Исследоватедьская деятельность в объединении "Не болей-ка"
статья по зож (3 класс) на тему

В данной статье описана методика проведения исследования с детьми по ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_v_obedinenii_ne_boley-ka.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность

на занятиях объединения «Не болей-ка»»

Шевченко Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

эколого-биологического отдела

ДТ «У Вознесенского моста» Адмир. р-на

Все мы знаем, что большая часть жизни ребенка проходит за школьной партой. Поэтому не секрет, что удобная и качественная мебель играет большую роль в образовательном процессе детей. Повседневная многочасовая деятельность на рабочем месте оказывает значительное влияние на организм человека. Условия работы влияют на производительность труда, настроение, а также на состояние различных систем органов. Плохая организация труда на рабочем месте может привести  к физической и умственной усталости, к нарушению физиологической  целостности организма в форме снижения слуха, зрения, осанки, а также травмам.

Основное рабочее место учащегося в школе и дома -  его рабочий стол (парта), где он трудится продолжительное время (более 4 часов). Соответствующая росту учащегося мебель и другое оборудование обеспечивают условия для правильного положения тела, формирования осанки, снижает утомляемость.

Данная методика может использоваться для воспитанников любых возрастов, но, учитывая физиологические особенности, наиболее актуальна она для воспитанников начальной школы. Методика включает в себя не сложные задания и не продолжительна по времени исполнения. Данную методику можно проводить как отдельное исследование, а также   рекомендовать для изучения санитарно-гигиенических требований к рабочему месту или закрепления материала по теме «Опорно-двигательная система».

Цель исследования: определить основные размеры рабочего места в учебном классе, их соответствие антропометрическим данным учащегося и санитарно-гигиеническим нормам.

Объект изучения: рабочее место учащегося

Оборудование и материалы: парты и стулья учебного класса, сантиметровая  лента или рулетка.

Для исследования размеров рабочего стола и стула мы применяем следующие методы (см. таблицу 1):

 - измерение антропометрических показателей;

- измерение размеров мебели;

- расчет санитарно-гигиенических норм по формулам

Таблица 1[1]

Антропометрические измерения, см

Размеры мебели, см

Санитарно-гигиенические нормы, см

Длина голени до коленной ямки (А)

Высота стула от пола до сиденья (а)

а = А + 2

Длина бедра согнутой ноги от колена до головки бедренной кости (Б)

Глубина сиденья (б)

б = от 3/4Б до 2/3Б

Переднезадний диаметр грудной клетки (В)

Расстояние от спинки до переднего края стола (в)

в = В + 5

Длина предплечья и кисти (Г)

Ширина крышки стола одного рабочего места (г)

г = 2Г + 4

Расстояние от поверхности сиденья до локтя свободно опущенной руки сидящего (Д)

Расстояние по вертикали от крышки стола до сиденья стула (д)

д = Д + 5

Антропометрические измерения заносятся в таблицу 2

 

Таблица 2

Фамилия

Длина голени до коленной ямки, см

Длина бедра согнутой ноги от колена до головки бедренной кости, см

Передне- задний диаметр грудной клетки, см

Длина предплечья и кисти, см

Расстояние от поверхности сиденья до локтя свободно опущенной руки сидящего, см

1

2

3

4

5

 Показатели санитарно-гигиенических норм  для каждого ученика рассчитываются по формулам, приведенным в таблице 1. Затем, измеряются реальные размеры столов и стульев в исследуемом кабинете, и определяется отклонение от нормы для каждого воспитанника. Полученные данные заносятся в таблицу 3.

Таблица 3

Фамилия

Высота стула от пола до сиденья, см

Глубина сиденья, см

Расстояние от спинки до переднего края стола, см

Ширина крышки стола одного рабочего места, см

Расстояние от крышки стола до сиденья стула, см

1

Норма:

Откл.:

Норма:

Откл.:

Норма:

Откл.:

Норма:

Откл.:

Норма:

Откл.:

На основании полученных данных, воспитанники делают выводы о соответствии столов и стульев в классе антропометрическим данным учащихся и санитарно-гигиеническим нормам, а также дают свои рекомендации по улучшению ситуации.

Данная методика проста в применении и не требует больших затрат материального обеспечения и времени.

Список литературы:

1. Алексеева С. В., Груздевой Н. В., Гущиной Э. В. Экологический практикум школьника, - Самара: Учебная литература, 2006.


[1]         Алексеева С. В., Груздевой Н. В., Гущиной Э. В. Экологический практикум школьника, - Самара: Учебная литература, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция «Ценим более всего: В человеке – человечность, В мире знаний - бесконечность…»

По официальным данным в России 1,5 млн. детей имеют отклонение в развитии. Около 30% из них могли бы учиться в массовых школах несмотря на страшный медицинский диагноз. В США, Европе, Кан...

Встреча поколений "День нашей памяти и боли"

Сценарий открытого мероприятия для учащихся начальной школы....

Сложение трех и более слагаемых

Разработка урока по математике в 3 классе по прграмме "Начальная школа XXI века"...

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»

Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 5. Почему болят зубы.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

«Внеурочная деятельность как средство более ранней подготовки к дальнейшему выбору профиля обучения»

Проект - "Успех каждого ребенка". Он призван воспитывать "гармонично развитые и социально ответственные личности". Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация...