Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей.
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сидорова Светлана Ивановна

Забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. 
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье. 

Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматривают как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления, здоровья участников педагогического процесса.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

г.о. Электросталь Московской обл.

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Тема: Создание здоровьесберегающей среды

 

в учебно-воспитательном процессе

 

с учётом индивидуальных особенностей детей

Сидорова Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Февраль 2018 года

Школа — это не только учреждение, куда на протяжение многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.

Для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

Переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся  важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы, взрослые, обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счёт оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребёнка. Живость непосредственного проявления чувств маленьким школьником является для педагогов не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо корректировать.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматривают как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления, здоровья участников педагогического процесса.

Чтобы достичь выше указанной цели, необходимо решить следующие задачи: добиться развития личности, научить учиться, при этом сохранить и укрепить здоровье детей. Этого можно добиться за счёт следующего:

•Соблюдение этапов урока.

•Использование методов групповой работы.

•Использование интерактивных методов.

•Создание положительной психологической атмосферы.

•Психологический комфорт учеников во время уроков. В первую очередь, это создание доверительных отношений между учителем и учениками, что помогает контролировать проблемных детей, избегать конфликтных ситуаций и стрессов. В целом это повышает эффективность учебного процесса и способствует укреплению детской психики.

•Активность каждого участника.

•Физкультурные занятия, физкультурные минутки, прогулки на свежем воздухе.

•Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

•Упражнения для глаз.

•Дозировка объёма учебного материала.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идеи здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:

1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.

2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умение и способности, каков возможный путь развития.

3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем.

Данные направления и определяют пути повышения педагогического  мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

Основной показатель, отличающей здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Для достижения высоких результатов для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
  • использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учётом биоритмологического оптимума работоспособности у школьников, который имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели;
  • при построении структуры урока учитывается интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока;
  • осуществление двигательного режима на уроках: смена динамических поз. Учитель периодически переводит детей из положения сидя в положение стоя. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-то объясняет, либо отвечает ученик, а остальные слушают;
  • проведение физкультминуток.

Что влияет на здоровье школьников?

Можно выделить следующие факторы:

1. Организация занятий:

- виды учебной деятельности;

- технологии;

- стиль преподавания;

- отметка, оценка знания;

- объём домашних заданий.

2. Режим функционирования школы:

- расписание учебных занятий;

- питание;

- санитарно-гигиенические условия;

- режим перемен.

3. Уроки физической культуры и наличие спортивных секций и кружков.

4. Межличностные отношения:

- взаимоотношения с одноклассниками;

- отношение учителей;

- здоровье учителей.

5. Учебная деятельность:

- учебный план;

- выбор УМК;

- выбор программ.

Кроме того, на здоровье оказывает значительное влияние досуговая деятельность.

Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся даёт возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности:

– опрос учащихся;

– фронтальный опрос с использованием мяча;

– письмо;

– чтение;

– слушание;

– рассказ;

– рассматривание наглядных пособий;

– ответы на вопросы;

– решение задач.

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши; поднятие руки; сигнальные карточки различного цвета.

б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);

– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Всё это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) проведение физкультурных минуток:

расслабление кистей рук;

массаж пальцев перед письмом;

дыхательная гимнастика;

предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

г) работа по предупреждению утомления глаз.

д) дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Здоровьесберегающее обучение:

  1. направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся;
  2. приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.

Поэтому при построении уроков необходимо учитывать следующие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трёх. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– «хороший смех дарит здоровье»;

– мажорность урока;

– эмоциональная мотивация в начале урока;

– создание ситуации успеха.

Создание экологического пространства:

– проветривание помещений;

– озеленение кабинета;

– освещение кабинета.

Таким образом, использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок физминуток  оказывают благоприятное воздействие на здоровье детей также позволяют решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.

В заключении хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.

Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением, во главе которого на первое место ставится задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....

Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....