использование интерактивных методов.
• Создание положительной психологической атмосферы.

Психологический комфорт учеников во время уроков. В первую очередь это создание доверительных отношений между учителем и учениками, что помогает контролировать проблемных детей, избегать конфликтных ситуаций и стрессов. В целом это повышает эффективность учебного процесса и способствует укреплению детской психики.
• Активность каждого участника.
• физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
• выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
• элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
• Упражнения для глаз.
• Дозировка объема учебного материала.

Здоровьесберегающее обучение:

  1. направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся;
  2. приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.


Поэтому при построении уроков необходимо учитывать следующие требования:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
    2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
    4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
    5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
    6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
    7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
    8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
    9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
    10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Немаловажную роль играет и соблюдение режима дня школьника. Для первоклассников созданы условия пребывания в школе с учетом возрастных особенностей учащихся:

  • Трехразовое питание (завтрак, обед и полдник)
  • Динамический час после второго урока (прогулки, игры на свежем воздухе);
  • Дневной сон


В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной
системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного
“Технология раскрепощённого развития детей”
. 

Элементы данной системы активно используются всем звеном начального образования нашей школы:


1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используют
схемы зрительных траекторий.  Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Это:

  • подвесные буквы (формулирование темы урока учащимися, основополагающего термина урока и т.д.);
  • цветовые волны на стене – разминка для глаз;
  • тренажер «веселая божья коровка» - разминка для глаз, запоминание геометрических фигур, цветов, пространственное ориентирование (вправо, влево, вверх, вниз);
  • экраны – самые главные выводы урока располагаются на экранах, расположенных в четырех углах класса;
  • карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе
  1. важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме смены динамических поз 
  • работа с конторками. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его осанка;
  • проговаривание в движении – выразительное чтение стихотворений, правил, текстов
  • чтение текстов сидя на полу
  1. массажные коврики – массаж стоп ног
  2. су-джок массажеры

Су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений

Приемы работы Су – Джок массажером:

  1. Массаж специальным шариком.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

  1. Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Или:

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,   (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.

Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

  1. Цветотерапия – тренажер «Сухой дождь»

Разноцветные шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь всем  лицом.

Разноцветные «струи»:

-  стимулируют тактильные ощущения;

- способствуют развитию зрительного сосредоточения;

- способствуют обогащению кинестетических знаний;

- развивают  мелкую моторику;

- помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве;

- способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем.

За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, как «уголок уединения»; используем тренажер и во время артикуляционной гимнастики, а также как средство психоэмоциональной разгрузки.

Все вышеперечисленные элементы можно применять на различных этапах урока, а также в качестве физкультминуток.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

 Физкультурные минутки– кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Требования к организации и проведению физкультминуток. 

  • Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15 – 20-я минута урока.
  • Двигательность физкультминуток  обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений,    повторяемых 4 – 6 раз.  За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Комплексы подбираются  в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.  Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
  • Предпочтение следует отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выбрать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Виды физкультминуток: 

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток: 

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации для учителя:

Учитель должен:.

  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся  на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются: 

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

  • Гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

  • Гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

  • Дыхательную гимнастику.

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей.

Забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укре...